Мы окружены звуками

Представьте себе, что во время прогулки по лесу вы обнаружили, что стволы деревьев, сложенные лесорубами аккуратными штабелями на просушку, звучат, если по ним ударить. Обыкновенной палкой вы можете на них сыграть, как на каком- нибудь древнем ксилофоне. Каждое дерево звенит по-своему, иногда звонко, иногда низко и глухо.

Дети любят с разбегу ударять палками по металлическим или деревянным садовым заборам, издавая громкий шум и треск. Охотно с грохотом гоняют перед собой пустую банку из-под колы.

Возможно, вам уже доводилось слышать, как в магазине в отделе посуды продавец прежде, чем запаковать тарелки, чашки или бокалы, проверяет их «целость и сохранность», постукивая по каждому предмету. Тот, что с дефектом, звона не издает. Так в магазине реализуется желание поиграть с маленькими колокольчиками.

Количество примеров очень легко увеличить, да и вам, наверное, есть что вспомнить. Мир звенит — и различия в звучании представляют возможность подарить миру новый опыт. Так о чем же рассказывает нам звук? К примеру, мы узнаем что-то о внутренних свойствах материала, его мягкости или жесткости, его плотности и эластичности, его гомогенности и ломкости. Все это свойства, которые другим способом не так-то и просто обнаружить (в противном случае продавец посуды должен очень долго и внимательно смотреть, нет ли на тарелке хотя бы маленькой трещинки...).

Глухим труднее ориентироваться в пространстве. Часто мы слышим нечто и только потом уже видим его; мы слышим как бы «из угла». Слепой понимает, где он находится: по звуку шагов, по отголоску шума он узнает нечто о типе и размере пространства, о ширине улицы и площади, о приближении опасности и т. д. Конечно, все это действительно и для людей без каких-либо дефектов зрения. Только у них эти способности менее развиты и редко используются сознательно...

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

Пройдитесь в сопровождении кого-нибудь с закрытыми глазами по квартире и лестнице в подъезде, обратив внимание на разнообразие звукового пространства вокруг вас.

Или сделайте несколько иначе: заткните уши, а затем пройдите по дороге, которую вы хорошо знаете. Что без звуков будет не так?

Очень часто мы по звуку узнаем нечто совершенно другое: мы на слух определяем темперамент, характер и настроение человека. Подобные примеры вы наверняка могли бы привести и сами: если вы долго прожили вместе с каким-нибудь человеком, то по тому звуку, с которым ваш партнер помешивает сахар в чашке, вы понимаете, сердит ли он... (У меня есть соседка, пожилая женщина, которая время от времени необычно громко и энергично хлопает дверью. Тогда мы знаем: сейчас у нее плохое настроение.)

Таким образом, благодаря своему слуху мы получаем очень много информации, но часто относимся к ней без должного внимания. Даже в разговоре содержательная сторона слов является только малой частью той информации, которой делятся с нами окружающие. Речь сопровождается огромным количеством непро- говариваемых, «невербальных» сообщений, которые мы понимаем и учитываем лишь отчасти, — это жесты, мимика, положение тела и тональность слов, которую мы улавливаем по:

• мелодии речи;

• окраске звучания голоса;

• ритму, в котором проговариваются слова (плавно или рывками);

• динамике: кто-то говорит громко, с нажимом, кто-то — тихо, вяло, слабо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: