Применение рецептивной музыкальной терапии в качестве психотерапии

По отношению к внешнему окружению (условиям отношений) рецептивную музыкальную терапию я рассматриваю в основном как индивидуальную и гораздо в меньшей степени — как терапию групповую.

Кристоф Швабе описывает возможности самой различной интерпретации в своей книге о рецептивной музыкальной терапии.

Я предпочитаю использовать понятие рецептивной музыкальной терапии как психотерапии там, где речь — в широком смысле этого слова — идет о проблемах во взаимоотношениях в сфере семьи, работы, свободного времени. Я рассматриваю музыку, которую пациент считает «своей», как пропуск во внутренний мир моего пациента. Таким образом, я изучаю важнейшие для него временные и пространственные пласты, и прежде всего значимых для него людей, с которыми он чувствует себя уверенно и комфортно.

На одном из следующих этапов я знакомлю пациента с новым музыкальным материалом, для начала — с совершенно чуждой ему музыкой (например, восточной музыкой для медитации), а затем с музыкой, которую он будет слушать, скорее всего, со страхом, пытаясь защититься от нее.

Включая эту музыку, я надеюсь обнаружить первопричины проблем пациента, прояснить их, выявить их смысл, овладеть, так сказать, проблемой целиком и полностью, переработать (короче, облегчить пациенту груз проблем и научить смиряться с теми, которые изменить нельзя). В целом же данный процесс означает для пациента возможность обнаружить в самом себе потенциал для изменения, причем даже в тех случаях, когда эти изменения могут повлечь за собой болезненное расставание с чем-либо или с кем-либо.

Терапевтические беседы используют различные психотерапевтические методы, из которых я бы хотел выделить всего лишь два: беседа, в центре внимания которой — клиент (пациент), в стиле Карла Роджерса, и сконцентрированное на определенной теме взаимодействие терапевта и пациента в духе Рут Кон. Эти процессы также используются и в активной музыкальной терапии; оба дают большой ассоциативный материал клиентам (пациентам, вообще всем). Терапевт всего лишь следует за своим партнером, а не наоборот.

4 Зак. 42

То же самое происходит и с рецептивной музыкальной терапией, а также с функциональной музыкой.

Восприятие, ситуация, личность, эмоции — далее вы еще найдете методические указания по использованию всего этого. Все методы, которые используются функциональной и рецептивной музыкальной терапией, годятся и для активной музыкальной терапии, для импровизаций пациентов. Вообще-то рецептивная музыкальная терапия очень часто рассматривается музыкальными терапевтами как предварительная ступень, как введение в курс активных импровизаций, потому что большая часть людей предпочитают пассивное прослушивание музыки активному музицированию. Но нередко рецептивная музыкальная терапия интегрируется, как «второй пласт», в активную музыкальную терапию, причем в зависимости от потребностей пациента один пласт может заменяться другим. Или рецептивная музыкальная терапия используется в процессе активной музыкальной терапии, когда один человек слушает другого человека (и, возможно, вспоминает при этом о чем-то своем — о ситуациях, о людях, об эмоциях...).

Возвращаясь к вышеуказанным методам, скажем: все они предпочитают определенный взгляд наличность пациента, на концепцию личности пациента. Подобную концепцию личности или ее модель мы и хотели бы продемонстрировать вам в следующем экскурсе для того, чтобы затем вновь вернуться к музыкальной терапии, нашей главной теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: