Методы прогнозирования спроса на товары народного потребления:
· метод экстраполяции;
· нормативный метод;
· экономико-статистическое моделирование;
· на основе коэффициента эластичности спроса:
Δ D – изменение спроса за период;
D – уровень спроса за период;
Δ X – изменение фактора за период;
X – значение фактора.
Эластичность спроса показывает, на сколько процентов меняется его величина при изменении соответствующего фактора на 1%.
Для прогнозирования спроса на товары можно использовать модели поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Они базируются на принципах оптимального удовлетворения потребностей по группам потребителей, при этом потребители предварительно подразделяются на однородные группы по социально-демографическим признакам. Считается, что внутри каждой группы предпочтение на множество товаров и услуг одинаково. Исходя из прогнозных расчетов спроса, определяется структура платежеспособного спроса населения и разрабатывается сводный заказ в торговле на производство важнейших товаров народного потребления на плановый период.