Психология развития и психоаналитические аспекты музыкальной терапии

Недоношенный ребенок в инкубаторе, в срок родившийся ребенок в его самые первые недели жизни, взрослые на протяжении всей своей жизни, — все живут в окружении музыки. Формирование музыкального опыта начинается с «музыки» сердечных ритмов матери и ритмов собственного сердца в материнском чреве и продолжается той музыкой, которые взрослые люди слушают в собственных автомобилях, за домашней работой, сидя в самолете и т. д. Как говорит Юрген Трапп, мы окружены музыкой буквально со всех сторон. Этот музыкальный кокон является, по мнению Траппа (и не только его), одной из основных защитных функций человеческого организма. Причем это не просто метафорическое сравнение, но реальный факт, связанный с возможным воздействием музыки на человека: она обволакивает нас, отделяя от остальных людей и символизируя постоянную защиту от всего чужеродного, что, вполне вероятно, угрожает нам. Музыка отделяет нас от социального окружения и вводит в то аутистическое состояние, которое в данном случае ни в коей мере не связано с болезнью под названием аутизм (от греч. autos — сам), развивающейся главным образом при шизофрении, а означает ситуацию, когда мы возвращаемся к самим себе, вглядываемся в себя, абстрагируясь от нашего социального окружения, не вступая с ним в контакты.

Уйдя в самого себя, хотя бы на время избавившись от всего наносного, «укутавшись» таким образом, младенец живет в первые недели своей жизни. Подобное состояние врач и аналитик Маргарет Малер назвала «нормально аутистичным». Это существование за невидимой глазу ширмой, защищающей ребенка от всяческих раздражителей, окружающих его со всех сторон, атакующих его, ущемляющих и воздействующих на все анализаторы, отвечающие за зрение, слух, вкус, обоняние.

В связи с этой фазой жизни новорожденного ребенка психоаналитик Хайнц Кохут развил, наряду с известной и весьма действенной «теорией нарциссизма», целое учение, согласно которому неправильное обращение с ребенком в его раннем детстве приводит в дальнейшем к переоценке взрослым человеком собственного Я, или Эго. Причем связана подобная нарциссически-шизоидная переоценка с музыкальным слухом и музыкальным воздействием, к чему я еще вернусь чуть позже.

Однако поначалу придется очертить контуры многозначного слова «психоанализ», которое понадобится нам, чтобы понять мысль Хайнца Кохута о воздействии шума и музыки, а также всех музыкальных терапевтов, занимающихся активной музыкальной терапией, рассматривающей ее с точки зрения психоанализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: