Я бы хотел еще раз вернуться ко всем нашим причинно-следственным связям. Чрезмерное увлечение расхожими истинами, стереотипами приводит к тому, что действительность в результате такого восприятия оказывается искаженной, деформированной до неузнаваемости.
К одной из таких ложных истин относится утверждение, будто все наше поведение — это проявление заложенной в нас генетической программы. Причем в данном случае рассматривается не цвет глаз и волос, а тип темперамента, который — по современным данным — обусловлен по преимуществу чисто генетически.
Наука с определенной периодичностью (примерно каждые 15 лет) приходит к совершенно противоположным выводам. Ученые не перестают спорить о том, насколько же все в нас запрограммировано заранее. Одно время считалось, что причиной всему — условия окружающего нас мира, в которых мы были зачаты и в которых родились (каждый сегодня знает о воздействии внешнего мира на ребенка во чреве матери). Имеет большое значение место рождения, то есть тот факт, родился я и проживаю в деревне или в большом городе. Важнейшей частью окружающего мира является семья, первая социальная группа, с которой знакомится и в которой развивается человек.
|
|
Так как каждый из нас представляет собой абсолютно неповторимый, единственный в своем роде генетический образец, так как мы вживаемся во внешний мир, который никогда не будет для нас полностью идентифицироваться с миром других людей, так и наша духовная и физическая конституция своеобразна и одновременно с этим абсолютно комплексна.
А музыка, которую мы слушаем, или играем, или избегаем, является выражением этого своеобразия, из чего и исходит как активная, так и рецептивная музыкальная терапия.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ
Найдите у себя и опишите свойства, которые вы сами считаете наиболее сильно выраженными.
В том случае, если вы не просто дочитали книгу до этого места, но еще и делали упражнения, прочитайте еще раз все ваши записи и ответьте на следующие вопросы.
Какая из сил заставила вас особенно сильно напрячься?
А в каком случае — меньше всего?
Для какой силы вы собрали особенно много музыкальных примеров?
А в каком случае — меньше всего или вообще ничего?
Обдумайте еще раз взаимосвязь между услышанной музыкой и ее функциями. Какая музыка в вашей коллекции может показаться «зеркалом вашей души»? А какая — тем самым «экраном», на который проецируются в аши чувства? Какую музыку вы использовали для того, чтобы создать у себя настроение, в котором вы до сих пор еще ни разу не были?
Вспомните: ситуативные воспоминания, личностные и эмоциональные, очень часто связаны с прослушиванием какой-либо близкой вам музыки. Какие ситуации и/или люди и эмоции вспоминаются вам при звучании любимой музыки?
|
|
Какие ситуации и/или лица и эмоции вспоминаете вы во время звучания редко прослушиваемой вами музыки?
Обоснуйте еще раз, почему вы предпочитаете ту или иную музыку — а другую наотрез отвергаете.
Замечание к этому упражнению.
Возможно, благодаря данному упражнению вы еще раз столкнетесь с двумя выводами: с тем, как зависима ваша собственная самооценка от принятых в вашем окружении норм, от сравнения с другими. Возможно, произойди что-то «необычное» с вами на другом конце земли, даже на другом рабочем месте, в другой группе друзей, знакомых и т. д., это показалось бы вам менее «необычным» или вообще нормальным?
И во-вторых, становится ясно, что наряду с необычностью, вызывающей усмешку, всегда существует «положительная» необычность. Возможно, вы не так ленивы, как другие, и поэтому чаще появляетесь на работе? Но вполне вероятно, что вы экстремально необычны, потому что вы — «трудоголик»? Такой человек, кстати, тоже нуждается в лечении...
Границы между нормальным и ненормальным — слишком расплывчаты. Если вам наши разговоры о той или иной внутренней силе говорят слишком мало или вообще ничего не говорят, обменяйтесь с близкими людьми мнениями друг о друге. Потому что все, что вы сами в себе не видите, с легкостью замечают окружающие...
Часть III
О тех, кто создает музыку, и о тех, кто ее слушает во время импровизации, — активная музыкальная терапия в качестве психотерапии
«Оттиск души» в музыкальной импровизации
«Моя душа поет», — частенько говорим мы, когда слушаем любимую музыку или знакомимся с музыкой новой. Но для того, чтобы новая музыка оказалась «оттиском души», она должна затронуть в наших сердцах самые тонкие струны, найти в нем наиболее уязвимые места.
В третьей части книги речь пойдет о совершенно ином виде деятельности — об активной музыкальной терапии, в ходе которой музыкальный человек может исполнять «музыку своей души». Это означает, что теперь он сам устроился за инструментом и свободно импровизирует на нем, а мелодия в импровизации становится выражением его души. При этом совершенно не важно, впервые человек сел за фортепиано и пытается подобрать на чужом ему инструменте мелодию песенки «Все мои уточки в озере плавают», или он уже знаком с некоторыми, а может, и со всеми находящимися в кабинете музыкальной терапии инструментами и пробует их «на вкус» в импровизации, таким образом создавая свою музыку.
Следовательно, мы видим в данном случае совершенно другую ситуацию, нежели при выборе и прослушивании каких-либо музыкальных произведений. И тем не менее здесь речь тоже идет о бессознательном, проявляющемся во время игры на тех или иных инструментах (как и при любой другой игре!). Проявляющемся менее замаскированно, возможно, даже вообще незамаскированно, о чем мы еще не раз поговорим с вами.