Про влечения и другое

Несмотря на существование огромного количества трактовок понятия «влечение», большинство психотерапевтических направлений во многом сходятся. Психоанализ проповедует учение о двойственности влечений, которые базируются на полярном напряжении между либидо (сексуальность во всех проявлениях, таких как секс, эрос, агапе и ихгетеро-, би- и гомосексуальность), с одной стороны, и агрессией (начиная с влечения к жизни как инстинкта самосохранения и заканчивая влечением к смерти, инстинктом убийства), с другой. С помощью этого полярного напряжения функционирует вся наша психика, все поведение человека.

То, что мы сегодня считаем компонентами структуры личности, то, что мы определяем не иначе как деструктивную и конструктивную агрессию, — все эти понятия развиваются в зависимости от нынешнего образа человека, эпохи, лиц и т. д. И эти данные постоянно меняются. Не случайно Тома и Кэхель использовали понятие психодинамики, непосредственно связанной с каждым индивидуумом, каждым субъектом.

Коротенькое «интермеццо влечений»: не последним по важности влечением является влечение к игре, объединяющее в процессе игры на инструментах в музыкальной терапии и пациентов, и терапевтов. Потребность в игре будет удовлетворена в том случае, когда выявятся экзистенциальные влечения (потребности). Иными словами, влечение к игре может быть названо «влечением к влечению». Более полно данный вопрос будет мною освещен в главе, посвященной играм и импровизациям на музыкальных инструментах.

Влечения могут рассматриваться только в связи с фазами развития личности.

Согласно Фрейду, различаются следующие фазы.

• Сральная фаза (от лат. os, oris — рот). Это первая фаза развития человека (после его рождения), в которой основным источником удовлетворения потребностей становится питание.

• Анальная фаза (от лат. anus — задний проход). То, что попало в туалетный горшок (все эти «удивительные экскременты»), является собственностью ребенка. Горшок может рассматриваться как «фабрика», на которой ребенок изготавливает свой «товар». Он рассчитывает за это что-то получить: похвалу, восхищение, удивление, ласку (надеюсь). Вокруг горшка ведется борьба за власть. Здесь есть свои «отдай» и «возьми», здесь проявляется самостоятельность ребенка.

• Эдипалъная фаза (по имени мифологического Эдипа, который был введен в заблуждение и в состоянии аффекта убил собственного отца, а затем женился на своей матери). Эту фазу ребенок переживает, когда впервые осознает собственную половую принадлежность, оказывается в любовном треугольнике, осознанно воспринимает ласку, любовь и обучается самоотречению.

• Латентная и пубертатная фаза. Те самые этапы развития, которые — чаще всего вместе — рассматриваются как начало полового созревания.

Неопсихоанализ и современная психотерапия тем не менее значительно удалились от классического описания данных фаз. Они заняты иными интерпретациями этапов раннего детского развития, например, тех, в процессе которыхисполь- зуются другие временные рамки. И все же стоит, вероятно, перечислить основные «ортодоксальные» теории, потому что в различных видах музыкальной терапии используются классические психоаналитические элементы. Так, например, в третьей части книги (активная музыкальная терапия) описывается модель личности от Фритца Риманиа и Томаниа/Шульца фон Туна, со всей ее психоаналитической природой, пускай даже и постфрейдистской...

Про Я, про Оно, про Сверх-Я

Эти понятия выделены Фрейдом в его второй теории психического аппарата.

Согласно этой теории, существуют три подструктуры психического аппарата, именуемые инстанциями.

Оно: сравнимо только с морем, с нашим бессознательным. Это наиболее мощная сфера личности, представляющая собой комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций; сфера врожденного.

Сверх-Я, или Супер-Эго: является всеми теми рекомендациями, разрешениями и запретами, которые мы устанавливаем для самих себя в ходе нашей социализации.

Я, или Эго: действует в качестве чрезвычайно сложного и дифференцированного моста между требованиями Оно (инстинкты, претензии, потребности) и Сверх-Я (что-то я могу, а что-то — нет). Посредник между мною и моим окружением.

Частью нашего Я являются наши защитные механизмы. Они могут проявляться как попытки Я сдерживать все страхи, которые сами появляются в сфере напряжения между личностью и окружающим миром и внутри самой личности (между Оно и Сверх-Я).

Понятие «защита, сопротивление» зачастую совершенно ошибочно рассматривается и интерпретируется как нечто негативное, присущее невротической личности. Однако довольно часто защита помогает нам избежать чувства тревоги, вины или депрессии. Но столь же часто защита оборачивается ухудшением душевного состояния человека. К важнейшим механизмам, с помощью которых мы стараемся удержать в бессознательном влечения, время от времени поднимающиеся со дна нашей души, относится механизм вытеснения. При этом переживания прошлого (например, мать любит ребенка не за то, что он просто есть, а за то, что он обязательно должен быть чистеньким, послушным, покладистым, как-то по-осо- бенному трудолюбивым или тихим) вытесняются на задний план. Или еще один пример: воспоминания дочери об инцесте с отцом.

Вытеснение опыта приводит в результате к страшным энергетическим потерям, в основном из-за того, что мы отодвигаем от себя прошлые переживания в бессознательное, не желая вспоминать о них. И чем болезненней были наши травмы, тем дольше придется вытеснять воспоминания о них, тем больше потребуется времени на подавление в организме «психологических метастазов».

Пример из курса музыкальной терапии.

«Я больше не думаю о побоях отвд в детстве», — сказал во время приема 39-летний пациент, сам нежнейший и любящий отец двоих детей. Он был достаточно мудр, чтобы самостоятельно сделать следующий вывод: человек особенно интенсивно думает о том, о чем ему вообще «не стоит думать». (Вчитайтесь, пожалуйста, несколько раз в одно и то же предложение: «Не думайте, пожалуйста, о розовом крокодиле с голубыми пятнышками...» Ну и о чем вы сразу же подумали?) В процессе всего кэдха терапии мой

3 Зак. 42 пациент стал гораздо больше думать о своих собственных детях. А потом, приняв мое предложение, решил сымпровизировать на тему «отцовские чувства», ударяя палочками в течение четырех минут по барабану, после чего зашелся в плаче и признался в том, что его воспоминания об отце концентрировались на постоянном страхе, боязни того, что он и сам может стать таким же (вот почему он никогда ни в чем не ограничивал своих собственных детей).

Другим механизмом, с помощью которого мы защищаемся, является проекция (процесс смещения собственных импульсов вовне, например перенесение своих недостатков на других людей). Чтобы лучше понять это явление, вспомните диапроектор, который проецирует на стену в увеличенном виде то изображение, которое на самом деле находится на вставленном в аппарат слайде.

Аналогично обстоят дела с нашим бессознательным: мое собственное, весьма непривлекательное, изображение можно перенести, спроецировать на кого-то другого. Теперь-то уж я смогу осудить этого человека (вместо того чтобы осуждать себя), мол, и честолюбив он, и непорядочен, и глуповат... Подобная проекция преувеличена так же, как изображение, полученное с помощью диапроектора. (В Новом Завете для данного процесса проецирования специально приводится образ человека, который не видит бревна в собственном глазу, зато умеет разглядеть соринку в глазу другого.)

В отличие от функциональной музыкальной терапии, в психоаналитической музыкальной терапии терапевт представляет собой важнейший «целительный» компонент. В связи с этим лечебным средством в терапии стал так называемый трансфер, или перенос. Это означает, что пациент переносит на терапевта свои чувства к отцу или матери, причинившие боль в раннем детстве, например вследствие плохо складывавшихся отношений с ними. Если перенос чувств на терапевта состоялся и пациент реактивирует ранние переживания и чувства, еще раз перерабатывая и преодолевая их, данный психический процесс является регрессией, возвращением крайним стадиям своего бытия.

В данном контексте становится важным понятие регрессии как таковой. Оно необходимо нам и для понимания музыкально-терапевтических процессов, потому что описывает движение вспять, которое буквально ударяет в терапии по психодинамике. Мы можем регрессировать, например, при прослушивании музыки, которая пробуждает в нас сильные чувства, потому что при этом мы вспоминаем о сильных переживаниях прошлого. В обыденной жизни возможна «частичная регрессия», как например при купании в ванне. Раздеваешься... погружаешься в теплую воду... пар обволакивает тебя... лежишь с закрытыми глазами... слушаешь доносящуюся откуда-то издалека тихую музыку — душа радуется... возникают воображаемые картинки, для которых в повседневности не находится места... или возникает чувство безграничной свободы, с которой уже ничего не поделать... наплывают какие-то неясные образы... медитация, так сказать... человек в теплой ванне может вспомнить не просто об околоплодных водах в чреве матери... человек может также немножко регрессировать... во времена неведомые... шагнуть назад... отдохнуть душой...

Этапы регрессии, возвращение в воспоминаниях к ранним временам, представляют собой переходную фазу Лечение можно считать успешным, если пациент, всегда сопровождаемый терапевтом на этой дороге в прошлое, связанной с переработкой болезней, возвращается к реальности настоящего, к его сегодняшней концепции жизни. В соответствии с этим данный путь называется «прогрессией», дорогой «вперед».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow