Опасности эрготропной музыки

Опасной музыка сама по себе не бывает, такой ее делают люди.

Обратим внимание на одно из основных средств музыки: динамику, которую мы измеряем в децибелах (ранее в фонах) и с которой мы уже успели познакомиться как с одним из важнейших элементов музыки. В функциональной музыкальной терапии это средство выразительности используется в качестве стимулирующего положительные эмоции, способствующего возникновению чувства радости, ободряющего. Однако оно может быть не только созидательным, но и разрушительным: может навредить, ранить (в психическом смысле) и даже убить.

Из одной моей ранней работы, посвященной теме дискотек, мне хотелось бы привести следующие сведения: продолжительное воздействие звуков (в том числе и музыки) большой мощности, превышающей положенные 65 децибел, приводит к продолжительной глухоте. «Болевой порог» колеблется в пределах 100-120 децибел, но и меньшая громкость вполне может покалечить нас. (Об этом нельзя забывать и группам музыкальной терапии, использующим импровизацию, и не увлекаться «жесткой ритмизацией»...)

Вышеупомянутые физиологические реакции на музыку (повышение сердечнососудистого давления, учащение дыхания и пульса) в совокупности создают состояние, сходное с наркотическим опьянением в результате употребления сильнодействующих наркотиков.

Во время рок-концерта в Лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-х годов (квадрофонические установки только-только вошли в моду и заполонили весь рынок) некоторые из колонок были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанов. Позже просматривая фильм, снятый на этом концерте, можно было заметить, как в антракте к забору устремляются машины «скорой помощи» и забирают первые «жертвы». Причиной данных событий явилось то, что звук из колонок, достигавший ПО децибел, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 децибелам; при звуке в 155 децибел сгорает человеческая кожа; при 165 децибелах погибают домашние животные; при 185 децибелах умирает человек.

В Хитроу же произошло следующее: наряду с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело слушателей в состояние транса, которое «притупляет» болевые ощущения. Так, некоторые из «заборных слушателей» в экстазе бились о ржавый забор, даже не чувствуя боли. И только тогда, когда музыка затихла (а вместе с тем прекратилось и чрезмерное звуковое давление), вернулась и способность чувствовать боль, для многих непереносимую. При этом тело — для облегчения боли — отреагировало потерей сознания.

Подобное страшное воздействие громкой музыки (которое было известно еще в Древнем Китае и использовалось для пыток или даже смертной казни) описано в книге «Девять портных» Дороти Сайерс. В этом детективном романе один из героев, брошенный на погибель в запертой колокольне в новогоднюю ночь, от гудения «девяти портных» (так называли в романе церковные колокола) умирает в страшных муках. Что ж, я считаю этот эпизод вполне достоверным, поскольку абсолютно убежден в том, что писательница не стала бы использовать факты, не выдерживающие научной критики. В противном случае пострадало бы ее реноме, вследствие чего она бы лишилась хорошего куска хлеба.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: