То же самое, что и для жизни тело. Я цитирую музыкального терапевта Ульрике Хеманн, ведущую проект «Музыкальная терапия в медицине» («Что для жизни означает тело, то же самое означает для музыки инструмент»).
Исходя из этого, возникает следующий, весьма любопытный вопрос: существует ли связь между манерой, с которой пациент обращается со своим инструментом, и способом обращения со своим телом?
Вспомним о «призывах», об апелляции, и зададим следующий вопрос: говорит ли выбор пациента в пользу определенного музыкального инструмента о его взаимоотношениях с собственным телом (которое медицина охарактеризовала как больное)?
Говорят ли способ и манера его игры на инструменте нечто о том, как он относится к себе и к своему телу?
Ульрике Хеманн сопоставляет музыкальный инструмент с человеческим телом следующим образом.
Некий предмет становится музыкальным инструментом благодаря существующему у него источнику звучания: это могут быть барабанные палочки, молоточки рояля, скрипичный смычок. По Хеманн, данная звукообразующая часть — это символ мужественности.
|
|
• В качестве второго элемента Хеманн называет резонирующее тело, которое воспринимает и усиливает колебания, произведенные звукообразующим элементом. Оно открытое, широкое — женственное.
• Оснастка инструмента, его удерживающая часть — это его скелет.
• Кроме того, инструмент как скульптура, как украшение является эстетическим аспектом жизни.
Во взаимодействии этих четырех элементов Хеманн видит возникновение характерного звука того или иного инструмента.
Имея в виду все вышесказанное, поневоле задумаешься о сходстве музыкального инструмента и человеческого тела.
Данная методика еще не н ашл а широкого применения в аналитической музыкальной психотерапии, но постепенно обретает все больше и больше сторонников.