Громкость звука — а что еще?

Точно также, как и динамику, мы можем рассмотреть каждое средство музыкальной выразительности и соответствующим образом проанализировать любые типичные проявления той или иной реакции на него. Возьмем, к примеру, метр[2]. О том, какие средства позволяют музыке воздействовать на человека, мы уже с вами говорили. Но только метр и его единица — такт влияют на организацию музыкального времени. Никакое другое средство не значит столько для образования ритма, темпа и не воздействует особым образом (психофизически) на человека. Нечетный размер такта, например трехдольный (вспомните знаменитое вальсовое «раз-два-три»), заставляет человека скользить над землей (на счет «раз»), на счет «два» подготовиться к взлету, чтобы на счет «три» взмыть вверх. Едва ли слушатель и тем более танцор решатся сравнить какой-нибудь марш даже с простейшими трехдольными танцевальными мелодиями. Да, марши очень часто считают музыкой «приподнятых чувств», но данные ощущения имеют чисто эмоциональную природу. Простейшая двух- или четырехдольная мелодия марша не приглашает человека к полету, а лишь заставляет его целеустремленно двигаться вперед, в горизонтальном направлении. И не одни только военные марши гонят нас вперед, но и любая музыка с четным размером. Вспомним, например, какую-нибудь четырехдольную мелодию, которая подчеркивает первую и третью долю и которую нещадно эксплуатировало мое поколение конца 60-х годов во время демонстраций, выкрикивая «Хо-хо-ши-мин».

Когда в последней части данной книги, посвященной групповым импровизациям, мы будем подробней рассматривать активную музыкальную терапию, мы поймем, что люди в определенной ситуации поначалу «хватаются за то, что могут удержать». И очень часто это касается негибких, жестких метров, которые оказываются необыкновенно популярными на первых занятияхтренинга. Обычно в таких случаях музыкальный терапевт пытается ослабить «мертвую хватку» группы (которая, как заведенная, повторяет одну и ту же метрическую пульсацию), намеренно фальшивя. Зачем же он делает это? Скажу чуть позже.

Для того чтобы объяснить специфику воздействия различных простейших видов метра, припомним роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан», гениально экранизированный Фолкером Шлендорфом, и барабанщика Оскара, персонаж романа. И в книге, и в кинофильме есть «ключевая музыкально-психологическая сцена», показывающая национал-социалистический праздник. Все бригады «ура-кричаль- щиков», хор и оркестр, СС и местные партийные бонзы толпятся в нетерпеливом ожидании прибытия в их городок верховного бонзы. И он не заставил себя долго ждать, оркестр грянул бравурный марш — и высшему партийному функционеру не осталось ничего другого, как в сопровождении местных фюреров начать маршировать вдоль стадиона, приветствуя воодушевленных зрителей взмахом руки...

Но после первых же тактов к оркестру подключается — скромно и поначалу почти неразличимо — барабан маленького Оскара Матцерата, с которым он спрятался под трибуной, в непосредственной близости от группы ударных и духовых инструментов оркестра. И пока те играют геройские марши, маленький Оскар отбивает трехдольные мелодии...

И читатель, и зритель фильма имеют возможность позлорадствовать, наблюдая, что происходит с участниками парадного марша. Невозможно придерживаться четкого маршевого ритма, если в это же время кто-то наперекор метру исполняемых мелодий отбивает трехдольный такт.

Продолжение короткой сцены было таково: они делают несколько неверных шагов, начинают путаться в ногах, ряды торжественного шествия расстраиваются и партийные бонзы сбиваются на танцующую вальсовую походочку. Ни о каком триумфе воли не может быть и речи, оркестр окончательно подчиняется трехдольному ритму маленького Оскара, устроившегося под трибуной, и в конце концов весь конгресс национал-социалистов пускается в пляс на зеленой лужайке стадиона. И бонзы, и зрители — короче говоря, все. И никто из них не знает почему...

После подобного экскурса вернемся к взаимодействию звука — с одной стороны и наших психофизических реакций — с другой. К опасностям, таящимся в музыке, во всем, что сопровождается распространением звуковых волн и что может привести к психическим и физическим нарушениям.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

Бывало ли так, чтобы музыки становилось для вас «сл итк ом много»? Случалось ли вам включать музыку только для того, чтобы активизировать себя?

Или она была включена кем-то другим?

Обращаете ли вы внимание в этом случае на то, что за музыка звучит?

Второй звукоряд: трофотропная музыка

Наряду с данными о том, что стимуляция и активизация всегда увеличивают напряжение в результате возбуждения симпатической нервной системы, возникающего благодаря воздействию эрготропной музыки, некоторые из соответствующих исследований получили сведения о том, что существуют музыкальные структуры, обладающие противоположным действием. И если эрготропное звучание может привести к возбуждению, напряжению и даже очень часто к перенапряжению, то второй звукоряд — трофотропная музыка — может стать причиной расслабленности и раскованности. (Понятие «звукоряд» я использую для того, чтобы подчеркнуть следующее: средства музыкальной выразительности должны быть определенным образом «скомпонованы», сопоставлены для того, чтобы действовать на тот или иной лад). Для расслабляющей музыки характерны средства музыкальной выразительности, отличные от тех, что свойственны эрготропной музыке.

Таким образом, мы расслабляемся под музыку, в которой:

• ритмы менее подчеркнутые, ударные;

• преобладает минорный лад;

• много консонансов;

• громкость невысока.

Трофотропная музыка, как некая противоположность эрготропной музыки, «кормит» человека, наполняет его, управляет им не извне, как эрготропная музыка, а изнутри. И если эрготропная музыка поддерживает наш мозг в рабочем состоянии, стимулирует выработку им свежей энергии и выплеск ее вовне, то звучание трофотропной музыки насыщает нас, причем ее вливание мы воспринимаем как нечто новое, как то, чего у нас до сих пор не было.

Прочими особенностями трофотропной музыки являются:

• преобладание легато;

• нежность и кантиленность, напевность мелодии;

• гармоничность.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Какую музыку вы сразу же захотели бы «выключить»?

Какую музыку вы предпочитаете включать тогда, когда хотели бы расслабиться?

Сравните особенности вашей музыки покоя с вышеперечисленными особенностями трофотропной музыки.

Находите ли вы нечто общее? Если да, то что?

Наверное, самым лучшим примером музыки, обладающей большинством тро- фотропных особенностей, может считаться любая колыбельная. Обычно мелодии народных колыбельных песен строятся на основе архаического пентатоническо- го лада, который также можно рассматривать как признак трофотропности, поскольку он формирует ощущение чего-то парящего, невесомого, так как любые сочетания пяти ступеней бесполутоновой пентатоники (от греч. pente — пять и tonos — тон) вообще не образуют никаких острых диссонансов.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Если у вас есть пианино и вы умеете хотя бы чуть-чуть играть на нем, сыграйте какую-либо мелодию, пользуясь одними черными клавишами. И вы услышите пентатоническую мелодию.

Сымпровизируйте еще раз на черных клавишах какую-либо трофотропную, следовательно, тихую, медленную, простую музыкальную тему, прочувствуйте ее.

1- едополнителъноеупражнение.

Сейчас вы можете попытаться сыграть с закрытыми глазами, потому что все черные клавиши звучат одинаково «пентатонически». А у слушателя, закрывшего глаза, степень переживаний лишь возрастет, тем более от трофотропной музыки.

2- едополнителъноеупражнение.

А теперь для сравнения сыграйте на черных клав иш ах что-то быстрое. Возможно, что и в этом случае вы будете ощущать на себе трофотропное воздействие получившейся мелодии, парящей, гармоничной, нежной, — которая гораздо нежнее, чем те произведения, которые вы услышите во время игры на черных и белых клавишах пианино одновременно.

Впрочем, если вы относитесь к тому типу людей, что отказываются играть на фортепиано и импровизировать, то для начала вам легче будет исполнить именно пентатоническое произведение собственного сочинения. Можете попрактиковаться в игре в четыре руки с кем-нибудь еще, у кого тоже не возникает особого желания музицировать, потому что кто-то когда-то отнял у него врожденную тягу к музыке. Попробовав, вът увидите, что произойдет. Поверьте, ваша игра непременно захватит вас обоих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: