Воспоминания о ситуации — это ориентация в пространстве

Песня «Берлинский воздух» напомнила моему пациенту о его детской кроватке в родительской квартире, о доме.

Г-жа Б. при прослушивании моцартовского фортепианного концерта ре минор вспоминала тот концертный зал, в котором она, подросток, слушала свой первый «взрослый» концерт «взрослых людей». На определенном этапе терапии г-жа Б. вспомнила даже салон своего автомобиля... то, что он был светлым (она ехала в кабриолете с открытым верхом) и неожиданно стал для нее во время удара темным.

При прослушивании музыки слушатели довольно часто вспоминают об интерьере определенных помещений, в которых они слушали эту или очень похожую музыку. Часто музыка ассоциируется и с внешним видом какого-либо здания. А еще с ландшафтом, в который «мысленно отправляется» этот человек.

Оба вышеозначенных направления — мысленное путешествие во времени и пространстве — могут восприниматься и как ассоциативный материал, и как воображаемые картины, связанные достаточно часто с музыкой раннего детства. Но музыка, которую доводилось слушать в более позднее время, может тоже привести к целому ряду ассоциаций. В долгосрочной работе с клиентами особенно важен как раз доступ ко времени раннего детства человека посредством ассоциаций.

Поскольку подобные ассоциации никогда не привязаны намертво к определенной музыке, которую уже доводилось слушать пациенту, и поскольку они возникают при восприятии близких музыкальных форм или даже похожих элементов мелодии, музыка может переносить нас в новое время, новое пространство, не возвращая нас к образам и ситуациям, некогда имевшим место в действительности. Но в любом случае первые ассоциации всегда запоминаются и нередко появляются вновь во время терапевтической работы. По крайней мере слушающие музыку люди представляют отшлифованные воображаемые картины и эмоции, которые пробуждает в них музыка. Кроме того, рецептивная музыкальная терапия дает рекомендации отдельным слушателям относительно их досуга и умения расслабиться и отдохнуть.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

(Сначалапрочитайте,потом выполняйте.)

Включите музыку (туже самую, что была в предыдущем упражнении, или ка-

кую-нибудь другую) и «настройтесь» на новое прослушивание. Примите удобное положение, в котором вы сможете как можно больше расслабиться.

Прислушайтесь к вашему дыханию...

Положите руку на вашу диафрагму.

Почувствуйте ваше дыхание (вдох-выдох)...

Какие звуки вы слышите в помещении?

А теперь настройтесь на вашу музыку.

Нарисуйте какие-либо яркие, красочные (воображаемые) картины...

Как они возникают... если возникают...

И дайте волю вашим чувствам...

Как они возникают... если возникают...

Когда музыка закончится: запишите самое важное для вас... Время, о котором

вы вспомнили... или помещение... или местность... или целый ландшафт...

Вспомните ли вы сейчас о ваших чувствах во время прослушивания музыки? Сможете ли описать их?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Что оказалось для вас самым важным в этом упражнении?

Использование таких воображаемых путешествий часто оказывает пациенту существенную помощь, причем он может прибегать к ним и в отсутствие терапевта, совершенствуя таким образом личность и улучшая самочувствие. В любом случае у нас всегда имеется просто бесценное средство по высвобождению подавляемых, а поэтому особенно важных для нашего поведения ключевых переживаний и чувств (над раскрытием и осознанием которых мы как раз и работаем), подвергающихся переработке в ходе терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: