Игра на инструментах как символ

Для терапевта и пациента важна не только та символичность, которую обретает инструмент благодаря заложенной в нем силе призыва, апелляции, но и то, что игра на музыкальных инструментах (музыка, возникающая в процессе импровизации) является основным материалом для анализа символов.

Фриц Клаусмайстер в связи с этим указывает на то, что музыкальные инструменты особенно хорошо «оттягивают на себя» болезни и травмы психики на ранней стадии их развития, те, что еще не успели исказить сущность человека и могут быть излечены. В данном случае мы можем по праву говорить про «дар инструмента», его умение быть выразительным материалом для бессознательных страхов и желаний исполнителя, а также объектом игры, на котором он играет нечто, не запланированное заранее. Любое музыкальное правило было бы ограничением потока бессознательного, ограничением свободы импровизации.

В импровизации исполнитель «проецирует» свою душевную боль на инструмент. В игре это может выражаться в том, что пациент вдруг обнаруживает глубоко засевшее в нем подавленное желание, может «ликовать или плакать навзрыд» (Клаусмайстер).

Не только сам инструмент своей символикой притягивает к себе исполнителя, но и — это-то как раз и является самым важным — его игра, его звучание.

А теперь вернемся еще раз к ограничениям на основе всяческих правил. Конечно, в целом ряде музыкально-терапевтических ситуаций приходится опираться на правила. «Так, сейчас будем играть "свою" музыку» или «Пусть каждый сначала возьмет пару аккордов» — это примеры таких предписаний. Благодаря правилам достигается то, что человек учится жить в ситуации ограничений. Благодаря правилам человек обретает опору, которую может использовать для подстраховки... И которую он может отпустить и даже оттолкнуть, когда почувствует уверенность, что может обходиться без нее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: