III этап (3-6 мес.)

Голосовые реакции.

Постепенно намечается переход от гуления к лепету: звуки становятся напевными, продолжительными, заметно более разнообразными («истинное гуление»). Малыш длительно и с удовольствием гулит.

В 4-5 месяцев в голосовой продукции ребенка эпизодически появляются новые звуки, контрастно отличающиеся от напевного мелодичного гуления. Эти звуки акустически ближе к покашливанию, бульканью или вообще по своим фонетическим качествам не могут быть отнесены к определенной звуковой характеристике. В них на слух выделяются гласноподобные (вокалические) и согласноподобные элементы (консонантическими) («ГЫ», «ГМ», «ММА», «ЭНЭ») – это «гуканье», переходный этап от гуления к лепету.

Гуканье связывают с увеличением в речи ребенка консонантических (согласноподобных) элементов, которые начинают затем чередоваться с вокалическими, создавая первооснову для формирования слогоподобных сегментов. Период гуканья ограничен временным интервалом от 4,5 – 5 месяцев до 6,5-7,5 месяцев. В конце периода гуканья развивается слогоподобный сегмент. На этапе лепета слогоподобный сегмент превращается в слог («ГА-ГА», «ВА-ВА»).

К 6 месяцам у большинства здоровых детей появляются первые звукосочетания гласных с губными согласными, сначала по типу отдельного слога, а затем и короткой серии открытых слогов «МÁМÁ – МÁ, Б Á – БÁ – Б Á», относящиеся к начальному этапу лепета. В это время ребенок может неоднократно повторять одни и те же слоги с определенными простыми звуками, но при этом он еще не способен подражать звуковой продукции взрослых. Прежде чем освоить звуковой состав родного языка, малыш усваивает его интонационно-мелодическую основу. Около 6 месяцев младенец начинает лепетать с типичной для его языкового окружения мелодикой.

В случаях тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония, наблюдаются специфические искажения звукопроизношения[5], бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно- мелодическая выразительность снижена. Лепета нет.

В доречевой продукции глухих детей, как и у нормально слышащих младенцев, сначала появляется слогоподобный сегмент. В дальнейшем, не получая внешнего слухового подкрепления, лепет у глухих детей затухает (В.И. Бельтюков, И.В. Королева).

Родителям на заметку    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: