Полный жизненный цикл по Э. Эриксону1
Стадия развития
Радиус значимых
отношений
Основной выбор
или кризисное
противоречие
возраста
Позитивные «новообразования» возраста
Деструктивные «новообразования» возраста
1. Младен- | Мать | Основополагаю- | Базисное до- | Уход от обще- |
чество | щая вера и на- | верие, на- | ния и деятель- | |
дежда - против | дежда | ности | ||
основополагающей | ||||
безнадежности | ||||
2. Раннее | Родители | Самостоятельность | Воля | Навязчивость |
детство | против зависимости, стыда и сомнений | (импульсивность или соглашательство) | ||
3. Возраст | Семья | Личная инициатива | Целеустрем- | Заторможен- |
шры | против чувства вины и страха порицания | ленность, целенаправлен-ность | ность | |
4. Школь- | Соседи, | Предприимчивость | Компетент- | Инертность |
ный воз- | школа | против чувства | ность, уме- | |
раст | неполноценности | лость | ||
5. Подрост- | Группы | Идентичность | Верность | Застенчивость, |
ки | сверстников | против смешения идентичности | негативизм | |
6. Юность | Друзья, | Интимность против | Любовь | Исключитель- |
сексуаль- | изоляции | ность (склон- | ||
ные парт- | ность исклю- | |||
неры, со- | чать кого-либо | |||
перники, | (себя) из круга | |||
сотруд- | интимных от- | |||
ники | ношений) | |||
7. Взрос- | Разделен- | Производитель- | Забота, ми- | Отверженность |
лость | ный труд и общий ДОМ | ность против застоя, поглощенности собой | лосердие |
8. Старость Челове- Целостность,
|
|
чество - универсальность
«мой против отчаяния,
род» отвращения
Мудрость
Презрение
См.: Цукерман ГЛ., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 37.
Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе
Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Указанные 8 стадий люди проходят с разной скоростью и с различным успехом, неудачное разрешение кризиса на какой-то из них приводит к тому, что при переходе на новую стадию у человека сохраняется необходимость решать противоречия, свойственные не только данной, но и предыдущей стадии. Однако в таком случае это дается гораздо труднее.