Цель данного занятия – приобретение знаний и формирование представлений об основах государства, местного самоуправления; государственной и муниципальной властей; о российской государственности.
Группа студентов делится на две подгруппы, каждая из которых получает перечень вопросов по определению основных положений раздела.
Вопросы, подлежащие обсуждению на тренинге:
1 подгруппа | 2 подгруппа | |
Понятие государства и его основные признаки | Понятие правового государства и его признаки. | |
Функции государства: понятие и классификация | Функции государства по отношению к праву: понятие и виды. | |
Основные теории происхождения государства. | Признаки государства. | |
Форма государственного правления: понятие и виды | Форма государственного устройства: понятие и виды | |
Форма политического режима: понятие и виды | Гражданское общество: понятие, основные признаки | |
Гражданское общество. | Политическая система. | |
Типы государства | Форма государства | |
Политическая система общества | Механизм государственной власти | |
Государственная власть: понятие и общие черты | Организация государственной власти в РФ | |
Правовой статус Президента РФ | Федеральный орган законодательной власти | |
Система законодательной власти в РФ | Система исполнительной власти в РФ | |
Федеральные органы исполнительной власти: система и структура. | Орган законодательной власти Самарской области. | |
Органы исполнительной власти Самарской области | Организация муниципального управления в г.о Тольятти. | |
Судебная система РФ: понятие и система | Конституционный суд РФ | |
Арбитражные суды РФ | Суды общей юрисдикции | |
Мировые судьи: понятие, полномочия и порядок деятельности. | Уставной суд Самарской области | |
Система органов государственного принуждения. | Прокуратура РФ: понятие, структура и полномочия |
Для обсуждения вопросов тренинга отводится не более 10 минут. Целесообразно распределить вопросы между участниками подгруппы, тогда каждый студент будет готовить по 2-3 вопроса. По итогам обсуждения вопросов, студенты должны определиться, какие из вопросов они оставляют за собой, а какие будут задавать противоположной группе. При этом необходимо готовиться по всем вопросам, в том числе и по тем, на которые будет отвечать противоположная группа, чтобы контролировать правильность и полноту ответа. Если ответ на вопрос требует обращения к правовой базе, в подгруппе необходимо выделить студентов, которые в процессе тренинга смогут отыскать необходимые правовые акты в правовой базе и подготовить правильный ответ.
Первый этап тренинга включает поочередные ответы групп на выбранные ими из перечня вопросы (не более половины вопросов). Первой отвечает группа № 1. Порядок и очередность ответов определяется группой самостоятельно. При неполном ответе право дополнить есть у группы № 2. Преподаватель оценивает ответы каждого студента и выставляет баллы. Следующей отвечает группа № 2, дополняет группа № 1. Каждый полный ответ оценивается в 5 баллов, если ответ был дополнен, каждая группа получает по 2 балла. После ответа каждой группой на половину вопросов, первый этап заканчивается и преподаватель подводит итоги. Группа, набравшая большее количество баллов начинает второй этап тренинга.
Второй этап предусматривает дачу ответов на вопросы, заданные противоположной группой. Первой задает вопрос группа-победитель. Противоположная группа должна дать полный и правильный ответ. Если ответ был не полный, либо вообще не дан, дополняет или дает ответ группа, задавшая вопрос. Преподаватель оценивает ответы по 5-ти бальной шкале за вопрос. В порядке очередности группы должны ответить на все вопросы.
После ответа на последний вопрос преподаватель подводит итоги по рейтингу студентов и определяет группу победителя. При оценке студентов учитываются как основные ответы на вопросы, так и дополнения.
Практическое занятие № 3