Причины и сущность психического развития ребенка. Полный жизненный цикл по Э

Полный жизненный цикл по Э. Эриксону1




Стадия развития


Радиус значимых

от­ношений


Основной выбор

или кризисное

противоречие

возраста


Позитивные «новообразо­вания» воз­раста


Деструктивные «новообразова­ния» возраста


1. Младен- Мать Основополагаю- Базисное до- Уход от обще-
чество   щая вера и на- верие, на- ния и деятель-
    дежда - против дежда ности
    основополагающей    
    безнадежности    
2. Раннее Родители Самостоятельность Воля Навязчивость
детство   против зависимости, стыда и сомнений   (импульсив­ность или со­глашательство)
3. Возраст Семья Личная инициатива Целеустрем- Заторможен-
шры   против чувства вины и страха порицания ленность, це­ленаправлен-ность ность
4. Школь- Соседи, Предприимчивость Компетент- Инертность
ный воз- школа против чувства ность, уме-  
раст   неполноценности лость  
5. Подрост- Группы Идентичность Верность Застенчивость,
ки сверст­ников против смешения идентичности   негативизм
6. Юность Друзья, Интимность против Любовь Исключитель-
  сексуаль- изоляции   ность (склон-
  ные парт-     ность исклю-
  неры, со-     чать кого-либо
  перники,     (себя) из круга
  сотруд-     интимных от-
  ники     ношений)
7. Взрос- Разделен- Производитель- Забота, ми- Отверженность
лость ный труд и общий ДОМ ность против застоя, погло­щенности собой лосердие  

8. Старость Челове- Целостность,

чество - универсальность

«мой против отчаяния,

род» отвращения


Мудрость


Презрение


См.: Цукерман ГЛ., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995. С. 37.


Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе

Эриксон полагал, что если эти конфликты разрешаются ус­пешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается образованием определенных личностных качеств, в совокупности составляющих тот или иной тип личности. Указанные 8 стадий люди проходят с разной скоростью и с различным успехом, не­удачное разрешение кризиса на какой-то из них приводит к тому, что при переходе на новую стадию у человека сохраняется необ­ходимость решать противоречия, свойственные не только данной, но и предыдущей стадии. Однако в таком случае это дается гораздо труднее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: