Каждый из нас имеет чувство ритма

Раз уж мы заговорили о ритмичной музыке, стоит особо отметить, что такие средства музыкальной выразительности, как метр, темп, ритм, имеют немаловажное значение для музыкальной терапии.

С маршевой музыкой ассоциируется большинство наших парадов, идущих нога в ногу демонстрантов, вообще чего-то военного, возможно даже воинственного. И действительно, во всех войнах последних столетий музыка использовалась в качестве средства прямого воздействия на человека. Согласно нашим наблюдениям, определенные музыкальные произведения (например, те же самые марши) подвигали на подвиги как отдельно взятых воинов, так и целые группы людей, стимулировали их, управляли ими благодаря воздействию на подсознание и формировали чувства гордости, патриотизма, готовность к самопожертвованию во имя идеи. И даже отвергающий войну, но вынужденный стать солдатом человек не мог, сколько ни пытался, сопротивляться своим собственным импульсам, продиктованным вегетативной нервной системой и выражающимся в двигательных реакциях.

Не забывайте: при 65 децибелах мы начинаем реагировать на музыку вне зависимости от наших этических и эстетических установок. Причина в том, что комбинация определенных ритмов и большой громкости звучания воздействует на ту область нашего мозга, которая отвечает за наше восприятие внешней информации, и снижает порог чувствительности. Это же отчасти объясняет ненормальное воздействие рока, перегруженного звучанием ударных инструментов, в пятидесятые и шестидесятые годы, когда музыка «повергала» массы слушателей в состояние, аналогичное наркотическому дурману.

Про стимулирующее воздействие музыки пока не написано никаких серьезных научных работ. Примечательно, однако, уже то, что, например, в кайзеровской Германии музыкально одаренных офицеров награждали чаще, чем прочих офицеров. И в то же время учителя музыки в гимназиях и лицеях (также как и преподаватели труда, религии) должны были пользоваться черным входом в школьных зданиях, потому что центральный вход был «зарезервирован» для преподавателей основных дисциплин (по крайней мере, это полностью соответствовало школьным порядкам в Пруссии).

О других типах непосредственного воздействия музыки на человека постоянно судачат. К примеру, говорят, что банановые деревья растут быстрее, если играть марш Радецкого, или же что коровы больше дают молока тогда, когда им дают послушать моцартовскую симфонию № 40 (первую часть). Эти и другие легенды были привнесены в науку в 60-е и 70-е годы многочисленными авторами популярных иллюстрированных журналов, охочих до сенсаций, что лишь повредило науке. Речь в подобных статьях на самом деле должна была идти не о музыкальных произведениях, не о необычайном воздействии моцартовского творчества на коров и т. д., а о том, что все звуки, — начиная с шума и заканчивая настоящей музыкой, — одинаково сильно воздействуют на любой живой организм.

Иоахим Эрнст Берендг в своих книгах «Нада Брахма. Мир — это звук» и «Третье ухо» приводит примеры из многочисленных исследований американских коллег, которые указывают на влияние звука на растительный микрокосмос в связи с функциями музыки (звука) в космосе. Для исследователей, занимающихся изучением подобных вопросов, в астрономии ли, астрофизике, биохимии или молекулярной биологии, стало очевидным, что существует взаимосвязь, даже зависимость, форм жизни и звукового воздействия.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Какую музыку вы включаете для того, чтобы окончательно проснуться и больше не засыпать на ходу (например, в длительной поездке, за рулем), для того, чтобы улучшить настроение и себе, и окружающим?

Подумайте над тем, находите ли вы в данной музыке определенные активизирующие средства выразительности.

(Но если вы с помощью музыки стараетесь ускорить засыпание, то дождитесь, пожалуйста, главы, в которой мы будем говорить про целый ряд исключений из правил.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: