О бессознательном и прочих научных данных

С психоанализом нам приходится сталкиваться в двух случаях: психоанализом — наукой и психоанализом — формой терапии. Его родоначальник, Зигмунд Фрейд, мимо которого — сознательно или бессознательно, — не пройдет сегодня ни один из интересующихся психологией, ни в коем случае не сводил свою психоаналитическую концепцию к одной лишь «терапии неврозов» у больных или клиентов с явными психическими нарушениями. В первую очередь Фрейд рассматривал свой психоанализ как учение для всех тех, кто, в силу своей профессии, связан с людьми: всех врачей (а не одних только невропатологов), преподавателей высших учебных заведений, педагогов вообще и лиц духовного звания.

Как уже давно подметил Фолькер Болей, музыкальная терапия развивалась (и развивается) поэтапно, и ее становление шло параллельно становлению психоанализа. Это особенно характерно для послевоенного периода, когда возобновились опыты в Германии, прерванные в 1933 году пришедшим к власти Гитлером. Эти опыты были связаны с разработками самоучек. И в аналитической музыкальной терапии появились талантливые дилетанты, работавшие вместе с иностранными профессионалами над научной обоснованностью музыкальной терапии как таковой.

Другие черты сходства в становлении психоанализа и музыкальной терапии заключаются в двойной, а вернее, в тройной их функции: музыкальная терапия как терапевтическая форма в клинической сфере (работа с пациентами); музыкальная терапия в качестве профилактики (самопознание как форма самопомощи); и музыкальная терапия как наука о многосторонней взаимосвязи музыкального раздражителя (прослушанной ли, сыгранной ли самим человеком музыки) и человеческой психики.

Психоанализ никогда не имел единой методики лечения (здесь просматривается еще одна параллель с музыкальной терапией). Представим себе: совершенно разные потоки составляют дельту реки, в ней встречаются абсолютно различные направления, школы, процессы, одновременно абстрагируясь друг от друга или, наоборот, смешиваясь друг с другом.

Различными «рукавами рек» являются:

«ортодоксальный психоанализ» (по Фрейду);

«аналитическая психология» (по Юнгу);

«индивидуальная психология» (по Адлеру).

И соединяются все эти притоки в широкую реку под названием «глубинная психология».

Неопсихоанализ, который все еще — более или менее обоснованно — цепляется своими корнями за «материнскую почву» папаши Фрейда, связан с именами Хорни и Кляйн. Основываясь на ортодоксальных понятиях, Берн развивает свой транзактный анализ, Перле — свою гештальт-терапию, Морено — «психодраму», Лейнер — теорию «кататимного образного переживания», или Symboldrama, а Книлл и Декер-Фойгг — «экспрессивную терапию».

Все эти направления (также как и музыкальная терапия) имеют свою историю и опираются на психоанализ, несмотря на то, что они хотели бы сегодня — кто меньше, а кто больше — абстрагироваться от него...

Тем не менее в музыкальной терапии заложен опыт тысячелетий о целительном воздействии музыки, об искусстве исцеления с помощью звуков. На основе данного представления очень рано сформировались музыкально-терапевтические методы в специальной педагогике и других сферах подобного рода. А в настоящее время в этой области педагогической науки особенно сильно возросло значение музыкальной терапии, понимаемой в психотерапевтическом и психоаналитическом смысле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: