Субъективное состояние
Обычного типа
Учащение пульса на 1—6 ударов за 10 сек, увеличение амплитуды артериального давления на 5—10 мм рт. ст. Восстановление пульса и дыхания на 1-й — 2-й минуте
Самочувствие хорошее
Незначительные Учащение пульса и дыхания неадекватно полученной отклонения I нагрузке. Восстановление пульса затягивается до 3-х мину]
Видимых нарушений в самочувствии не наблюдается
Значительные Чрезмерное учащение пульса, одышка, извращенная
отклонения I реакция ДЦ (или снижение максимального давления, или резкое падение минимального). Восстановление пульса
до исходной величины происходит на 4-й минуте
и позже, ухудшается наполнение пульса, нарушается его
ритмичность
Самочувствие ухудшается
Теоретические основы физической культуры дошкольников
6.3. Закаливание
Важным средством физического воспитания дошкольников является закаливание — использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды),— для повышения устойчивости организма к неблагоприятным метеофакторам, так и для повышения общей резистентности организма. Наблюдающиеся в дошкольном возрасте частые простуды и ОРЗ, инфекционные заболевания возникают в основном на незакаленном фоне, при узких границах адаптации к колебаниям наружной температуры, при низком уровне иммунных реакций. Сочетание физических упражнений с закаливающими процедурами обеспечивает профилактику как простудных, так и в определенной мере инфекционных заболеваний дошкольников.
|
|
Использование естественных природных факторов в целях закаливания имеет определенные особенности в зависимости от возраста дошкольников (ясельный, младший, средний и старший дошкольный). Что же касается общих положений (принципов) закаливания, то они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Сознательное отношение к закаливанию, особенно в детском
возрасте, заинтересованность в закаливании создадут нужный пси
хологический настрой и обеспечат его успех. Для этого нужна дей
ственная пропаганда закаливания среди всех слоев населения.
2. Закаливание должно быть систематичным, т. е. ежедневным и
без перерывов. Закаливание даже в течение двух лет не дает гарантии
от простуды на всю жизнь.
3. Понижать температуру воды или воздуха, а также увеличивать
длительность процедуры нужно постепенно.
4. Необходимо соблюдать индивидуальный подход к каждому
человеку, учитывая его возрастные особенности, физическое разви
тие, состояние здоровья, тип высшей нервной деятельности.
5. Каждая закаливающая процедура должна происходить на по
ложительном эмоциональном фоне. Человек должен подходить к
ним в хорошем настроении, испытывать при этом удовольствие. Для
детей положительные эмоции в процессе закаливания реализуются
в первую очередь во время игры. Положительные эмоции почти
полностью исключают негативные эффекты охлаждения.
|
|
6. При закаливании надо использовать все средства — и солнце,
и воздух, и воду. Комплексность средств обеспечит эффективность
закаливания и достижение хорошего здоровья.
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
7. В процессе закаливания необходимо учитывать климатические условия данного региона и привычные температурные режимы.
Закаливание в раннем возрасте
У детей раннего возраста и особенно ослабленных (недоношенных, страдающих гипотрофией, рахитом) важно соблюдать большую осторожность, постепенно увеличивая раздражающее воздействие (снижение температуры воды, воздуха, увеличение времени пребывания детей под лучами солнца и площади облучения тела). Несистематическое проведение закаливающих мероприятий и неправильное или недостаточно осторожное соблюдение постепенности увеличения их раздражающего действия могут отрицательно сказаться на организме ребенка и быть непосредственной причиной его заболевания.
Обеспечить в яслях систематическое проведение закаливающих мероприятий в течение круглого года возможно только при условии, если они прочно войдут в режим дня и органически сольются с обычными режимными моментами и гигиеническими процедурами.
Если в дошкольном учреждении нет условий для проведения общих закаливающих процедур, их заменяют местными. Например, душ или общие обливания, проводимые в яслях летом, в прохладное время года можно заменить обливанием ног. Чтобы не нарушать или не ухудшать сложившегося стереотипа ответных реакций со стороны организма, закаливающие мероприятия нельзя отменять даже в случае заболевания ребенка (насморк, бронхит), конечно если они не сопровождаются значительным ухудшением общего состояния. Однако при этом следует применять более слабо действующие раздражители (например, температура воды на 4—5°С выше той, которой ребенка обливали до болезни).
Закаливание воздухом рекомендуется проводить в виде воздушных ванн, во время которых воздух (комнатный или наружный) беспрепятственно воздействует на рецепторы кожи. Чтобы ограничить действие воздуха нужной температурой и постепенно приобрести тренировку к воздействию воздуха переменной температуры, первые воздушные ванны проводят в помещении. Для самых маленьких детей они сочетаются с перепеленанием, сменой одежды, а с двухмесячного возраста — с проведением массажа и гимнастики.
По мере роста и развития детей продолжительность воздушной панны постепенно увеличивают с 2—3 до 10—15 минут, соответственно расширяя комплекс гимнастических упражнений. В круглосуточных группах с детьми старше двух лет проводят ежедневно
____________ Теоретические основы физической культуры дошкольников
утреннюю гигиеническую гимнастику в тщательно проветренном помещении при открытых фрамугах. Температуру воздуха при воздушных ваннах во время гимнастики или подвижных игр постепенно снижают. Усиление закаливающего действия воздуха достигается не только путем снижения его температурь! и удлинения продолжительности ванн, но и путем увеличения площади открытой поверхности тела. С этой целью одежду детей постепенно облегчают. Вначале обнажают руки, заменяя рубашку с рукавами майкой, затем снимают колготки, оставляя детей в майке, трусах и тапочках, и только после того, как дети привыкнут к этому костюму, проводят воздушную ванну и гимнастику в одних трусиках. Очень важно в целях закаливания следить, чтобы не только во время гимнастики, но и в период обычного бодрствования дети были одеты не слишком тепло и не перегревались, иначе приток свежего воздуха, например при открывании дверей, может вызвать переохлаждение.
|
|
Необходимо добиваться максимального пребывания детей на открытом воздухе. В летнее время при температуре воздуха в тени не ниже 18—20°С вся жизнь детей в яслях (за исключением ночного сна), особенно за городом, должна проходить на участке.
В жаркие дни при температуре воздуха в тени выше 30°С, когда в помещении прохладнее, чем на улице, детей, особенно грудных, оставляют в комнатах с открытыми окнами, в том числе и на дневной сон.
В прохладные, дождливые дни закаливание не отменяется; прогулка, гимнастика, дневной сон проводятся на открытых верандах. При этом соответственно температуре воздуха изменяется одежда детей.
Необходимо постоянно следить за самочувствием каждого ребенка и при появлении внешних признаков перегревания (одышка, покраснение и потливость лица, шеи) расстегнуть воротник, закатать рукава, снять колготки, особенно перед подвижной игрой. При охлаждении (побледнение лица, появление «гусиной кожи») следует надеть колготки, кофточку (свитер).
Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы зимой одежда и обувь для прогулки детей старших групп яслей была теплой, легкой, воздухопроницаемой, но наименее промокаемой, не стесняющей движений, удобной для быстрого одевания и раздевания ребенка.
Зимой в средней полосе России рекомендуется выносить детей на воздух с 2—3-хнедельного возраста вначале 1—2 раза, а потом и
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
3 раза в день при температуре не ниже — 10°С. Длительность прогулок постепенно увеличивают с 20—30 минут до 1 — 1,5 часов. При более низкой температуре (но не ниже —15°С) ослабленных детей желательно выносить на руках, дополнительно утеплив ноги. Лицо ребенка рекомендуется смазывать жиросодержащим кремом, но держать открытым, чтобы он мог свободно дышать.
|
|
В осенне-зимний период старшие дети во время прогулок должны находиться в активном движении. С этой целью воспитатель организует различные игры и занятия детей. Для этого необходимо использовать лопатки, санки и пр. Весьма желательно, чтобы дневной сон старших детей в яслях в зимнее время также проводился на открытом воздухе.
В общей сложности в холодное время дети в возрасте до 1,5 лет должны находиться на открытом воздухе (включая и дневной сон) не менее 4 часов, дети старше 1,5 лет — от 5 до 6 часов (две прогулки и один дневной сон).
Закаливающее действие воды еще более выражено, чем действие воздуха. Это объясняется большей теплоемкостью и теплопроводностью воды. Известно, например, что воздушная ванна при температуре 25—27°С воспринимается как теплая и может продолжаться длительно, тогда как вода той же температуры для общего действия может быть использована кратковременно в виде обливания, а для более продолжительной процедуры — ванны — неприемлема.
Воздушные ванны и гидропроцедуры в целях комплексного оз-доравливающего и закаливающего действия в яслях сочетаются с занятиями физическими упражнениями.
Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды с первых же дней рождения ребенка. При правильной организации они могут применяться в целях закаливания организма к холоду.
Физическое действие холодной воды на организм имеет три фазы. В 1-й фазе выражен резкий спазм кожных сосудов, кровь с периферии отливает к внутренним органам, кожа становится бледной и холодной (первый озноб). Во 2-й фазе происходит расширение кожных сосудов, кровь из внутренних органов приливает к периферии, кожа розовеет, появляется ощущение тепла. В 3-й фазе наблюдается стойкое расширение кожных капилляров, застой крови, появляется бледность с синюшным оттенком, наступает второй озноб. Положительное закаливающее действие водных процедур обуслов-исно 1-й и 2-й фазами. Третья же фаза является выражением декомпенсации физической терморегуляции.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
По восходящей степени воздействия на организм водные процедуры распределяются в следующем порядке: обтирание, обливание, ванны, душ, купание в открытом водоеме. Следуя основному правилу закаливания — постепенности увеличения закаливающего фактора, — закаливание водой начинают с наименее резких воздействий: местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. При этом постепенно снижают температуру воды. Чем короче и ограниченнее воздействие, тем холоднее может быть вода. Начальная температура воды для местных процедур по закаливанию детей раннего возраста равна 27—29°С (приближается к температуре кожи на открытых частях тела — стопах, кистях рук). В дальнейшем, через 1—2 дня, температуру воды уменьшают на 1°. Таким образом, температуру воды при местных процедурах снижают для грудных детей до 22—20°С, для детей старше 1 года — до 18— 16°С.
В яслях в целях закаливания можно использовать утреннее умывание и подмывание для детей грудного и ползункового возраста, мытье лица и ног (летом после прогулки или перед сном, зимой после сна) для детей старшего возраста. При умывании детей в возрасте 2-х лет им моют только лицо и кисти рук, ребятам старше 2-х лет моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.
Обтирание оказывает более выраженное закаливающее действие, чем умывание. Обтирание производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца (отдельным для каждого ребенка), смоченным водой нужной температуры. При обтирании конечностей делают слегка массирующие движения от пальцев к туловищу.
Общие обтирания производят в определенной последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем нижние конечности, грудь, живот и спину. Влажное обтирание продолжается 1—
2 минуты; после этого кожу обтирают сухим мягким полотенцем в
течение 1—2 минут до появления умеренного покраснения кожи.
Для обтирания детей первого года жизни начальную температуру
воды, равную 35—33°С, постепенно понижают (на 1° через 2—3 дня)
и доводят до 28°С; у детей от 1 года до 3 лет температуру воды с
34—33°С в начале обтирания снижают постепенно до 27—25°С.
В качестве общих водных процедур в целях закаливания можно ис
пользовать также гигиенические ванны, обливания и душ. Началь
ная температура воды при общих обливаниях для детей первого года
жизни равна 36—35°С. Снижая температуру воды на 3° каждые 2—
3 дня, ее доводят зимой до 30—28°С, летом — до 28—27°С. Для
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
детей старше года начальная и конечная температура воды должна быть соответственно на 2°С ниже, чем для детей грудного возраста. Температура воды для прохладных ванн детям до года принимается равной 37°С; продолжительность ванны составляет 5 минут. Детям старше года температура ванн равна 36°С, длительность ванны не должна превышать 8—10 минут.
В целях большего эффекта закаливания ванна должна заканчиваться общим обливанием водой более низкой (на 2°С) температуры. Применение таких комбинированных закаливающих процедур может осуществляться только при условии предварительной подготовки детей местными воздушными и водными процедурами.
Общие водные процедуры, так же как и местные, необходимо проводить в определенное время (соответственно режиму детей), объединив их по возможности с гигиеническими процедурами. Ванны и купание следует проводить не ранее чем через 30—40 минут после еды. Ванны целесообразно назначать, особенно возбудимым детям, перед сном, так как они действуют успокаивающе. Вялым пассивным детям ванну рекомендуется заменить общим обливанием или душем непосредственно после сна. Детям спокойным, уравновешенным общие обливания или душ лучше проводить после утренней гигиенической гимнастики.
Закаливание солнечными лучами начинают после подготовки детей посредством воздушных ванн. Детей в возрасте до года и ослабленных действию прямых солнечных лучей не подвергают. В яслях летом для этой группы детей лучше организовывать воздушно-солнечные ванны, которые проводятся на открытых верандах, террасах, на специально оборудованных площадках под навесом или тентом, а также в тени деревьев. Воздушно-солнечные ванны проводят с 2—3-месячного возраста. Дети первого года жизни эту ванну принимают в манеже (без одежды) во время бодрствования, спокойной игры при температуре воздуха не ниже 22С и безветрии или очень слабом ветре.
Детей старше года после 7—10 солнечно-воздушных ванн можно выводить под прямые солнечные лучи. Они могут быть только в трусиках и сандалиях, голова должна быть защищена панамкой. Продолжительность первых солнечных ванн не должна быть больше 5—6 минут, затем, по мере появления загара, время пребывания на открытом солнце увеличивается до 10—15 минут 2—3 раза в день. В жаркое время прогулка детей и солнечная ванна заканчиваются водной процедурой — обтиранием, обливанием или душем.
____________ Теоретические основы физической культуры дошкольников
Закаливание в дошкольном возрасте
Закаливание детей дошкольного возраста строится по тем же принципам, что и закаливание детей раннего возраста, при соблюдении определенной осторожность в дозировании процедур в зависимости от возраста и состояния здоровья. Особое внимание следует уделять принципу постепенности повышения интенсивности и продолжительности закаливающего фактора, а также комплексности воздействия. По сравнению с ранним возрастом в закаливании дошкольников значительно шире применяются воздушные ванны, включая дневной сон в осенне-зимний период на открытых верандах или при открытых окнах в спальных мешках; как закаливающая процедура добавляется ходьба босиком. В таблицах 10 и 11 представлены примерные схемы проведения закаливающих процедур в дошкольном учреждении.
Таблица 10
Схема закаливания дошкольников в летний период (по Л. П. Кондаковой-Варламовой)
Процедура | Условия выпеышения | Первая группа здоровья | Вторая группа здоровья |
Воздушные | Температура воздуха | От 22-24 до 17-18 | 22-24 |
ванны | Продолжительность | Лимитируется режимом | |
Солнечно-воздушные | Продолжительность на 1 прием | От 4-5 до 25-30 | По показаниям |
ванны | Способ проведения | Спокойные игры | |
Обтирание | Температура воды | От 32-34 до 18-20 | 32-35 |
Температура окружающего воздуха | 18-20 | 18-20 | |
Продолжительность | 1-1,5 | 1-1,5 | |
Душ | Температура воды | От 34-35 до 18—20 | 32-34 |
Температура окружающего воздуха | 18-20 | 18-20 | |
Продолжительность | 1-1,5 | 1-1,5 |
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
Окончание табл. 10 4 30-32 |
Ножная ванна I Температура воды I От 30—32 до 16—18
г i......
Разница |
От 3 до 10 34-24 |
Контрастное
обливание | температуры воды
Абсолютная температура
Температура воды
От 20-22 до 18-20 |
Купание
Температура! окружающего воздуха |
20—22 |
в открытом
водоеме
От 1 до 3 |
Продолжительность
Примечание. Температура дана в градусах Цельсия, продолжительность — в минутах.
Таблица 11
Схема закаливания дошкольников в осенне-зимний сезон (по Л. П. Кондаковой-Варламовой)
j
Вторая группа здоровья |
Процедура Условия выполнения |
Первая группа здоровья
Продолжающие Начинающие
закаливание закаливание
3 I 4 Г 5
Температура воздуха
От 22-20 до 16-14 От 10 до 30 |
22-20 |
Воздушные ванны |
Не ниже 22
с последующим
оголением
От 10 до 30
Продолжительность в минутах
3-4,5 |
Прогулки I Продолжительность
и игры в часах
1,5-2 |
Сон на воздухе |
на воздухе
П родолжительность
От 28-26 до От 34-32 до 18-16! 22-20 |
Обтирание I Температура воды
214
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
Окончание табл. 11
Температура окружающего воздуха | 18-20 | 18-20 | 18-20 | |
Продолжительность в минутах | 1-1,5 | 1-1,5 | 1-1,5 | |
Обливание | Температура воды | От 32-30 до 20-18 | От 36-34 до 26-24 | 36-34 |
Температура окружающего воздуха | 18-20 | 18-20 | 18-20 | |
Продолжительность в минутах | 1-1,5 | 1-1,5 | 1-1,5 | |
Ножная ванна | Температура воды | От 26—24 до 16-14 | От 32-30 до 20-18 | 32-30 |
Контрастное обливание | Разница температуры воды | ОтЗ до 10 | ||
Температура окружающего воздуха | 18-20 | |||
П родолжите л ьность в минутах | 1-1,5 |
7. Каковы особенности закаливания в раннем и дошкольном
возрасте?
8. Назовите основные средства и методики закаливания.
Литература
1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропо
ва. — М.: Медицина, 1977.
2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга
для работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Вино
градова, Л.Я.Каневская, В. И. Теленчи; сост. В. И. Теленчи. — М.:
Просвещение, 1987.
3. Голубев В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного
возраста: Учеб. пособие / В. В. Голубев, С. В. Голубев. — М., 2000. —
320 с.
4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Зма-
новский. — М.: Медицина, 1989.— 128 с.
5. Кабанов А. Л. Анатомия, физиология и гигиена детей дошколь
ного возраста / А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. — М.: Просвещение,
1969.
6. Китайгородская О.Д. Закаливание малышей / О.Д.Китайго
родская. — М.: Знание, 1967. — 48 с.
7. Колгушкин А. Н. Закаливание / А. Н. Колгушкин. — М., 1997.
8. Вайнбаум Я. С. Гигиена физической культуры и спорта /
Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. — М.: Академия,
2005. - 240 с.
L
Примечание. Температура дана в градусах Цельсия.
Контрольные вопросы
1. Какой должна быть основная направленность занятий физи
ческими упражнениями с дошкольниками?
2. Каковы общие гигиенические требования к занятиям физи
ческими упражнениями с дошкольниками?
3. Каковы гигиенические требования к восстановительным за
нятиям физическими упражнениями?
4. Каковы гигиенические требования к организации внешнесре-
довых условий при занятиях физическими упражнениями?
5. Каковы задачи и составляющие медицинского контроля на
занятиях физическими упражнениями?
6. Что такое закаливание и каковы его основы принципы?
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
ГЛАВА 7
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
На современном этапе прослеживается повышение интереса ученых к физической культуре детей дошкольного возраста. В новых общеобразовательных программах раздел «Физическое развитие и здоровье» изложен с учетом результатов современных исследований.
В настоящее время исследования осуществляются не только сотрудниками различных научных или учебных заведений, но также и специалистами, работающими в дошкольных учреждениях. Поиск новых, эффективных путей решения педагогических задач является неотъемлемой частью профессии педагога по физической культуре.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогика» (профиль «Физическая культура детей дошкольного возраста») научно-исследовательская деятельность является одним из важных направлений подготовки студентов к решению профессиональных задач.
В требованиях к подготовленности бакалавра отмечено, что он должен принимать участие в исследованиях по проблемам развития системы образования, владеть основными методами научных психолого-педагогических исследований, подготовить и защитить выпускную квалификационную работу. Подготовке и защите выпускной квалификационной работы предшествует написание курсовых работ.
Целью курсовой работы является углубление знаний по теории и методике физической культуры дошкольников и привитие студентам умений самостоятельной исследовательской деятельности.
Целью квалификационной работы является овладение студентами основными методами научных исследований посредством участия в изучения проблем развития образования в области физической культуры дошкольников.
Общими являются некоторые требования к курсовым и квалификационным работам, которые необходимо соблюдать. Работы должны отражать современный теоретический уровень и перспективы развития области знаний, избранной для исследования. Для этого изучается и критически анализируется научно-методическая литература. Причем производится не простое реферирование литературных
источников, а дается краткая характеристика исследуемой проблемы, выясняются ее состояние и пути решения.
Исследование в рамках курсовой работы включает в себя изучение передового опыта педагогов и его анализ. Непременным условием подготовки квалификационной работы является проведение самостоятельного исследования, как правило в дошкольном учреждении. Обычно оно реализуется в ходе педагогической практики. Целесообразно, чтобы основные выводы курсовой работы явились исходным пунктом разработки проблематики выпускной квалификационной работы. В выпускной квалификационной работе используются фактические данные и материалы, полученные в ходе подготовки курсовой работы, а также материалы новых исследований, проведенных специально по теме выпускной кв&тафикационной работы.
7.1. Особенности исследований в области физической культуры дошкольников
Исследования в области физической культуры дошкольников направлены на повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблемами физической культуры дошкольников, должны быть компетентны как в вопросах физической культуры, так и в вопросах дошкольной педагогики. Однако иногда авторы подходят к решению поставленных проблем однобоко: либо не учитывают особенности организации деятельности детей в дошкольном учреждении, либо не принимают во внимание закономерности развития их движений.
В этой связи можно выделить характерные недостатки, которые наиболее часто встречаются в исследованиях, посвященных проблемам физической культуры дошкольников:
1) исследования кратковременные поэтому трудно предполо
жить, как долго сохраняется достигнутый в них эффект;
2) в ряде работ число детей, принявших участие в исследовании,
недостаточно, чтобы считать полученные результаты объективными;
3) не учитывается вид дошкольного учреждения, в котором про
водится исследование, и, следовательно, воздействие различных спе
циалистов (педагогов дополнительного образования, психологов,
медицинских работников и т. п.) на развитие, обучение и воспитание
ребенка;
2!9
Теоретические основы физической культуры дошкольников
4) учитываются только те параметры развития, обучения и воспи
тания ребенка, которые подвергаются акцентированному воздейст
вию, и не оценивается общий эффект педагогической деятельности;
5) цели ряда исследований лежат далеко от целей дошкольного
воспитания, что приводит к появлению рекомендаций, не актуаль
ных для физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреж
дения;
6) исследования базируются на старых методических материалах,
которые в физическом воспитании современных дошкольных уч
реждений утратили свое значение.
Эти положения должны учитываться начинающим исследователем, чтобы избежать ошибок в работе.
Исследования в области физической культуры дошкольников направлены на повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Обобщая тематику научных работ, можно выделить несколько основных направлений:
• оптимизация двигательной активности детей;
• оздоровление детей в процессе занятий физическими упражне
ниями;
• реализация индивидуально-дифференцированного подхода в про
цессе занятий физическими упражнениями с дошкольниками;
• особенности обучения детей движениям;
• развитие двигательных способностей дошкольников;
• формирование у дошкольников знаний в области физической
культуры;
• организация физкультурно-оздоровительной работы в дошколь
ных учреждениях компенсирующего вида;
• осуществление взаимодействия дошкольного учреждения с се
мьей;
® подготовка детей к школе средствами физического воспитания;
• диагностика физического состояния дошкольников;
• материально-техническое оснащение занятий физическими уп
ражнениями с дошкольниками;
• эколого-валеологическое воспитание дошкольников в процессе
занятий физическими упражнениями;
» организация двигательной деятельности в природных условиях;
• использование элементов отдельных видов спорта на занятиях с
дошкольниками;
• осуществление взаимосвязи умственного (нравственного, эсте
тического) и физического воспитания детей;
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
• развитие творческих способностей дошкольников в процессе за
нятий физическими упражнениями;
• выбор музыкального сопровождения для занятий физическими
упражнениями;
® особенности использования подвижных игр в физическом воспитании дошкольников;
• оценка функциональных возможностей детей;
• целенаправленное использование физических упражнений, по
ложительно влияющих на развитие психической сферы детей;
• подготовка специалистов по физической культуре дошколь
ников.
Учебно-исследовательские работы студентов могут быть:
а) теоретическими (реферативными), выполненными на основе
анализа и обобщения литературных данных по избранной теме;
б) эмпирическими, выполненными на основе изучения и обоб
щения передового опыта педагогов и педагогических коллективов;
в) конструкторскими, связанными с построением моделей обра
зовательного процесса, разработкой новых программ, созданием и
обоснованием наглядных пособий, тренажеров и т. п.
г) экспериментальными, построенными на проведении педагоги
ческого эксперимента.
Часто студенты выбирают работу реферативного характера, при этом основной ошибкой студентов при подготовке таких работ является подмена их рефератом.
Реферат — это изложение проблемы, вопросов на основе изучения нескольких источников или одной научной книги, статьи. При подготовке реферата студент систематизирует известный материал, который не вызывает у него сомнений.
Учебно-исследовательская работа реферативного характера отличается от реферата тем, что:
1) изучаемые источники анализируются, и исследователь выска
зывает свое мнение в отношении позиций разных авторов;
2) изучение литературы последовательно решает задачи, постав
ленные в исследовании;
3) в результате выполнения работы исследователь получает новое
чнание о предмете исследования.
Далее будет рассмотрена логика организации исследования, которая предполагает несколько этапов: подготовку к исследованию, проведение исследования, обработку и оформление результатов исследования.
■
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
7.2. Подготовка к исследованию
На этапе подготовки к исследованию определяется логика исследования и в соответствии с ней разрабатывается методика исследования, то есть намечается ход научной работы, создаются необходимые организационные и материальные условия для реализации намеченных планов.
7.2.1. Определение логики исследования
Всякое исследование обязательно начинается с постановки проблемы. Определить научную проблему, нуждающуюся в исследовании, не так просто. Для этого надо хорошо знать современное состояние науки и потребности практики, чтобы обнаружить, чего в науке недостает. Как правило, студент еще не обладает такими знаниями, поэтому ведущая роль в определении проблемы принадлежит научному руководителю.
В рамках проблемы может быть сформулировано несколько тем (направлений) исследований.
Тема очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе и реализовано в опыте педагогов.
При выборе темы необходимо учитывать следующее:
1. Насколько возможно решить поставленную в исследовании
цель средствами, доступными студенту.
2. Удастся ли набрать достаточное количество материала.
3. Насколько достижение поставленной цели возможно за время,
отведенное на подготовку работы^
4. Насколько научный руководитель может оказать консульта
тивную помощь студенту.
После того как студент с научным руководителем определились в теме и виде будущего исследования, им предстоит сформулировать его основные характеристики.
В курсовой работе определяются только самые основные характеристики исследования: актуальность, объект, предмет, цель, задачи и практическая значимость.
При подготовке квалификационной работы, кроме этого, требуется формулирование гипотезы, описание теоретических основ исследования и выделение научной новизны.
Студенту необходимо определиться с логикой предстоящего исследования до его начала. Это поможет ему понять, зачем необхо-
димо проводить именно это исследование, что ему следует делать и что, в конце концов, он предполагает получить.
Методология исследования — это положения, определяющие логику исследовательской деятельности. Методологические характеристики — это основные позиции, которые помогают сформулировать ответы на вопросы: что исследуется, как исследуется, что предполагается получить в результате исследования и т. п.
Актуальность исследования. Исследование начинается с определения его актуальности. Необходимо понять, зачем изучать данную проблему, почему это надо сделать сегодня, что могут дать результаты исследования для теории и практики физической культуры дошкольников. Хорошо обоснованная актуальность должна убедить всех, что проблема требует скорейшего решения, и если бы студент сегодня не стал ее изучать, то завтра обязательно это сделал бы кто-нибудь другой. Правильное определение студентом актуальности сразу ориентирует его на возможный путь решения проблемы. Например:
Актуальность. Физическое воспитание является важным компонентом образовательного процесса в дошкольных учреждениях компенсирующего вида (логопедических). Однако до сих пор оно остается ориентированным на здоровых детей, что серьезно затрудняет работу специалиста по физической культуре, работающего с детьми, имеющими речевую патологию. У детей с нарушениями речи наблюдаются сопутствующие нарушения моторного развития, недостаточный уровень физической подготовленности и развития функциональных систем, недоразвитие психических функций, поведенческие отклонения...
Можно отметить, что на современном этапе в области физической культуры дошкольников весьма актуальными являются исследования, связанные с определением реакции организма детей на различную физическую нагрузку, а также внедрением различных инновационных технологий, способствующих оздоровлению детей в процессе занятий физическими упражнениями.
Объект и предмет исследования. После описания актуальности следует определиться с объектом и предметом исследования. То есть что конкретно будет изучать студент и в какой области. Часто студенты путаются — что шире, объект или предмет. Шире —- объект. Предмет как бы находится внутри объекта. Предмет всегда изучается it рамках какого-то объекта.
Объект исследования в самом общем виде — это педагогическое пространство, область, в рамках которой проводится исследование. Объектом исследования в сфере физической культуры дошкольников могут выступать: целостный педагогический процесс; система
/22
культуры дошкольников |
Теоретические основы физической
оздоровительной работы в дошкольном учреждении; деятельность педагога в определенных условиях и направлениях; деятельность детей во всем многообразии; взаимодействие дошкольного учреждения и семьи; система подготовки специалистов по физической культуре дошкольников и т. п.
Предмет исследования -~ это конкретная часть объекта, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Точное определение предмета конкретизирует деятельность студента, избавляет его от попыток «объять необъятное».
Предметом могут выступать: содержание образования дошкольников в области физической культуры; формы и методы деятельности педагога, организующего двигательную деятельность детей; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания детей в процессе занятий физическими упражнениями и т. п.
Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования. Например:
Тема исследования — формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.
Объект исследования — образовательный процесс по физической культуре в дошкольном учреждении.
Предмет исследования — процесс формирования у старших дошкольников знаний в области физической культуры.
Гипотеза исследования. Исходя из темы исследования, его объекта и предмета, можно приступить к определению гипотезы.
В описании актуальности исследования была определена проблема. Теперь необходимо выдвинуть предположение, как ее можно решить. Гипотеза и есть предположение, догадка, представляющая собой возможный ответ на вопрос о решении проблемы. Однако проблема — очень широкое понятие, которое конкретизируется в предмете исследования. Поэтому гипотеза — это предположение о путях преобразования предмета исследования, о создании условий для его развития и совершенствования. Только при четком представлении о предмете исследования можно разработать гипотезу исследования.
В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого положения и его логическое доказательство. Например:
Гипотеза. Изменение организации и содержания занятий физическими упражнениями на основе учета индивидуальных особенностей конституции детей позволит повысить эффективность процесса физического воспитания в дошкольном учреждении, что в свою оче-
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
редь положительно отразится на уровне физической подготовленности дошкольников.
Для доказательства (или опровержения) гипотезы и проводится исследование. Направление, по которому пойдет доказательство гипотезы, конкретизируется в цели исследования.
Цель и задачи исследования. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, студент представляет себе, какой результат он намерен получить. Формулировка цели исследования начинается с существительного: обоснование.., разработка... и т.п.
Намечая путь достижения цели, студент должен определить ряд шагов, которые он должен для этого сделать. То есть он формулирует задачи исследования. Задачи начинаются с глаголов (формулируются в виде поручений): изучить.., определить.., выявить.., установить... и т. п.
Например:
Гипотеза. Повышение эффективности образования дошкольников в области физической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в процессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.
Цель исследования, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики физкультурной работы экологической направленности в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи.
1. Изучить целесообразность и возможность формирования у дошкольников эко
логических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы.
2. Разработать методику физкультурной работы экологической направленности.
3. Экспериментально оценить эффективность разработанной методики.
Определяя число задач, студент должен учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Например, нельзя определить влияние занятий фитбол-гимнастикой на формирование осанки старших дошкольников, не изучив возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата детей.
Тема и название исследования. Определив тему и конкретные задачи, можно дать первый вариант формулировки названия работы. Часто понятия «тема» и «название» используют как синонимы. Эти два понятия действительно отражают почти одно и то же. Тема отражает суть исследования, его основное направления. Название — это конкретизация темы, точная формулировка того, что
8-3700
:ледования в физической культуре... |
Теоретические основы физической культуры дошкольников
сделано в исследовании. Сразу найти точное краткое название — дело далеко не простое. Поэтому в начале исследования определяется тема, как более широкое понятие, а уже потом, когда будет решен вопрос, в чем будет заключаться работа, — формулируется название. В ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.
Название — это «визитная карточка» работы. Его лаконичность, отражение в нем смысла исследования — признаки хорошей научной работы. Не следует забывать, что название ко многому обязывает. Если оно не соответствует содержанию работы, то это говорит об отсутствии у студента четкого представления о смысле исследования или о его небрежном отношении к работе.
Теоретические основы исследования. В основу любого исследования должна быть положена ведущая идея. Любое исследование строится не на пустом месте. В результате многих предшествующих исследований в науке сложились определенные теоретические концепции. Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо, общий замысел. Говоря о ведущей идее, необходимо напомнить о понятии «научная школа».
Научная школа — это система приоритетов в принятии концепции при изучении какого-либо явления, а также группа ученых, пропагандирующих эту систему и придерживающихся ее положений в своих исследованиях. В результате многолетней научно-исследовательской работы, проводимой в высшем учебном заведении, определяются приоритеты в рассмотрении того или иного явления в теории и методике физической культуры. В связи с тем что студент еще не имеет знаний и опыта, чтобы самому «расставлять акценты» в толковании спорных понятий, он должен придерживаться в своей работе позиций, принятых и обоснованных научным сообществом преподавателей вуза и кафедры, где он обучается.
Взятые за основу теоретические концепции, на которых будет строиться исследование, должны быть отражены в разделе «Теоретические основы исследования».
Теоретические основы исследования — это те учения, разработки, теории конкретных авторов, которые связаны с предметом исследования и объясняют именно его и только его. Как правило, описание теоретических основ исследования делится на две части: 1) научные положения и теории; 2) результаты фундаментальных исследований. Например:
Г |
Научно-педагогические исс
Тема: Организационно-методические аспекты физического воспитания детей раннего возраста на основе их взаимодействия с родителями.
Теоретические основы исследования базируются на научных положениях о «кине-зофилии» детского возраста (И. А. Аршавский), о развитии личности ребенка через «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), а также на результатах исследования развития детей от 1 года до 3 лет (Е. А. Аркин, М. М. Кольцова, А. И. Кравчук), особенностей организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста (М. Ю. Кистяковская, В. А. Шишкина, М. Н. Попова).
Научная новизна исследования. Весь ход исследования подчинен необходимости получения нового знания. В определении научной новизны проявляется соотнесенность всех методологических характеристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен объект и предмет исследования, показана актуальность темы, тем яснее самому студенту, что он выполнил впервые. При формулировании научной новизны исследования требуется ответить на вопрос «Какие новые результаты получены в ходе исследования?»
Определение научной новизны исследования проводится на основе его отличия от тех, которые проведены по сходной проблеме ранее. Новизной могут быть:
1. Рассмотрение предмета исследования, никогда ранее не изу
чавшегося.
2. Применение методов исследования, никогда ранее не приме
нявшихся при изучении подобных явлений.
3. Разработка новых методик, способствующих повышению эф
фективности изучаемого явления.
4. Новые оценки ранее проведенных исследований с позиций
современных знаний.
5. Систематизация разрозненного ранее материала.
6. Подтверждение ранее выдвинутой теории на другом материале
(другой возраст, пол и т. п.)
7. Опровержение ранее выдвинутой теории.
8. Выявление связей и отношений, никем ранее не описанных,
между фактами, процессами и явлениями.
Количество положений новизны может быть разным. В учеб-по-исследовательских работах студентов их обычно от одного до грех. Раздел новизны целесообразно строить в формулировках: разработаны..; обоснованы..; выявлены..; раскрыты..; установлены... и т. п.
Для конкретизации нового знания, полученного в исследовании, его следует выделять словами «впервые», «новые данные» и т.п.
Г.г |
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Примеры описания новизны:
«...получены новые данные об особенностях построения занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида...»;
«впервые определены особенности профессиональной деятельности специалистов по физической культуре в детских группах при торговых центрах...»
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования — это возможность использования его результатов в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Прежде всего определяется практическая значимость того нового знания, которое получил студент в процессе исследования.
Определение практической значимости происходит следующим образом.
Во-первых, исходя из анализа базы исследования, определяется круг типовых учреждений, где могут быть внедрены результаты исследования.
Во-вторых, определяются учреждения, где организован аналогичный образовательный (или тренировочный) процесс, где, при незначительной модификации, может быть использована идея исследования.
В-третьих, определяется круг специалистов (педагогов, психологов, тренеров и т. п.), которые заинтересованы в результатах исследования и готовы использовать разработанные рекомендации.
В-четвертых, определяются идеи, которые возникли в ходе работы, но еще не получили подтверждения и могут стать предметом изучения других исследователей.
В-пятых, определяются направления, по которым исследование может быть продолжено.
Таким образом определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации проведенного исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последующих изысканий.
Все методологические характеристики должны быть взаимосвязаны, дополнять и конкретизировать друг друга. По степени их согласованности можно судить о качестве самой исследовательской работы.
Научно |
-педагогические исследования в физической культуре...
7.2.2. Разработка методики исследования
Успешность деятельности студентов как начинающих исследователей во многом зависит от тщательной работы на этапе подготовки к исследованию, которая включает в себя разработку плана исследования, выбор методов исследования, подбор исследуемых, разработку документации и организацию условий проведения исследования. Рассмотрим каждый из этих разделов подготовки.
Разработка плана исследовательской работы. Намеченная программа действий оформляется в виде плана исследовательской работы. План в сжатой форме должен содержать все основные вопросы методики исследования по избранной теме, начиная от формулировки темы и заканчивая необходимым материальным обеспечением. Первый вариант плана по ходу работы может изменяться (детализируется, дополняется).
Выбор методов исследования является одним из ответственнейших разделов работы на подготовительном этапе. Ведущим методом исследования является педагогический эксперимент, поэтому если сущность исследования допускает его применение, то он в тех или иных объемах должен быть введен в исследовательскую работу. Однако следует иметь в виду, что не всякое исследование требует организации и проведения педагогического эксперимента. К таким исследованиям могут быть отнесены, например, исторические, мониторинговые, проектные исследования. Кроме того, функцию экспериментальной проверки идеи исследования может выполнять сама педагогическая действительность. В этом случае основным методом будет выступать педаго-: ическая герменевтика (изучение и анализ педагогического опыта).
Следует помнить, что у методов различается показатель «трудозатраты — отдача». Целесообразно выбирать методы, которым студент уже овладел в процессе учебной деятельности или может обучиться у своего научного руководителя.
Подбор исследуемых. Любые педагогические исследования в конечном итоге являются сравнительными. Сравнивать можно резуль-гаты экспериментальной группы исследуемых (т.е. группы, в которой применялся новый элемент учебно-воспитательного процесса) г результатами контрольной группы (т.е. группы, в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая постановка обучения
II воспитания).
Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены на тех же людях, но раньше.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной группе людей, с теми стандартами, которые существуют в науке и практике.