Объективные данные


Субъективное состояние



Обычного типа


Учащение пульса на 1—6 ударов за 10 сек, увеличение амплитуды артериального давления на 5—10 мм рт. ст. Восстановление пульса и дыхания на 1-й — 2-й минуте


Самочувствие хорошее



Незначительные Учащение пульса и дыхания неадекватно полученной отклонения I нагрузке. Восстановление пульса затягивается до 3-х мину]


Видимых нарушений в самочувствии не наблюдается



Значительные Чрезмерное учащение пульса, одышка, извращенная

отклонения I реакция ДЦ (или снижение максимального давления, или резкое падение минимального). Восстановление пульса

до исходной величины происходит на 4-й минуте

и позже, ухудшается наполнение пульса, нарушается его

ритмичность


Самочувствие ухудшается





Теоретические основы физической культуры дошкольников

6.3. Закаливание

Важным средством физического воспитания дошкольников яв­ляется закаливание — использование естественных факторов при­роды (воздуха, солнца и воды),— для повышения устойчивости организма к неблагоприятным метеофакторам, так и для повыше­ния общей резистентности организма. Наблюдающиеся в дошколь­ном возрасте частые простуды и ОРЗ, инфекционные заболевания возникают в основном на незакаленном фоне, при узких границах адаптации к колебаниям наружной температуры, при низком уров­не иммунных реакций. Сочетание физических упражнений с зака­ливающими процедурами обеспечивает профилактику как простуд­ных, так и в определенной мере инфекционных заболеваний до­школьников.

Использование естественных природных факторов в целях зака­ливания имеет определенные особенности в зависимости от возраста дошкольников (ясельный, младший, средний и старший дошколь­ный). Что же касается общих положений (принципов) закаливания, то они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Сознательное отношение к закаливанию, особенно в детском
возрасте, заинтересованность в закаливании создадут нужный пси­
хологический настрой и обеспечат его успех. Для этого нужна дей­
ственная пропаганда закаливания среди всех слоев населения.

2. Закаливание должно быть систематичным, т. е. ежедневным и
без перерывов. Закаливание даже в течение двух лет не дает гарантии
от простуды на всю жизнь.

3. Понижать температуру воды или воздуха, а также увеличивать
длительность процедуры нужно постепенно.

4. Необходимо соблюдать индивидуальный подход к каждому
человеку, учитывая его возрастные особенности, физическое разви­
тие, состояние здоровья, тип высшей нервной деятельности.

5. Каждая закаливающая процедура должна происходить на по­
ложительном эмоциональном фоне. Человек должен подходить к
ним в хорошем настроении, испытывать при этом удовольствие. Для
детей положительные эмоции в процессе закаливания реализуются
в первую очередь во время игры. Положительные эмоции почти
полностью исключают негативные эффекты охлаждения.

6. При закаливании надо использовать все средства — и солнце,
и воздух, и воду. Комплексность средств обеспечит эффективность
закаливания и достижение хорошего здоровья.


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками

7. В процессе закаливания необходимо учитывать климатиче­ские условия данного региона и привычные температурные режимы.

Закаливание в раннем возрасте

У детей раннего возраста и особенно ослабленных (недоношен­ных, страдающих гипотрофией, рахитом) важно соблюдать большую осторожность, постепенно увеличивая раздражающее воздействие (снижение температуры воды, воздуха, увеличение времени пребыва­ния детей под лучами солнца и площади облучения тела). Несистема­тическое проведение закаливающих мероприятий и неправильное или недостаточно осторожное соблюдение постепенности увеличения их раздражающего действия могут отрицательно сказаться на организме ребенка и быть непосредственной причиной его заболевания.

Обеспечить в яслях систематическое проведение закаливающих мероприятий в течение круглого года возможно только при условии, если они прочно войдут в режим дня и органически сольются с обычными режимными моментами и гигиеническими процедурами.

Если в дошкольном учреждении нет условий для проведения общих закаливающих процедур, их заменяют местными. Например, душ или общие обливания, проводимые в яслях летом, в прохладное время года можно заменить обливанием ног. Чтобы не нарушать или не ухудшать сложившегося стереотипа ответных реакций со стороны организма, закаливающие мероприятия нельзя отменять даже в слу­чае заболевания ребенка (насморк, бронхит), конечно если они не сопровождаются значительным ухудшением общего состояния. Од­нако при этом следует применять более слабо действующие раздра­жители (например, температура воды на 4—5°С выше той, которой ребенка обливали до болезни).

Закаливание воздухом рекомендуется проводить в виде воздуш­ных ванн, во время которых воздух (комнатный или наружный) беспрепятственно воздействует на рецепторы кожи. Чтобы ограни­чить действие воздуха нужной температурой и постепенно приоб­рести тренировку к воздействию воздуха переменной температуры, первые воздушные ванны проводят в помещении. Для самых ма­леньких детей они сочетаются с перепеленанием, сменой одежды, а с двухмесячного возраста — с проведением массажа и гимнастики.

По мере роста и развития детей продолжительность воздушной панны постепенно увеличивают с 2—3 до 10—15 минут, соответст­венно расширяя комплекс гимнастических упражнений. В круглосу­точных группах с детьми старше двух лет проводят ежедневно


____________ Теоретические основы физической культуры дошкольников

утреннюю гигиеническую гимнастику в тщательно проветренном помещении при открытых фрамугах. Температуру воздуха при воз­душных ваннах во время гимнастики или подвижных игр постепен­но снижают. Усиление закаливающего действия воздуха достигается не только путем снижения его температурь! и удлинения продолжи­тельности ванн, но и путем увеличения площади открытой поверх­ности тела. С этой целью одежду детей постепенно облегчают. Вна­чале обнажают руки, заменяя рубашку с рукавами майкой, затем снимают колготки, оставляя детей в майке, трусах и тапочках, и только после того, как дети привыкнут к этому костюму, проводят воздушную ванну и гимнастику в одних трусиках. Очень важно в целях закаливания следить, чтобы не только во время гимнастики, но и в период обычного бодрствования дети были одеты не слишком тепло и не перегревались, иначе приток свежего воздуха, например при открывании дверей, может вызвать переохлаждение.

Необходимо добиваться максимального пребывания детей на от­крытом воздухе. В летнее время при температуре воздуха в тени не ниже 18—20°С вся жизнь детей в яслях (за исключением ночного сна), особенно за городом, должна проходить на участке.

В жаркие дни при температуре воздуха в тени выше 30°С, когда в помещении прохладнее, чем на улице, детей, особенно грудных, оставляют в комнатах с открытыми окнами, в том числе и на днев­ной сон.

В прохладные, дождливые дни закаливание не отменяется; про­гулка, гимнастика, дневной сон проводятся на открытых верандах. При этом соответственно температуре воздуха изменяется одежда детей.

Необходимо постоянно следить за самочувствием каждого ре­бенка и при появлении внешних признаков перегревания (одышка, покраснение и потливость лица, шеи) расстегнуть воротник, зака­тать рукава, снять колготки, особенно перед подвижной игрой. При охлаждении (побледнение лица, появление «гусиной кожи») следует надеть колготки, кофточку (свитер).

Особое внимание должно быть обращено на то, чтобы зимой одежда и обувь для прогулки детей старших групп яслей была теп­лой, легкой, воздухопроницаемой, но наименее промокаемой, не стесняющей движений, удобной для быстрого одевания и раздева­ния ребенка.

Зимой в средней полосе России рекомендуется выносить детей на воздух с 2—3-хнедельного возраста вначале 1—2 раза, а потом и


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками

3 раза в день при температуре не ниже — 10°С. Длительность прогу­лок постепенно увеличивают с 20—30 минут до 1 — 1,5 часов. При более низкой температуре (но не ниже —15°С) ослабленных детей желательно выносить на руках, дополнительно утеплив ноги. Лицо ребенка рекомендуется смазывать жиросодержащим кремом, но дер­жать открытым, чтобы он мог свободно дышать.

В осенне-зимний период старшие дети во время прогулок долж­ны находиться в активном движении. С этой целью воспитатель организует различные игры и занятия детей. Для этого необходимо использовать лопатки, санки и пр. Весьма желательно, чтобы днев­ной сон старших детей в яслях в зимнее время также проводился на открытом воздухе.

В общей сложности в холодное время дети в возрасте до 1,5 лет должны находиться на открытом воздухе (включая и дневной сон) не менее 4 часов, дети старше 1,5 лет — от 5 до 6 часов (две про­гулки и один дневной сон).

Закаливающее действие воды еще более выражено, чем действие воздуха. Это объясняется большей теплоемкостью и теплопровод­ностью воды. Известно, например, что воздушная ванна при темпе­ратуре 25—27°С воспринимается как теплая и может продолжаться длительно, тогда как вода той же температуры для общего действия может быть использована кратковременно в виде обливания, а для более продолжительной процедуры — ванны — неприемлема.

Воздушные ванны и гидропроцедуры в целях комплексного оз-доравливающего и закаливающего действия в яслях сочетаются с занятиями физическими упражнениями.

Все гигиенические процедуры основаны на использовании воды с первых же дней рождения ребенка. При правильной организации они могут применяться в целях закаливания организма к холоду.

Физическое действие холодной воды на организм имеет три фазы. В 1-й фазе выражен резкий спазм кожных сосудов, кровь с периферии отливает к внутренним органам, кожа становится блед­ной и холодной (первый озноб). Во 2-й фазе происходит расширение кожных сосудов, кровь из внутренних органов приливает к перифе­рии, кожа розовеет, появляется ощущение тепла. В 3-й фазе наблю­дается стойкое расширение кожных капилляров, застой крови, по­является бледность с синюшным оттенком, наступает второй озноб. Положительное закаливающее действие водных процедур обуслов-исно 1-й и 2-й фазами. Третья же фаза является выражением деком­пенсации физической терморегуляции.






Теоретические основы физической культуры дошкольников

По восходящей степени воздействия на организм водные про­цедуры распределяются в следующем порядке: обтирание, облива­ние, ванны, душ, купание в открытом водоеме. Следуя основному правилу закаливания — постепенности увеличения закаливающего фактора, — закаливание водой начинают с наименее резких воздей­ствий: местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. При этом постепенно снижают температуру воды. Чем ко­роче и ограниченнее воздействие, тем холоднее может быть вода. Начальная температура воды для местных процедур по закаливанию детей раннего возраста равна 27—29°С (приближается к температуре кожи на открытых частях тела — стопах, кистях рук). В дальнейшем, через 1—2 дня, температуру воды уменьшают на 1°. Таким образом, температуру воды при местных процедурах снижают для грудных детей до 22—20°С, для детей старше 1 года — до 18— 16°С.

В яслях в целях закаливания можно использовать утреннее умывание и подмывание для детей грудного и ползункового воз­раста, мытье лица и ног (летом после прогулки или перед сном, зимой после сна) для детей старшего возраста. При умывании детей в возрасте 2-х лет им моют только лицо и кисти рук, ребятам старше 2-х лет моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя.

Обтирание оказывает более выраженное закаливающее действие, чем умывание. Обтирание производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца (отдельным для каждого ребенка), смоченным водой нужной температуры. При обтирании конечностей делают слегка массирующие движения от пальцев к туловищу.

Общие обтирания производят в определенной последователь­ности: сначала обтирают верхние конечности, затем нижние конеч­ности, грудь, живот и спину. Влажное обтирание продолжается 1—

2 минуты; после этого кожу обтирают сухим мягким полотенцем в
течение 1—2 минут до появления умеренного покраснения кожи.
Для обтирания детей первого года жизни начальную температуру
воды, равную 35—33°С, постепенно понижают (на 1° через 2—3 дня)
и доводят до 28°С; у детей от 1 года до 3 лет температуру воды с
34—33°С в начале обтирания снижают постепенно до 27—25°С.
В качестве общих водных процедур в целях закаливания можно ис­
пользовать также гигиенические ванны, обливания и душ. Началь­
ная температура воды при общих обливаниях для детей первого года
жизни равна 36—35°С. Снижая температуру воды на 3° каждые 2—

3 дня, ее доводят зимой до 30—28°С, летом — до 28—27°С. Для


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками

детей старше года начальная и конечная температура воды должна быть соответственно на 2°С ниже, чем для детей грудного возраста. Температура воды для прохладных ванн детям до года принима­ется равной 37°С; продолжительность ванны составляет 5 минут. Детям старше года температура ванн равна 36°С, длительность ван­ны не должна превышать 8—10 минут.

В целях большего эффекта закаливания ванна должна заканчи­ваться общим обливанием водой более низкой (на 2°С) температуры. Применение таких комбинированных закаливающих процедур мо­жет осуществляться только при условии предварительной подготов­ки детей местными воздушными и водными процедурами.

Общие водные процедуры, так же как и местные, необходимо проводить в определенное время (соответственно режиму детей), объединив их по возможности с гигиеническими процедурами. Ван­ны и купание следует проводить не ранее чем через 30—40 минут после еды. Ванны целесообразно назначать, особенно возбудимым детям, перед сном, так как они действуют успокаивающе. Вялым пассивным детям ванну рекомендуется заменить общим обливанием или душем непосредственно после сна. Детям спокойным, уравно­вешенным общие обливания или душ лучше проводить после утрен­ней гигиенической гимнастики.

Закаливание солнечными лучами начинают после подготовки детей посредством воздушных ванн. Детей в возрасте до года и ослабленных действию прямых солнечных лучей не подвергают. В яслях летом для этой группы детей лучше организовывать воздуш­но-солнечные ванны, которые проводятся на открытых верандах, террасах, на специально оборудованных площадках под навесом или тентом, а также в тени деревьев. Воздушно-солнечные ванны про­водят с 2—3-месячного возраста. Дети первого года жизни эту ванну принимают в манеже (без одежды) во время бодрствования, спокой­ной игры при температуре воздуха не ниже 22С и безветрии или очень слабом ветре.

Детей старше года после 7—10 солнечно-воздушных ванн можно выводить под прямые солнечные лучи. Они могут быть только в трусиках и сандалиях, голова должна быть защищена панамкой. Продолжительность первых солнечных ванн не должна быть больше 5—6 минут, затем, по мере появления загара, время пребывания на открытом солнце увеличивается до 10—15 минут 2—3 раза в день. В жаркое время прогулка детей и солнечная ванна заканчиваются водной процедурой — обтиранием, обливанием или душем.


____________ Теоретические основы физической культуры дошкольников

Закаливание в дошкольном возрасте

Закаливание детей дошкольного возраста строится по тем же принципам, что и закаливание детей раннего возраста, при соблю­дении определенной осторожность в дозировании процедур в зави­симости от возраста и состояния здоровья. Особое внимание следует уделять принципу постепенности повышения интенсивности и про­должительности закаливающего фактора, а также комплексности воздействия. По сравнению с ранним возрастом в закаливании до­школьников значительно шире применяются воздушные ванны, включая дневной сон в осенне-зимний период на открытых верандах или при открытых окнах в спальных мешках; как закаливающая процедура добавляется ходьба босиком. В таблицах 10 и 11 пред­ставлены примерные схемы проведения закаливающих процедур в дошкольном учреждении.

Таблица 10

Схема закаливания дошкольников в летний период (по Л. П. Кондаковой-Варламовой)

Процедура Условия выпеышения Первая группа здоровья Вторая группа здоровья
       
Воздушные Температура воздуха От 22-24 до 17-18 22-24
ванны Продолжительность Лимитируется режимом  
Солнечно-воздушные Продолжительность на 1 прием От 4-5 до 25-30 По показаниям
ванны Способ проведения Спокойные игры
Обтирание Температура воды От 32-34 до 18-20 32-35
Температура окружающего воздуха 18-20 18-20
Продолжительность 1-1,5 1-1,5
Душ Температура воды От 34-35 до 18—20 32-34
Температура окружающего воздуха 18-20 18-20
Продолжительность 1-1,5 1-1,5

Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками

Окончание табл. 10 4 30-32

Ножная ванна I Температура воды I От 30—32 до 16—18
г i......

Разница
От 3 до 10 34-24

Контрастное

обливание | температуры воды

Абсолютная температура

Температура воды

От 20-22 до 18-20

Купание

Температура! окружающего воздуха
20—22

в открытом

 

водоеме

От 1 до 3

Продолжительность

Примечание. Температура дана в градусах Цельсия, продолжи­тельность — в минутах.

Таблица 11

Схема закаливания дошкольников в осенне-зимний сезон (по Л. П. Кондаковой-Варламовой)

j

Вторая группа здоровья
Процедура Условия выполнения

Первая группа здоровья

Продолжающие Начинающие

закаливание закаливание

3 I 4 Г 5

Температура воздуха

От 22-20 до 16-14 От 10 до 30
22-20
Воздуш­ные ванны

Не ниже 22

с последующим

оголением

От 10 до 30

Продолжительность в минутах

3-4,5

Прогулки I Продолжительность

и игры в часах

1,5-2
Сон на воздухе

на воздухе

П родолжительность

От 28-26 до От 34-32 до 18-16! 22-20

Обтирание I Температура воды



214



Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками



Окончание табл. 11

         
  Температура окружающего воздуха 18-20 18-20 18-20
Продолжительность в минутах 1-1,5 1-1,5 1-1,5
Обливание Температура воды От 32-30 до 20-18 От 36-34 до 26-24 36-34
  Температура окружающего воздуха 18-20 18-20 18-20
  Продолжительность в минутах 1-1,5 1-1,5 1-1,5
Ножная ванна Температура воды От 26—24 до 16-14 От 32-30 до 20-18 32-30
Контраст­ное обли­вание Разница температуры воды ОтЗ до 10    
Температура окружающего воздуха 18-20
П родолжите л ьность в минутах 1-1,5

7. Каковы особенности закаливания в раннем и дошкольном
возрасте?

8. Назовите основные средства и методики закаливания.

Литература

1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропо­
ва. — М.: Медицина, 1977.

2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга
для работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Вино­
градова, Л.Я.Каневская, В. И. Теленчи; сост. В. И. Теленчи. — М.:
Просвещение, 1987.

3. Голубев В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного
возраста: Учеб. пособие / В. В. Голубев, С. В. Голубев. — М., 2000. —
320 с.

4. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Зма-
новский. — М.: Медицина, 1989.— 128 с.

5. Кабанов А. Л. Анатомия, физиология и гигиена детей дошколь­
ного возраста / А. Н. Кабанов, А. П. Чабовская. — М.: Просвещение,
1969.

6. Китайгородская О.Д. Закаливание малышей / О.Д.Китайго­
родская. — М.: Знание, 1967. — 48 с.

7. Колгушкин А. Н. Закаливание / А. Н. Колгушкин. — М., 1997.

8. Вайнбаум Я. С. Гигиена физической культуры и спорта /
Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. — М.: Академия,
2005. - 240 с.



L


Примечание. Температура дана в градусах Цельсия.

Контрольные вопросы

1. Какой должна быть основная направленность занятий физи­
ческими упражнениями с дошкольниками?

2. Каковы общие гигиенические требования к занятиям физи­
ческими упражнениями с дошкольниками?

3. Каковы гигиенические требования к восстановительным за­
нятиям физическими упражнениями?

4. Каковы гигиенические требования к организации внешнесре-
довых условий при занятиях физическими упражнениями?

5. Каковы задачи и составляющие медицинского контроля на
занятиях физическими упражнениями?

6. Что такое закаливание и каковы его основы принципы?


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...


ГЛАВА 7

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

На современном этапе прослеживается повышение интереса уче­ных к физической культуре детей дошкольного возраста. В новых общеобразовательных программах раздел «Физическое развитие и здоровье» изложен с учетом результатов современных исследований.

В настоящее время исследования осуществляются не только сотрудниками различных научных или учебных заведений, но также и специалистами, работающими в дошкольных учреждениях. Поиск новых, эффективных путей решения педагогических задач является неотъемлемой частью профессии педагога по физической культуре.

В государственном образовательном стандарте высшего профес­сионального образования по направлению «Педагогика» (профиль «Физическая культура детей дошкольного возраста») научно-иссле­довательская деятельность является одним из важных направлений подготовки студентов к решению профессиональных задач.

В требованиях к подготовленности бакалавра отмечено, что он должен принимать участие в исследованиях по проблемам развития системы образования, владеть основными методами научных психо­лого-педагогических исследований, подготовить и защитить выпуск­ную квалификационную работу. Подготовке и защите выпускной квалификационной работы предшествует написание курсовых работ.

Целью курсовой работы является углубление знаний по теории и методике физической культуры дошкольников и привитие студен­там умений самостоятельной исследовательской деятельности.

Целью квалификационной работы является овладение студента­ми основными методами научных исследований посредством учас­тия в изучения проблем развития образования в области физической культуры дошкольников.

Общими являются некоторые требования к курсовым и квали­фикационным работам, которые необходимо соблюдать. Работы должны отражать современный теоретический уровень и перспекти­вы развития области знаний, избранной для исследования. Для этого изучается и критически анализируется научно-методическая литера­тура. Причем производится не простое реферирование литературных


источников, а дается краткая характеристика исследуемой пробле­мы, выясняются ее состояние и пути решения.

Исследование в рамках курсовой работы включает в себя изуче­ние передового опыта педагогов и его анализ. Непременным усло­вием подготовки квалификационной работы является проведение самостоятельного исследования, как правило в дошкольном учреж­дении. Обычно оно реализуется в ходе педагогической практики. Целесообразно, чтобы основные выводы курсовой работы явились исходным пунктом разработки проблематики выпускной квалифи­кационной работы. В выпускной квалификационной работе исполь­зуются фактические данные и материалы, полученные в ходе под­готовки курсовой работы, а также материалы новых исследований, проведенных специально по теме выпускной кв&тафикационной ра­боты.

7.1. Особенности исследований в области физической культуры дошкольников

Исследования в области физической культуры дошкольников направлены на повышение эффективности физкультурно-оздорови­тельной работы в дошкольном учреждении.

Следует отметить, что исследователи, занимающиеся проблема­ми физической культуры дошкольников, должны быть компетентны как в вопросах физической культуры, так и в вопросах дошкольной педагогики. Однако иногда авторы подходят к решению поставлен­ных проблем однобоко: либо не учитывают особенности организа­ции деятельности детей в дошкольном учреждении, либо не прини­мают во внимание закономерности развития их движений.

В этой связи можно выделить характерные недостатки, которые наиболее часто встречаются в исследованиях, посвященных пробле­мам физической культуры дошкольников:

1) исследования кратковременные поэтому трудно предполо­
жить, как долго сохраняется достигнутый в них эффект;

2) в ряде работ число детей, принявших участие в исследовании,
недостаточно, чтобы считать полученные результаты объективными;

3) не учитывается вид дошкольного учреждения, в котором про­
водится исследование, и, следовательно, воздействие различных спе­
циалистов (педагогов дополнительного образования, психологов,
медицинских работников и т. п.) на развитие, обучение и воспитание
ребенка;




2!9


Теоретические основы физической культуры дошкольников

4) учитываются только те параметры развития, обучения и воспи­
тания ребенка, которые подвергаются акцентированному воздейст­
вию, и не оценивается общий эффект педагогической деятельности;

5) цели ряда исследований лежат далеко от целей дошкольного
воспитания, что приводит к появлению рекомендаций, не актуаль­
ных для физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреж­
дения;

6) исследования базируются на старых методических материалах,
которые в физическом воспитании современных дошкольных уч­
реждений утратили свое значение.

Эти положения должны учитываться начинающим исследовате­лем, чтобы избежать ошибок в работе.

Исследования в области физической культуры дошкольников направлены на повышение эффективности физкультурно-оздорови­тельной работы с детьми. Обобщая тематику научных работ, можно выделить несколько основных направлений:

• оптимизация двигательной активности детей;

• оздоровление детей в процессе занятий физическими упражне­
ниями;

• реализация индивидуально-дифференцированного подхода в про­
цессе занятий физическими упражнениями с дошкольниками;

• особенности обучения детей движениям;

• развитие двигательных способностей дошкольников;

• формирование у дошкольников знаний в области физической
культуры;

• организация физкультурно-оздоровительной работы в дошколь­
ных учреждениях компенсирующего вида;

• осуществление взаимодействия дошкольного учреждения с се­
мьей;

® подготовка детей к школе средствами физического воспитания;

• диагностика физического состояния дошкольников;

• материально-техническое оснащение занятий физическими уп­
ражнениями с дошкольниками;

• эколого-валеологическое воспитание дошкольников в процессе
занятий физическими упражнениями;

» организация двигательной деятельности в природных условиях;

• использование элементов отдельных видов спорта на занятиях с
дошкольниками;

• осуществление взаимосвязи умственного (нравственного, эсте­
тического) и физического воспитания детей;


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

развитие творческих способностей дошкольников в процессе за­
нятий физическими упражнениями;

• выбор музыкального сопровождения для занятий физическими

упражнениями;

® особенности использования подвижных игр в физическом вос­питании дошкольников;

• оценка функциональных возможностей детей;

• целенаправленное использование физических упражнений, по­
ложительно влияющих на развитие психической сферы детей;

• подготовка специалистов по физической культуре дошколь­
ников.

Учебно-исследовательские работы студентов могут быть:

а) теоретическими (реферативными), выполненными на основе
анализа и обобщения литературных данных по избранной теме;

б) эмпирическими, выполненными на основе изучения и обоб­
щения передового опыта педагогов и педагогических коллективов;

в) конструкторскими, связанными с построением моделей обра­
зовательного процесса, разработкой новых программ, созданием и
обоснованием наглядных пособий, тренажеров и т. п.

г) экспериментальными, построенными на проведении педагоги­
ческого эксперимента.

Часто студенты выбирают работу реферативного характера, при этом основной ошибкой студентов при подготовке таких работ яв­ляется подмена их рефератом.

Реферат — это изложение проблемы, вопросов на основе изуче­ния нескольких источников или одной научной книги, статьи. При подготовке реферата студент систематизирует известный материал, который не вызывает у него сомнений.

Учебно-исследовательская работа реферативного характера от­личается от реферата тем, что:

1) изучаемые источники анализируются, и исследователь выска­
зывает свое мнение в отношении позиций разных авторов;

2) изучение литературы последовательно решает задачи, постав­
ленные в исследовании;

3) в результате выполнения работы исследователь получает новое

чнание о предмете исследования.

Далее будет рассмотрена логика организации исследования, ко­торая предполагает несколько этапов: подготовку к исследованию, проведение исследования, обработку и оформление результатов ис­следования.



Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...



7.2. Подготовка к исследованию

На этапе подготовки к исследованию определяется логика ис­следования и в соответствии с ней разрабатывается методика иссле­дования, то есть намечается ход научной работы, создаются необхо­димые организационные и материальные условия для реализации намеченных планов.

7.2.1. Определение логики исследования

Всякое исследование обязательно начинается с постановки про­блемы. Определить научную проблему, нуждающуюся в исследова­нии, не так просто. Для этого надо хорошо знать современное со­стояние науки и потребности практики, чтобы обнаружить, чего в науке недостает. Как правило, студент еще не обладает такими зна­ниями, поэтому ведущая роль в определении проблемы принадлежит научному руководителю.

В рамках проблемы может быть сформулировано несколько тем (направлений) исследований.

Тема очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе и реализовано в опыте пе­дагогов.

При выборе темы необходимо учитывать следующее:

1. Насколько возможно решить поставленную в исследовании
цель средствами, доступными студенту.

2. Удастся ли набрать достаточное количество материала.

3. Насколько достижение поставленной цели возможно за время,
отведенное на подготовку работы^

4. Насколько научный руководитель может оказать консульта­
тивную помощь студенту.

После того как студент с научным руководителем определились в теме и виде будущего исследования, им предстоит сформулировать его основные характеристики.

В курсовой работе определяются только самые основные харак­теристики исследования: актуальность, объект, предмет, цель, за­дачи и практическая значимость.

При подготовке квалификационной работы, кроме этого, требу­ется формулирование гипотезы, описание теоретических основ ис­следования и выделение научной новизны.

Студенту необходимо определиться с логикой предстоящего ис­следования до его начала. Это поможет ему понять, зачем необхо-


димо проводить именно это исследование, что ему следует делать и что, в конце концов, он предполагает получить.

Методология исследования — это положения, определяющие логику исследовательской деятельности. Методологические характе­ристики — это основные позиции, которые помогают сформулиро­вать ответы на вопросы: что исследуется, как исследуется, что пред­полагается получить в результате исследования и т. п.

Актуальность исследования. Исследование начинается с определе­ния его актуальности. Необходимо понять, зачем изучать данную про­блему, почему это надо сделать сегодня, что могут дать результаты исследования для теории и практики физической культуры дошколь­ников. Хорошо обоснованная актуальность должна убедить всех, что проблема требует скорейшего решения, и если бы студент сегодня не стал ее изучать, то завтра обязательно это сделал бы кто-нибудь другой. Правильное определение студентом актуальности сразу ори­ентирует его на возможный путь решения проблемы. Например:

Актуальность. Физическое воспитание является важным компонентом образо­вательного процесса в дошкольных учреждениях компенсирующего вида (логопеди­ческих). Однако до сих пор оно остается ориентированным на здоровых детей, что серьезно затрудняет работу специалиста по физической культуре, работающего с деть­ми, имеющими речевую патологию. У детей с нарушениями речи наблюдаются со­путствующие нарушения моторного развития, недостаточный уровень физической подготовленности и развития функциональных систем, недоразвитие психических функций, поведенческие отклонения...

Можно отметить, что на современном этапе в области физиче­ской культуры дошкольников весьма актуальными являются иссле­дования, связанные с определением реакции организма детей на различную физическую нагрузку, а также внедрением различных ин­новационных технологий, способствующих оздоровлению детей в процессе занятий физическими упражнениями.

Объект и предмет исследования. После описания актуальности следует определиться с объектом и предметом исследования. То есть что конкретно будет изучать студент и в какой области. Часто сту­денты путаются — что шире, объект или предмет. Шире —- объект. Предмет как бы находится внутри объекта. Предмет всегда изучается it рамках какого-то объекта.

Объект исследования в самом общем виде — это педагогическое пространство, область, в рамках которой проводится исследование. Объектом исследования в сфере физической культуры дошколь­ников могут выступать: целостный педагогический процесс; система



/22



       
   
 
 

культуры дошкольников

Теоретические основы физической

оздоровительной работы в дошкольном учреждении; деятельность педагога в определенных условиях и направлениях; деятельность детей во всем многообразии; взаимодействие дошкольного учрежде­ния и семьи; система подготовки специалистов по физической куль­туре дошкольников и т. п.

Предмет исследования -~ это конкретная часть объекта, или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который и исследуется. Точное определение предмета конкретизирует деятель­ность студента, избавляет его от попыток «объять необъятное».

Предметом могут выступать: содержание образования дошколь­ников в области физической культуры; формы и методы деятельно­сти педагога, организующего двигательную деятельность детей; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания детей в процессе занятий физическими упражнениями и т. п.

Как правило, предмет в большой степени совпадает с темой исследования. Например:

Тема исследования — формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры.

Объект исследования — образовательный процесс по физической культуре в до­школьном учреждении.

Предмет исследования — процесс формирования у старших дошкольников зна­ний в области физической культуры.

Гипотеза исследования. Исходя из темы исследования, его объ­екта и предмета, можно приступить к определению гипотезы.

В описании актуальности исследования была определена про­блема. Теперь необходимо выдвинуть предположение, как ее можно решить. Гипотеза и есть предположение, догадка, представляющая собой возможный ответ на вопрос о решении проблемы. Однако проблема — очень широкое понятие, которое конкретизируется в предмете исследования. Поэтому гипотеза — это предположение о путях преобразования предмета исследования, о создании условий для его развития и совершенствования. Только при четком представ­лении о предмете исследования можно разработать гипотезу иссле­дования.

В гипотезе сливаются два момента: выдвижение некоторого по­ложения и его логическое доказательство. Например:

Гипотеза. Изменение организации и содержания занятий физи­ческими упражнениями на основе учета индивидуальных особенно­стей конституции детей позволит повысить эффективность процесса физического воспитания в дошкольном учреждении, что в свою оче-


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

редь положительно отразится на уровне физической подготовлен­ности дошкольников.

Для доказательства (или опровержения) гипотезы и проводится исследование. Направление, по которому пойдет доказательство ги­потезы, конкретизируется в цели исследования.

Цель и задачи исследования. Цель — это представление о ре­зультате. Ставя перед собой цель, студент представляет себе, какой результат он намерен получить. Формулировка цели исследования начинается с существительного: обоснование.., разработка... и т.п.

Намечая путь достижения цели, студент должен определить ряд шагов, которые он должен для этого сделать. То есть он форму­лирует задачи исследования. Задачи начинаются с глаголов (фор­мулируются в виде поручений): изучить.., определить.., выявить.., установить... и т. п.

Например:

Гипотеза. Повышение эффективности образования дошкольников в области фи­зической культуры и в области экологии возможно при условии их интеграции, что может быть достигнуто за счет формирования у детей экологических знаний в про­цессе занятий физическими упражнениями, а также взаимодействия сотрудников дошкольного учреждения и родителей.

Цель исследования, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики физкультурной работы экологической направленности в дошкольных обра­зовательных учреждениях.

Задачи.

1. Изучить целесообразность и возможность формирования у дошкольников эко­
логических знаний в процессе физкультурно-оздоровительной работы.

2. Разработать методику физкультурной работы экологической направленности.

3. Экспериментально оценить эффективность разработанной методики.

Определяя число задач, студент должен учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предва­рительно другую. Например, нельзя определить влияние занятий фитбол-гимнастикой на формирование осанки старших дошколь­ников, не изучив возрастные особенности развития опорно-двига­тельного аппарата детей.

Тема и название исследования. Определив тему и конкретные задачи, можно дать первый вариант формулировки названия ра­боты. Часто понятия «тема» и «название» используют как синони­мы. Эти два понятия действительно отражают почти одно и то же. Тема отражает суть исследования, его основное направления. На­звание — это конкретизация темы, точная формулировка того, что



8-3700






                               
       
   
 
 
         
 
 
 
 
 
   
 
   
   
 

:ледования в физической культуре...

Теоретические основы физической культуры дошкольников

сделано в исследовании. Сразу найти точное краткое название — дело далеко не простое. Поэтому в начале исследования опреде­ляется тема, как более широкое понятие, а уже потом, когда будет решен вопрос, в чем будет заключаться работа, — формулируется название. В ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.

Название — это «визитная карточка» работы. Его лаконичность, отражение в нем смысла исследования — признаки хорошей науч­ной работы. Не следует забывать, что название ко многому обязы­вает. Если оно не соответствует содержанию работы, то это говорит об отсутствии у студента четкого представления о смысле исследо­вания или о его небрежном отношении к работе.

Теоретические основы исследования. В основу любого исследо­вания должна быть положена ведущая идея. Любое исследование строится не на пустом месте. В результате многих предшествующих исследований в науке сложились определенные теоретические кон­цепции. Концепция — система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо, общий замысел. Говоря о ведущей идее, необходимо напомнить о понятии «научная школа».

Научная школа — это система приоритетов в принятии концеп­ции при изучении какого-либо явления, а также группа ученых, пропагандирующих эту систему и придерживающихся ее положений в своих исследованиях. В результате многолетней научно-исследо­вательской работы, проводимой в высшем учебном заведении, оп­ределяются приоритеты в рассмотрении того или иного явления в теории и методике физической культуры. В связи с тем что студент еще не имеет знаний и опыта, чтобы самому «расставлять акценты» в толковании спорных понятий, он должен придерживаться в своей работе позиций, принятых и обоснованных научным сообществом преподавателей вуза и кафедры, где он обучается.

Взятые за основу теоретические концепции, на которых будет строиться исследование, должны быть отражены в разделе «Теоре­тические основы исследования».

Теоретические основы исследования — это те учения, разработ­ки, теории конкретных авторов, которые связаны с предметом ис­следования и объясняют именно его и только его. Как правило, описание теоретических основ исследования делится на две части: 1) научные положения и теории; 2) результаты фундаментальных исследований. Например:


Г

Научно-педагогические исс

Тема: Организационно-методические аспекты физического воспитания детей раннего возраста на основе их взаимодействия с родителями.

Теоретические основы исследования базируются на научных положениях о «кине-зофилии» детского возраста (И. А. Аршавский), о развитии личности ребенка через «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский), а также на результатах исследования развития детей от 1 года до 3 лет (Е. А. Аркин, М. М. Кольцова, А. И. Кравчук), осо­бенностей организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего воз­раста (М. Ю. Кистяковская, В. А. Шишкина, М. Н. Попова).

Научная новизна исследования. Весь ход исследования подчинен необходимости получения нового знания. В определении научной новизны проявляется соотнесенность всех методологических харак­теристик: чем конкретнее сформулирована проблема и выделен объект и предмет исследования, показана актуальность темы, тем яснее самому студенту, что он выполнил впервые. При формулиро­вании научной новизны исследования требуется ответить на вопрос «Какие новые результаты получены в ходе исследования?»

Определение научной новизны исследования проводится на осно­ве его отличия от тех, которые проведены по сходной проблеме ранее. Новизной могут быть:

1. Рассмотрение предмета исследования, никогда ранее не изу­
чавшегося.

2. Применение методов исследования, никогда ранее не приме­
нявшихся при изучении подобных явлений.

3. Разработка новых методик, способствующих повышению эф­
фективности изучаемого явления.

4. Новые оценки ранее проведенных исследований с позиций

современных знаний.

5. Систематизация разрозненного ранее материала.

6. Подтверждение ранее выдвинутой теории на другом материале
(другой возраст, пол и т. п.)

7. Опровержение ранее выдвинутой теории.

8. Выявление связей и отношений, никем ранее не описанных,
между фактами, процессами и явлениями.

Количество положений новизны может быть разным. В учеб-по-исследовательских работах студентов их обычно от одного до грех. Раздел новизны целесообразно строить в формулировках: разработаны..; обоснованы..; выявлены..; раскрыты..; установле­ны... и т. п.

Для конкретизации нового знания, полученного в исследовании, его следует выделять словами «впервые», «новые данные» и т.п.



               
   
     
     
 
 
 
 
 
   

Г.г

Теоретические основы физической культуры дошкольников

Примеры описания новизны:

«...получены новые данные об особенностях построения занятий физическими упражнениями с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях дошкольного уч­реждения компенсирующего вида...»;

«впервые определены особенности профессиональной деятельности специали­стов по физической культуре в детских группах при торговых центрах...»

Практическая значимость исследования. Практическая значи­мость исследования — это возможность использования его резуль­татов в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования. Прежде всего определяется практиче­ская значимость того нового знания, которое получил студент в процессе исследования.

Определение практической значимости происходит следующим образом.

Во-первых, исходя из анализа базы исследования, определяется круг типовых учреждений, где могут быть внедрены результаты ис­следования.

Во-вторых, определяются учреждения, где организован анало­гичный образовательный (или тренировочный) процесс, где, при незначительной модификации, может быть использована идея ис­следования.

В-третьих, определяется круг специалистов (педагогов, психо­логов, тренеров и т. п.), которые заинтересованы в результатах ис­следования и готовы использовать разработанные рекомендации.

В-четвертых, определяются идеи, которые возникли в ходе ра­боты, но еще не получили подтверждения и могут стать предметом изучения других исследователей.

В-пятых, определяются направления, по которым исследование может быть продолжено.

Таким образом определяется, какими педагогами, при работе с какими детьми и в каких учреждениях могут быть использованы новые идеи, положения, рекомендации проведенного исследования, а также какие проблемы могут быть темой и предметом последую­щих изысканий.

Все методологические характеристики должны быть взаимосвя­заны, дополнять и конкретизировать друг друга. По степени их со­гласованности можно судить о качестве самой исследовательской работы.


Научно

-педагогические исследования в физической культуре...

7.2.2. Разработка методики исследования

Успешность деятельности студентов как начинающих исследо­вателей во многом зависит от тщательной работы на этапе подго­товки к исследованию, которая включает в себя разработку плана исследования, выбор методов исследования, подбор исследуемых, разработку документации и организацию условий проведения иссле­дования. Рассмотрим каждый из этих разделов подготовки.

Разработка плана исследовательской работы. Намеченная про­грамма действий оформляется в виде плана исследовательской ра­боты. План в сжатой форме должен содержать все основные вопросы методики исследования по избранной теме, начиная от формули­ровки темы и заканчивая необходимым материальным обеспечени­ем. Первый вариант плана по ходу работы может изменяться (дета­лизируется, дополняется).

Выбор методов исследования является одним из ответственнейших разделов работы на подготовительном этапе. Ведущим методом иссле­дования является педагогический эксперимент, поэтому если сущ­ность исследования допускает его применение, то он в тех или иных объемах должен быть введен в исследовательскую работу. Однако следует иметь в виду, что не всякое исследование требует организации и про­ведения педагогического эксперимента. К таким исследованиям могут быть отнесены, например, исторические, мониторинговые, проектные исследования. Кроме того, функцию экспериментальной проверки идеи исследования может выполнять сама педагогическая действи­тельность. В этом случае основным методом будет выступать педаго-: ическая герменевтика (изучение и анализ педагогического опыта).

Следует помнить, что у методов различается показатель «трудо­затраты — отдача». Целесообразно выбирать методы, которым сту­дент уже овладел в процессе учебной деятельности или может обу­читься у своего научного руководителя.

Подбор исследуемых. Любые педагогические исследования в ко­нечном итоге являются сравнительными. Сравнивать можно резуль-гаты экспериментальной группы исследуемых (т.е. группы, в кото­рой применялся новый элемент учебно-воспитательного процесса) г результатами контрольной группы (т.е. группы, в которой для сопоставления сохранялась обычно принятая постановка обучения

II воспитания).

Можно сравнивать и результаты «сегодняшних» исследований с результатами, которые были получены на тех же людях, но раньше.


Теоретические основы физической культуры дошкольников

Наконец, сравнивать можно результаты, полученные на данной группе людей, с теми стандартами, которые существуют в науке и практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: