Семь видов садханы

ШОДХАНА: ШАТКАРМА

Первое, или очищение, совершается с помощью шести процессов, известных как шаткарма. Первый из них — дхаути, или очищение, бывающее четырех видов: внутреннее очищение (антар-дха-ути); очищение зубов и т.д. (данта - дхаути); «сердца» (хрид-дхаути) и,наконец, ректума (мула - дхаути).

Алтар-дхаути также четверично — в него входит: ватасара, с помощью которой воздух направляется в живот и затем удаляется; варисара (с ее помощью тело заполняется водой, удаляемой затем через анус); вахнисара, в которой делается набхи-граптхи с целью воздействия на позвоночный столб (меру); вахишкрита (бахишкрита), когда живот посредством какшш-мудры™ наполняется воздухом, удерживаемым половину ямы 119 и затем испускаемым наружу. Также дапта-дхаути бывает четырех видов и состоит в очищении зубов и языка, ушей и других подобных «внутренних полостей головы» (капала-рандхра). Правильно выполненное хрид-дхаути удаляет слизь и желчь. Это делается с помощью тростинки (данда-дхаути) или ткани (васодхаути), проталкиваемых в горло или проглатываемых, либо вызыванием рвоты (вамапа-дхаути). Мула-дхаути выполняется для расчищения выхода апана-вайю и производится либо средним пальцем и водой), либо стеблем растения куркума.

Васти (басти) — вторая из шаткарм, она двоична и бывает либо сухой (шутка), либо водяной (джала). Во второй форме иогин сидит в позе уткатасана320 погрузившись в воду до пупка, при этом сокращая и расширяя анус а ш вини - мудрои; либо то же самое делается в позе пашчимоттанасана321, при этом мягко двигая животом ниже пупка. В нети очищаются ноздри куском мягкого шнура. Лаули-ки представляет собой вращение живота то в одну, то в другую сторону. В тратаке йогин подолгу смотрит, не моргая, на какой-либо предмет небольшого размера, не отрывая взгляда до тех пор, пока слезы не выступят из глаз. Этим приобретается «небесное видение» (див ь я - дри ш ти), столь часто упоминаемое в тантрической упасане. Капалабхати — это процесс для удаления носовой слизи. Известны три его способа: вата-крама — вдохом и выдохом; въют-крама — водой, вводимой через нос и выводимой через рот; и шит-крама — обратный процесс.

В целом, все перечисленные процессы представляют собой усилия, благодаря которым тело очищается и становится достаточно чистым для последующей йогической практики.

ДРИДХАТА: АСАНА

Дридхатпа, то есть сила или крепость, приобретается практикой асан и представляет собой второй из вышеупомянутых процессов.

Асаны — это положения тела. Обычно этот термин понимается как способы сидения. Но положения не обязательно бывают исключительно сидячими. Некоторые асаны делаются на животе, спине, руках и т.д. Говорится322, что асан столько же, сколько живых существ, поэтому всего их 8 400 000, из которых 1600 провозглашаются как наиболее превосходные, в свою очередь, из них выделяются 32, которые являются благоприятными для людей. Они описываются детально. Двумя наиболее распространенными асанами являются: мукта-падмасана («облегченная поза лотоса»)323, обычное положение для поклонения, и баддха-падмасана324. Патанджали по поводу асан просто указывает наиболее характерные признаки надлежащего исполнения, предоставляя каждому отрегулировать все детали в соответствии с его индивидуальными особенностями. Существуют и некоторые другие асаны, отражающие специфику Тантр. Это такие асаны, как мундасана, читасана и шавасана, в которых сидением садхаки являются соответственно черепа, погребальный костер и труп. Этот вид выполнения (хотя он может иметь и другие ритуальные цели) асан образует часть дисциплины, предназначенной для преодоления страха и достижения безразличия — качества, присущего настоящему йогину.

Тантры предписывают как места для проведения таких практик уединенную горную вершину, одиноко стоящий пустой дом, берег реки или место для кремации (шмашану). Внутреннее место кремации — там, где тело желания (камы) и его действия страсти поглощаются огнем знания.

СТХИРАТА: МУДРА

Cmxupama, или стойкость, приобретается практикой мудр, с которыми имеют дело труды по хатха - йоге и которые представляют собой положения тела. Это своего рода гимнастика, дающая здоровье и разрушающая болезни и смерть325. Такова, например, джала-ндхара326 и другие мудры. Они также предохраняют от повреждения огнем, водой и воздухом. Возникающие от практики физическое здоровье и другие результаты их воздействия вступают в сотрудничество с разумом. Единением совершенного ума и совершенного тела на основе их правильного соподчинения достигаются сиддхи. «Гхеранда-самхита» описывает множество мудр, часть из которых отмечены как наиболее важные. В знаменитой йони-мудре йогин, сидя в сиддхасане, пальцами закрывает глаза, рот, ноздри, уши. Затем, делая какини-мудру, он вдыхает прана-вайю и соединяет его с апана-вайю. Медитируя поочередно на шести чакрах, йогин пробуждает спящую кундалини мантрой «хум хамсах» и, поднимая ее, ведет к саасраре; затем, полагая наполненным себя Шакти и находясь в полном блаженстве единения (сангамы) с Шивой, иогин медитирует на свою Самость, следствием чего является переживание единства, которое есть само блаженство и Брахман321. Ашвини-мудра заключается в повторяющемся сжатии и расширении ануса для целей шодханы или в фазе сжатия только для удержания апаны в практике шат-чакрабхеды. Шакти-чалана прибегает именно к этой мудре, повторяемой вплоть до появления вайю в су ш умне. Упражнение сопровождается вдохом и соединением праны и апаны, а производится только в сиддхасанё328.

ДХАЙРЬЯ: ПРАТЬЯХАРА

Дхайръя, или стойкость, достигается пратъяхарой. Пратъя-\ара — это обуздание чувств, освобождение ума от любых раздражителей и удержание его под контролем Атмы. Ум изымается из любого направления мысли, и Самость занимает господствующее положение в разуме, обретая способность направлять его. Пратьяхара разрушает шесть грехов329.

ЛАГХАВА: ПРАНАЯМА

Из пранаямы (см. ниже) возникает лагхава (легкость).

Все существа 21 600 раз в день произносят аджапа-гаятри, состоящую из выталкивания дыхания хам-карой и его вдыхания сах - карой. Обычно дыхание распространяется на расстояние двенадцати пальцев, однако при пении, еде, прогулке, сне, соитии это расстояние достигает 16, 20, 24, 30 и 36 пальцев длины соответственно. При интенсивных упражнениях это расстояние увеличивается, и наибольшее расстояние бывает длиной 96. Когда дыхание осуществляется в пределах нормального расстояния, жизнь продлевается. Когда же оно превышает норму, жизнь сокращается. Ду рака означает вдох, а речака — выдох. Кумбхака —это задержка дыхания между этими двумя движениями. Согласно «Гхеранда-самхите», кумбхака бывает восьми видов: сахита, сурьябхеда, уджджайи, шитали, бхастрика, бхрамари, мурччха и кевали. Подобным же образом варьирует и пранаяма. Пранаяма — это контроль над физическим дыханием и другими жизненными дыханиями. Она пробуждает шакти, избавляет от болезни, приносит непривязанность к миру и блажен-ство. Ценность ее неоднозначна. Она наилучшая (уттама), когда её мера равняется двадцати; средняя (мадхъяма) — когда при 16 она дает дрожание позвоночника; и худшая (адхама), когда при 12 она вызывает потливость. Необходимо, чтобы нади были очищены, поскольку воздух не входит в них, если они загрязнены. Очищение нади (нади-шуддхи) бывает либо саману, либо нирману, то есть с использованием или без использование биджи. Следуя первой форме, иогин в падмасане делает гуру-пъясу, согласно наставлениям гуру, Медитируя на «йам», он через иду совершает джапу биджи 16 раз, кум б хаку с джапой биджи — 64 раза, затем выдыхает через солнечную нади и совершает джапу биджи 32 раза. От манипуры поднимается огонь и соединяется с притхиви. Затем осуществляются вдох посредством солнечной нади с 16 - кратным повторением вахни-биджи и кумбхака с 64 - кратным повторением биджи, после чего следует выдох через лунную нади с джапой биджи 32 раза. Он затем медитирует на лунное сияние, сосредоточив взгляд на кончике носа, и вдыхает идой с джапой биджи «тхам» 16 раз. Кумбхака выполняется с биджей «вам» 64 раз. Затем он размышляет о себе как о наполненном нектаром и осознает, что нади очищены, после чего делает выдох через пингалу с джапой биджи «лам» 32 раза и ощущает себя окрепшим и более сильным. Затем он садится на мат из травы ку ш а, оленью шкуру и т.п. и, повернувшись лицом к востоку или северу, делает пранаяму. Для этого упражнения следует, в дополнение к нади-шуддхи, позаботиться о выборе подходящего места, времени и пищи. Так, место не должно быть слишком удаленным, чтобы не вызывать утомления от длительного пути; оно не должно быть незащищенным, подобно лесу, не следует практиковать в городе или в местности с большим скоплением людей, что создает раздражение. Пища должна быть чистой и вегетарианской. Она не должна быть слишком горячей или слишком холодной, острой, кислой, соленой или горькой. Поститься, принимать пищу один раз в день и тому подобное запрещается. Напротив, йогин не должен оставаться без пищи дольше, чем на одну яму (три часа). Принимаемая пища должна быть легкой и калорийной. Следует избегать длительных прогулок и других интенсивных упражнений, равно как и полового сношения (особенно для начинающих это условие является обязательным).

Желудок должен быть наполнен только наполовину. Говорится, что от практики йоги следует воздерживаться весной и осенью. Как уже упоминалось, формы пранаямы различны. Так, сахита, которая бывает либо с биджей (сагарбха), либо без нее (ниргарбха); в первом из этих двух вариантов она выполняется следующим образом: садхака медитирует на Видхи (Брахму), преисполненного раджа-гуной, красного цвета и имеющего вид а-кары, вдыхая через иду в шесть приемов (матр). Перед кумбхакой он делает уддияпа-бандха-мудру. Медитируя на Хари (Вишну) как саттвамайю и черную биджу у-кару, он делает кумбхаку с 64 джапами биджи; затем, медитируя на Шиву как тамомайю и его белую биджу ма-кару, йогин выдыхает через пингалу с 32 д ж апами биджи; затем, вдыхая посредством питали, он делает кум б хаку, и выдыхает через иду с той же самой биджей. Процесс повторяется в обычном и обратном порядке.

ПРАТЬЯКША: ДХЬЯНА

Дхъяной достигается третье качество реализации, или прат ь- якша. Дхьяна, или созерцание, бывает трех видов: стхула, или грубая, джъоти и сукшма, или тонкая110. В первом случае посредством умственного представления вызывается форма Деваты. Одна из форм дхъяиы для такой цели следующая: пусть садхака размышляет о великом океане нектара в своем сердце. В центре этого океана находится остров драгоценных камней, берега его сделаны из драгоценного песка. Остров покрыт лесом, где растут деревья кадамба с желтыми цветами. Этот лес окружен малати, чампаками, париджа-тами и другими благоуханными деревьями. Посредине этого леса возвышается прекрасное дерево калъпа, увешанное свежими цветами и плодами. В его листве жужжат черные пчелы и красивые птицы предаются любви. Его четыре ветви — четыре Веды. Под деревом — оольшая мандола из драгоценных камней, и внутри нее — прекрасное ложе, на котором пусть он представит себе своего Ишта-девату.

Гуpy укажет ему форму, одеяние, вахаиу Деваты, сообщит его имя. Джъотир-дхъяна — это вливание огня и жизни (теджаса) в представленную таким образом форму. В муладхаре возлежит змееподобная Кундалшш. Там же пребывает дживатма наподобие конусообразного пламени свечи Затем садхака медитирует на теджомайя-Брахмана или, иначе, между бровями на пранаватмаку, пламя, испускающее юный блеск.

Сукшма-дхьяна — это медитация на Кундалини с шамбхавимудрой после того, как она проснется. Этой йогой (см. ниже) выявляется Атма (атма-сакшат-кара).

НИРПИПТАТВА: САМАДХМ

Наконец, посредством сомадхи достигается качество нирлип-татвы, или отрешенности, и с этого момента мукти (освобождение) является достигнутым. Самадхи, рассматриваемое как процесс, есть интенсивный способ умственной концентрации, свободный от всех самкалъп и привязанностей к миру, от всякого самоощущения и самозаинтересованности (маматы). Рассматриваемое как результат такого процесса самадхи представляет собою соединение дживы с Параматмой*31.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: