Воздействие музыки ярче всего проявляется в тех ситуациях, когда сталкиваешься со звучанием живого человеческого голоса. И слышится ли пение каких- либо бойскаутов или участников молодежного фестиваля, исполняемые песни действуют на всех в данном случае совершенно одинаково и вне зависимости от текста — если, конечно, музыка действительно создавалась, чтобы вдохновлять слушателей.
Народные песни, такие как «Весна в горах», или же баховский хорал «Возрадуйся...» воздействуют практически на всех без исключения, причем в любой ситуации (звучат ли они в цирке-шапито или во время церковного концерта). Вряд ли сегодня стоит принимать во внимание сохранившиеся с древних времен поговорки или высказывания типа того, что «Там, где поют, ты ощущаешь покой, ведь у злых людей не бывает песен». Доказательством обратного служат музыкальные программы геббельсовского министерства пропаганды эпохи национал-социализма, отчетливо продемонстрировавшего возможности манипулировать людьми с помощью музыки и песен. На примере всевозможных диктатур авторитарных и тоталитарных режимов, существовавших в нашей истории, мы знаем, что подобное высказывание — абсурд. Там, где должна насаждаться идеология, сначала начинают петь, подкрепляя музыкой идеи.
|
|
От хорового пения до маршей — дистанция не такая уж большая, тем более в области восприятия. Марши становятся великолепным подсобным материалом манипуляции, равно как и прочие звуковые раздражители. Вторжением в мир эмоций!
В отличие от вышеописанных идеологических «подпиток идей музыкой», пение с пациентами, если уж мы вспомним о нашей собственной теме, является всего лишь «вокальной игрой», оказывающей освобождающее целительное воздействие на человека.