Эксперимент

Наиболее часто в педагогических исследованиях в области фи­зической культуры используются следующие регистрирующие мето­ды: изучение литературных источников, анализ документальных ма­териалов, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, экс­пертная оценка.

Получение информации при запланированном вмешательстве в педагогический процесс с целью изучения какого-либо фактора осу­ществляется с помощью педагогического эксперимента.

Анализ литературных источников. Работа с литературными источ­никами является сквозной задачей в процессе написания курсовой или квалификационной работы. Изучение литературы существен­ным образом влияет на качество работы, а иногда даже может ви­доизменять ее направление. При изучении литературы рекомендует­ся соблюдать следующую этапность:


Теоретические основы физической культуры дошкольников

1. Прочитать какое-либо общее руководство по избранной теме
(учебник, учебное пособие и пр.), чтобы ознакомиться с основными
понятиями, их трактовкой, терминологией.

2. Познакомиться с крупными публикациями (монографии, ме­
тодические пособия, авторефераты диссертаций и т. п.) по изучаемой
проблеме, а также с литературой, которая использована и рекомен­
дована авторами этих публикаций.

3. Систематически знакомиться с публикациями в периодиче­
ских журналах по специальности («Дошкольное воспитание», «До­
школьная педагогика», «Физическая культура: воспитание, образо­
вание, тренировка» и т. п.).

Сегодня информационное поле исследователя значительно рас­ширяет Интернет. Научные центры, вузы, библиотеки, частные ли­ца размещают в Интернете свои материалы. В Интернете в качестве дополнительных источников информации можно найти не только рефераты и дипломные работы по исследуемой проблеме, но и дис­сертации. Написание курсовой, квалификационной или дипломной работы с использованием Интернета свидетельствует об информа­ционной культуре студента, его способности к самообразованию, что определяет его профессиональную компетентность.

Обычно работы подбирают в обратнохронологическом порядке, т. е. сначала современные публикации, а затем более ранние. Боль­шую часть библиографии должны составлять работы, изданные за последние!0 лет (70—80%). Фундаментальные работы, используе­мые в исследовании, как правило, составляют 10—15%. Такой же объем приходится на публикации, не относящиеся ни к современ­ным, ни к фундаментальным, но представляющие интерес для дан­ного исследования. При этом следует иметь в виду, что публикации специализированных журналов, а также авторефераты диссертаций оперативнее отражают результаты новых исследований, чем книги, которые сравнительно долго находятся в производстве.

Работая с литературой, начинающие исследователи не всегда точно записывают данные источника, откуда берут информацию. Впоследствии, чтобы восстановить эти сведения, требуется много времени. Чтобы избежать этого, а также неточных или некорректных ссылок, следует сразу после выписки или цитаты записать выходные данные литературного источника.

Библиографическое описание произведений печати, помещаемое в списке литературы, составляется в соответствии с ГОСТом 7.1—2003. Как правило, используется краткое библиографическое описание.



Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре... Образцы библиографического описания произведений печати

Книга под заголовком (от одного до трех авторов) Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций

мозга ребенка / М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 1973. — 144 с. Потапчук А. А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте:

Учеб.-метод, пособие / А. А. Потапчук, Г.Г.Лукина; под ред.

С.П.Евсеева.- СПб.: изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.

80 с.

Шебеко В. N. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. по­собие / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. В. А. Шишкина.— М.: Академия, 1998.- 192 с.

Книга под заглавием (четыре и более авторов) Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Ви­ноградова, Л.Я.Каневская, В. И.Теленчи. — М.: Просвещение, 1987,- 143 с.

[лава в учебном пособии

Попов С. В. Гигиена занятий физическими упражнениями с до­школьниками // Теория и методика физической культуры дошколь­ников: Учеб. пособие / Под ред. С.О.Филипповой, Г. Н. Понома­рева.- СПб.: ВВМ, 2004. С. 166-187.

Статья в журнале

Никитюк Б. А. Принципы и приоритеты физического воспита­ния детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры,— 1994. №7. С. 5—7.

Диссертация

Плешакова О. И. Планирование физической нагрузки с учетом се­зонных «зон риска» здоровью детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / О. И. Плешакова.— Волгоград, 1998.— 147 с.

Автореферат диссертации

Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инноваци­онных направлений в системе физического воспитания детей до­школьного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю. К. Черны­шенко. — Краснодар, 1998,— 50 с.



__________ Теоретические основы физической культуры дошкольников

Статья в сборнике научных трудов

Рунова М.А. Двигательная активность детей подготовительной группы на прогулке // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. Ф. Змановского, Н. Т. Те­реховой. - М, 1980. С. 26—34.

Материалы конференции

Правдов М. А. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в детских садах Ивановской области // Фи­зическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Матер, науч.-практ. конф. — Хабаровск, 1996. С. 43—45.

Материалы из Интернета

Игнатьева В. Н. Программа аква-аэробики для старших до­школьников / В. Н. Игнатьева. — Режим доступа: https://www.aero-bic.ru/shkola/df (23 февр. 2007).

Анализ документальных материалов. Многие стороны процессов, происходящих в физической культуре дошкольников, находят свое отражение в различных документах (учебных планах и программах, методических рекомендациях, медицинских картах и пр.). Эти до­кументы служат для обеспечения практической работы, но в то же время их анализ может стать методом научной работы.

Документы могут иметь не только словесное выражение (текс­товой документ), но и цифровое (статистический документ), напри­мер статистический отчет о результатах районных соревнований «Ве­селые старты».

Использование статистических документов делает анализ собы­тий и фактов более достоверным. Анализ статистического материала предусматривает не только использование первичных документов, но и составление на их основе таблиц и рисунков.

Педагогическое наблюдение представляет собой специально ор­ганизованное наблюдение педагогического процесса без вмешатель­ства исследователя. Педагогическое наблюдение полезно применять в случаях, когда требуется:

• получить сведения о педагогическом процессе без внесения в
него несвойственных элементов;

• получить первичную информацию, не требующую большой вы­
борки;


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью
других методов;

• провести разведывательные исследования с целью уточнения ги­
потезы и методики исследования;

• на заключительном этапе исследования проверить эффектив­
ность педагогических рекомендаций, разработанных на основе
других методов.

Педагогическое наблюдение может носить качественный и ко­личественный характер.

Для проведения педагогического наблюдения, результат которо­го выражается в качественных характеристиках, необходимо подго­товить план наблюдения, включающий перечень явлений, которые будут описываться наблюдателем для дальнейшего анализа.

Например, в исследовании по теме «Формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры* педагогическое наблюдение осуществлялось с целью ознакомления с опытом руководителей физического воспитания дошкольных учреждений по включению теоретических сведений в процесс занятий физическими упражнениями с детьми. В ходе наблюдения выявлялись:

1. Объем теоретических сведений в общем объеме физкультурного занятия.

2. Формы преподавания теоретических сведений.

3. Методика изложения теоретического материала.

Количественный вариант наблюдения требует создания кодиру­емых единиц, то есть выделения в педагогическом процессе доступ­ных непосредственному наблюдению и регистрации действий зани­мающихся и педагога, в которых проявляется интересующее наблю­дателя явление.

Регистрация единиц наблюдения осуществляется, как правило, тремя способами: частотным, при котором исследователем реги­стрируется сам факт появления в педагогическом процессе избран­ной единицы, временным, когда фиксируется длительность наблю­даемой единицы, и оценочным, предусматривающим выражение ве­личины наблюдаемой единицы в соответствии с предварительно разработанной шкалой оценок.

Частотный вариант может использоваться, например, при опре­делении того, как часто педагог, решая воспитательные задачи в процессе занятий физическими упражнениями, использует методы поощрения.

К временному способу педагогического наблюдения относится хронометрирование — определение времени, затраченного на вы­полнение каких-либо действий.





                           
   
   
   
         
 
 
 
 
 
 
   
     
 

 

Теоретические основы физической культуры дошкольников Оценочный способ педагогического наблюдения в педагогиче­ских исследованиях часто используется при осуществлении эксперт­ной оценки.

Например, умения дошкольников взаимодействовать друг с другом в коллектив­ной игре оценивались следующим образом;

три балла — если ребенок свободно взаимодействует с партнерами, проявляет инициативу или лидерские характеристики;

два балла — если ребенок уверенно взаимодействует с партнерами, но инициа­тиву на себя не берет;

один балл — если ребенку требуются внешние усилия для взаимодействия в игре.

Опрос. Опрос может проводиться в виде анкетирования, интер­вью и беседы.

Анкетирование — это метод получения информации путем пись­менных ответов респондентов на систему стандартизированных во­просов анкеты.

Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых иссле­дователем.

Беседа ~ это метод получения информации путем двухсторон­него или многостороннего обсуждения интересующего исследовате­ля вопроса. Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследо­вателя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следователь­но, получить более достоверные данные.

Наиболее распространенной формой опроса является анкетиро­вание. Однако эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.

Тестированием называется определенная система использова­ния контрольных упражнений. Контрольные упражнения — это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выпол­нения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся в данный период. В иссле­дованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражне­ние, а несколько.

Тестирование помогает: в выявлять уровень развития отдельных физических качеств;

• сравнивать подготовленность как отдельных занимающихся, так
и целых групп;

• вести контроль эффективности занятий физическими упражне­
ниями;


выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, ме­тодов обучения и форм организации занятий; • составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.

Несмотря на то что контрольные упражнения помогают опреде­лить физическое состояние ребенка, его готовность к занятиям фи­зическими упражнениями через объективные показатели, нельзя переоценивать их роль. Если неправильно отбирать контрольные упражнения, неграмотно оценивать результативность их выполне­ния, поверхностно анализировать результаты, то невозможно полу­чить объективные данные о физическом состоянии занимающихся, о целесообразности педагогического процесса.

Экспертная оценка. Экспертная оценка чаще всего используется в ситуации, когда достоверность информации, необходимой для приня­тия решений, сравнительно невелика. Поэтому экспертная оценка имеет вероятностный характер и основывается на способности чело­века давать полезную информацию в условиях неопределенности.

Характеристика педагогического явления при помощи экспер­тов чаще всего проводится методом комиссий и методом эксперт­ных оценок.

При использовании метода комиссий группа специалистов и практических работников совместно обсуждает проблему до получе­ния определенной согласованности суждений и выявления противо­положных точек зрения.

При использовании метода экспертных оценок создаются усло­вия, исключающие непосредственное общение между членами груп­пы. Вместо коллективного обсуждения проблемы проводится инди­видуальный опрос экспертов, выясняется относительная важность факторов, влияющих на данное педагогическое явление.

При подборе специалистов, участвующих в экспертизе, необхо­димо учитывать следующее:

а) индивидуальные требования к эксперту определяют его ком­
петентность в исследуемой области и эрудицию в смежных областях,
творческий характер деятельности, наличие положительного отно­
шения к эксперименту.

б) при компетентности в исследуемой области нежелательна
чрезвычайно узкая специализация эксперта, поскольку это может
привести к односторонности суждений, поэтому в состав экспертной
группы в ряде случаев следует вводить специалистов смежных об­
ластей знания.


Следует помнить, что при проведении экспертной оценки необ­ходимо учитывать влияние, оказываемое на экспертов организато­рами опроса (акценты при постановке вопросов).

Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент от­носится к экспериментальным методам (и это отражено в его назва­нии), потому что его характерной чертой является запланированное вмешательство исследователя в изучаемое явление. Сущность вме­шательства в естественный ход педагогического процесса сводится, как правило, к искусственному вычленению какой-либо одной сто­роны изучаемого процесса из многообразия существующих связей. Педагогические эксперименты могут быть нескольких видов. В соответствии с целью, которую ставит перед собой исследо­ватель, может быть применен формирующий или констатирующий эксперимент.

Формирующий эксперимент предусматривает разработку нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой.

Констатирующий эксперимент предполагает проверку уже име­ющихся знаний о том или ином факте, явлении; проверку действия того или иного известного факта, явления при работе в иных усло­виях, с другими возрастными контингентами и т. п.

По степени изменения условий принято следующее деление пе­дагогических экспериментов:

а) естественные, при которых образовательный процесс осу­
ществляется в привычных для исследуемых условиях;

б) модельные, характеризующиеся значительными изменениями
типичных условий, что позволяет изолировать изучаемое явление от
побочных влияний;

в) лабораторные, для которых предусмотрена строгая стандарти­
зация условий, позволяющая максимально изолировать исследуемых
от влияния изменяющихся условий окружающей среды.

В зависимости от осведомленности или неосведомленности зани­мающихся о задачах и содержании исследования естественные экс­перименты с полным составом учебных групп могут быть:

а) открытыми, когда предусматривается достаточно подробное
объяснение занимающимся задач и содержания всего исследования;

б) закрытыми, при которых не дается никаких объяснений.
По направленности различают:

а) абсолютный эксперимент, который используют в тех случаях, когда требуется изучить состояние занимающихся в данный момент,


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

без прослеживания его динамики; результаты подобного экспери­мента сравниваются с уже существующими стандартами;

б) сравнительный эксперимент, который по логической схеме доказательства может быть:

• последовательным, предусматривающим доказательство гипоте­
зы путем сопоставления эффективности педагогического про­
цесса после введения в него нового педагогического фактора с
эффективностью педагогического процесса до введения данного
фактора в той же самой группе занимающихся;

• параллельным, предусматривающим доказательство гипотезы
путем сопоставления эффективности педагогических процессов,
осуществляемых одновременно в нескольких группах.

7,3.2. Характеристика методов обработки информации Каким бы способом ни была получена информация, ее необхо­димо привести в определенную систему, подвергнуть исчерпыва­ющему анализу, после чего сделать соответствующие выводы. Ре­зультаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память может подсказать те дета­ли, которые почему-либо не зафиксированы, но представляют ин­терес для существа дела.

Обработка полученной информации может подвергаться качест­венному или количественному анализу.

Качественный анализ результатов исследования

Качественный ан&ггиз полученных результатов в студенческих учебно-исследовательских работах чаще всего осуществляется при помощи интроспекции, педагогической герменевтики, классифика­ции, алгоритмизации, построения теоретической модели. В педаго­гических исследованиях могут использоваться и другие методы.

Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходящий из реф­лексивной природы человека (интроспекция — «всматривание» во внутренние процессы сознания), используется для оценки студен­том своего участия в исследуемых процессах, описания своего опыта, имеющего значение для решения задач исследования. При использовании этого метода часто анализируются самоотчеты, опыт проведения занятий физическими упражнениями.

Педагогическая герменевтика — это метод истолкования и пони­мания педагогического опыта. Как правило, такому научному

2.39


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...



исследованию подвергается лучший опыт педагогической деятель­ности — передовой, инновационный, дающий высокие воспитатель­но-образовательные результаты и достойный сохранения и распро­странения. Чаще всего обобщается опыт новаторов. Однако это не может быть простым описанием деятельности педагога или пе­дагогического коллектива. Метод предполагает такой анализ и опи­сание опыта, чтобы его можно было в последующем использовать практиками. Опыт можно описывать в формах: аналитического от­чета, проектной разработки, методических рекомендаций и др.

Классификация показателей изучаемого явления строится на ос­нове выделения классификационного признака. При изменении клас­сификационного признака будет изменяться и сама классификация. Таким образом, классификаций может быть столько, сколько воз­можно выделить в явлении признаков, по которым будет осущест­вляться распределение показателей.

Алгоритмизация — это нахождение правил построения изучаемо­го явления. Метод строится на понятии алгоритма. Алгоритм — это полностью определенный набор шагов (действий, операций или процедур), которые приводят к конкретному результату. На опреде­ленном этапе (или этапах) алгоритм предполагает выбор (если да, то.., если нет, то...). Часто метод алгоритмизации используется при разработке новой педагогической технологии.

Теоретическое моделирование — это построение теоретической модели объекта исследования. Метод моделирования (от фр. modele — образец, прообраз) представляет собой воспроизведение характерис­тик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения. Этот метод применяется обычно тогда, когда оригинальный объект исследовать не представляется возможным (из-за недоступно­сти, дороговизны, недостатка времени). В процессе теоретического моделирования устанавливаются определенные отношения и связи компонентов педагогического процесса.

Количественный анализ результатов исследования

Грамотное использование методов количественного анализа по­вышает достоверность полученных результатов исследования.

Проведение исследований связано с измерениями. Измерение предполагает приписывание объектам или явлениям чисел по опре­деленным правилам. Отображение какого-либо свойства объекта или явления в числовом множестве представляет собой построение шкал (или шкалирование). Построение и разновидности шкал определя-


ются характеристиками измеряемого свойства объекта и способом числового отражения.

Шкалы могут быть качественными и количественными. К каче­ственным шкалам относят шкалу наименований и шкалу порядка. К количественным — шкалу отношений и интервальную шкалу. В технических и естественных науках используют и другие шкалы.

Шкала наименований предполагает, что всем объектам или яв­лениям, попавшим в один и тот же класс, приписывается одно и то же число, объектам и явлениям другого класса — другое число.

Например, всех детей дошкольного учреждения можно разделить на следующие группы: занимающиеся в спортивной школе — 1; занимающиеся в музыкальной школе — 2; занимающиеся в художественной школе — 3; не посещающие учреждения дополнительного образования — 4.

Приписывание чисел в этом случае производится произвольно, они используются только в качестве ярлыков, что позволяет заме­нить их любыми другими символами (например, буквами).

Шкала порядка используется тогда, когда можно обнаружить в объектах или явлениях различие степеней признака и на этой основе расположить их в порядке возрастания или убывания рассматриваемо­го признака. В этом случае каждому объекту или явлению приписыва­ется его место в ряду (ранг). Ранговые числа подбираются так, чтобы объектам с большей величиной изучаемого признака приписывались числа большие, чем у объектов с меньшей величиной этого признака.

Например, распределение детей по количеству дней в неделю, когда они зани­маются физическими упражнениями вне детского сада:

1 — не занимаются;

2 — занимаются 1 раз в неделю;

3 — занимаются 2 раза в неделю;

4 — занимаются 3—4 раза в неделю.

Пользуясь шкалой порядка, можно установить положение изу­чаемого объекта в ряду, но нельзя определить величину интервалов, па которую разбит этот ряд. Эту шкалу целесообразно применять в rex случаях, когда можно установить определенный порядок по типу «больше — меньше», но невозможно измерить величину этой раз­ницы.

Шкала отношений используется тогда, когда можно определить, па сколько единиц один объект отличается от другого. Для этого устанавливается единица измерения. Для осуществления измерений по шкале отношений используются метрические системы оценок


У 4)


Теоретические основы физической культуры дошкольников

длины, высоты, веса, времени и т. п. Особенностью шкалы отноше­ний является то, что нулевая точка при данных измерениях указы­вает на полное отсутствие измеряемого свойства. Поэтому шкала отношений позволяет определить не только то, на сколько один объект меньше (больше) другого, но и во сколько раз.

Интервальная шкала близка шкале отношений, так как в ней также используется определенный критерий (эталон измерения). Ти­пичными примерами измерений по интервальной шкале являются измерения календарного времени, температуры по Цельсию. Отли­чие интервальной шкалы от шкалы отношений состоит в том, что оцениваемое свойство предмета или явления не пропадает, когда результат измерения равен нулю. Так, температура воздуха может быть равной 0°С. Интервальная шкала в педагогических исследова­ниях (в отличие от биологических) почти не используется.

Шкалирование может использоваться как самостоятельный метод обработки данных, чаще всего в виде ранжирования.

Например, составление ряда факторов, затрудняющих деятельность специалиста по физической культуре дошкольников в зависимости от стажа его работы.

Однако в большей степени шкалирование используется как пер­вый этап обработки полученных результатов.

При проведении исследований педагога интересует возможность найти закономерности, присущие генеральной совокупности (напри­мер, все дошкольники аналогичного возраста, пола, состояния здо­ровья, уровня физической подготовленности и т.д.). Однако изуче­ние всего объема генеральной совокупности, как правило, невоз­можно. Поэтому ограничиваются исследованием конкретной группы испытуемых, которые участвуют в эксперименте. Эта группа назы­вается выборкой из генеральной совокупности.

Использование того или иного способа проверки статистических гипотез зависит не только от характера измерений, но и от особен­ностей выборок. Существуют два вида выборок: зависимые и неза­висимые.

Если результаты измерения некоторого свойства у объектов пер­вой выборки не оказывают влияния на результаты измерения этого свойства у объектов второй выборки, то такие выборки считаются независимыми. В большинстве исследований — это сравнение ре­зультатов двух разных групп (экспериментальной и контрольной).

В тех случаях, когда результаты одной выборки влияют на ре­зультаты другой выборки, выборки считаются зависимыми. Класси-


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

ческий способ получения зависимых измерений — это двукратное измерение одного и того же свойства у одних и тех же исследуемых'. В исследовательских работах часто требуется определить разли­чия между экспериментальной и традиционной методиками обуче­ния или выявить зависимость изменения одного признака относи­тельно изменения другого признака2.

Определение достоверности различий между результатами

Когда расхождение между результатами определяется с помощью некоторых статистических параметров (средней арифметической ве­личины, среднего квадратического отклонения и т. п.), их относят к параметрическим критериям различия. В педагогических исследова­ниях также нередко возникает потребность в использовании непара­метрических критериев различия. Свое название непараметрические критерии получили потому, что не нуждаются в вычислении пара­метров, характеризующих те или иные выборки.

Параметрические критерии различия целесообразно применять в rex случаях, когда собранные исследователем данные:

1) имеют количественную меру, то есть выражены в каких-либо еди­
ницах измерения, например в метрах, секундах, килограммах и т. п.;

2) образуют вариационный ряд, обладающий свойством нор­
мального распределения, при котором колебание всех вариант в обе
стороны от их средней арифметической величины примерно одина­
ковое, симметричное.

Одним из важных показателей является средняя величина. Су­ществует несколько видов средних величин. Наиболее часто в

1 Иногда выборки считаются зависимыми — когда каждому объекту первой выбор­
ки соответствует эквивалентный по состоянию изучаемого свойства до начала экспери­
мента объект во второй выборке. Однако этот случай зависимых выборок редко встреча­
ется в педагогических экспериментах, в связи с тем что трудно подобрать для исследуе­
мых, составляющих одну выборку, эквивалентных исследуемых в другой выборке.

2 Методику обсчета результатов исследований в области физической культуры по
различным критериям можно найти в следующих пособиях:

Филиппова С. О. Учебно-исследовательская деятельность студентов в области фи-шческой культуры (подготовка и защита курсовых, квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций): Учеб.-метод. пособие / С.О.Филиппова, П. Л. Митин, Г. Н. Пономарев — СПб.: Белл, 2006.— 247 с.

Начинская С. В. Спортивная метрология: Учеб. пособие / С. В. Начинская.— М.: Академия, 2005.-240 с.

Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие /Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.— М: Академия, 2002.— 264 с.





Теоретические основы физической культуры дошкольников

педагогических исследованиях студентов используется средняя арифметическая величина.

Средняя арифметическая величина (х) является производной, обобщающей количественные признаки ряда однородных показате­лей (совокупности). В простейшем случае этот показатель вычисля­ется путем сложения всех полученных значений (которые называ­ются вариантами) и деления суммы на число вариант:

у______ I

П '

где X — знак суммирования;

X; — полученные в исследовании значения (варианты); п — число вариант.

Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оце­нивать группы изучаемых явлений в целом. Однако для характерис­тики группы явлений только этой величины недостаточно.

Например, при проведении теста «Челночный бег» в двух группах детей старшего дошкольного возраста были получены одинаковые средние результаты — 13,0 сек. Однако в первой группе результаты колебались от 12,0 до 14,0 сек, а в другой — от 9,0 до 17,0 сек. Естественно предположить, что первая группа более однородна по своей физической подготовленности, а во второй группе есть дети с очень высоким и с низким уровнем физической подготовленности.

Поэтому в характеристику группы данных явлений необходимо введение такого показателя, который дает представление о величине колебаний вариант около их средней величины. Этот статистический параметр называется средним квадратическим отклонением. Условное обозначение его — а (сигма). Величина среднего квадратического от­клонения является показателем разнообразия (т. е. отклонений вари­ант, которые получены в исследовании, от их средней величины).

Для быстрых предварительных расчетов можно воспользоваться формулой Н. А. Толоконцева (цит. по Б. А. Ашмарину, 1978):

о =

у _ - ^max

К

где X тах — наибольшей результат;

X п,-т наименьший результат;

К — табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.

Показатели К для малой выборки (до 59 значений) представле­ны в таблице 6. Для значений п > 59 показатель К можно найти в публикациях Ю.К.Демьяненко (1968) и Б.А.Ашмарина (1978).


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

Таблица 12

Коэффициенты К для вычисления среднего квадратического отклонения по амплитуде вариационного ряда

п                    
      1,13 1,69 2,06 2,33 2,53 2,70 2,85 2,97
  3,08 3,17 3,26 3,34 3,41 3,47 3,53 3,59 3,64 3,69
  3,74 3,78 3,82 3,86 3,90 3,93 3,96 4,00 4,03 4,06
  4,09 4JJ| 4,14 4,16 4,19 4,21 4,24 4,26 4,28 4,30
  4,32 4,34 4,36 4,38 4,40 4,42 4,43 4,45 4,47 4,48
  4,50 4,51 4,53 4,54 4,56 4,57 4,59 4,60 4,61 4,63

Величина среднего квадратического отклонения зависит от ве­личины колебаний вариант: чем больше амплитуда различий между крайними значениями вариант, т. е. чем больше изменчивость при­знака, тем больше величина среднего квадратического отклонения.

Для характеристики возможных отклонений выборочных сред­них от средней генеральной совокупности используют стандартную ошибку среднего значения. Ее условное обозначение — т. Следует помнить, что под «ошибкой» в статистике понимается не ошибка исследования, а мера, которой средняя арифметическая величина, полученная на выборочной совокупности, отличается от истинной средней арифметической величины, которая была бы получена на генеральной совокупности.

В зависимости от величины п она вычисляется по формулам:

при п < 30:

т =

при п > 30:

т = ~f=,

где о — среднее квадратическое отклонение; I) — число вариант в выборке.

Примерно в 68 случаях из 100 выборочная средняя будет отли­чаться (в ту или другую сторону) от средней арифметической гене­ральной совокупности не более чем на интервал, равный ш.



Теоретические основы физической культуры дошкольников

По этой причине интервал, равный т, называют доверительным интервалом для среднего значения. Однако вероятность того, что интервал X ± m содержит среднее значение генеральной совокуп­ности, сравнительно невысока. В практике статистической обработ­ки результатов принято использовать три доверительных уровня (Р):

первый — Р=95% (вероятность, что средняя арифметическая ге­неральной совокупности содержится в этом интервале, равна 95%), которому соответствует доверительный интервал ± 1,96 т;

второй — Р= 99% (вероятность, что средняя арифметическая ге­неральной совокупности содержится в этом интервале, равна 99%), которому соответствует доверительный интервал ± 2,56 т;

третий — Р= 99,9% (вероятность, что средняя арифметическая генеральной совокупности содержится в этом интервале, равна 99,9%), которому соответствует доверительный интервал ± 3,3 т.

Например, средний результат прыжка в длину с места у детей экспериментальной группы составил 120 см. При этом ошибка среднего значения — 2,5 см. Результат будет записан следующим образом: 120,0 ± 2,5 (то есть X + т). Это значит, что если все дети генеральной совокупности, к которой относится выборка экспериментальной группы, выполнят прыжок в длину с места, то в 68% случаев результат попадет в интервал от i 17,5 см до 122,5 см. Если же интервал будет увеличен до ± 1,96 m (в нашем примере ± 4,9 см), то уже 95% результатов попадут в интервал от 115,1 см до 124,9 см.

В педагогических исследованиях 95%-ный доверительный уро­вень считается достаточно надежным.

При проведении исследований одним из основных вопросов яв­ляется определение достоверности различий средних данных изуча­емых групп. В этом случае задача сводится к проверке гипотезы об отсутствии реального различия. Эту гипотезу называют нулевой ги­потезой. Если нулевая гипотеза отвергается, то считается, что раз­личия вызваны не случайными причинами, а каким-то постоянно действующим фактором.

Предельно допустимое значение вероятности, при котором ну­левая гипотеза отвергается, называется уровнем значимости и обо­значается р.

Во многих педагогических исследованиях, для того чтобы опро­вергнуть нулевую гипотезу, считают вполне достаточным уровень значимости при р<0,05, или 5%-ный уровень значимости. Это оз­начает, что при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100. 1%-ный уровень значимости (при р< 0,01) соответственно допускает ошибку не более 1 случая из


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

100, а 0,1%-ный (при р< 0,001) уровень значимости -— не более 1 случая из 1000.

Непараметрические критерии различия в отличие от параметри­ческих имеют простую конструкцию, не требуют большой вычисли­тельной работы, могут оценивать вариационные ряды порядкового характера любой формы распределения. Кроме того, они позволяют оценивать сравнительно небольшие выборки (кстати, даже таблицы значения критерия составлены на число вариант менее 30), что опять-таки чрезвычайно важно для педагогических исследований.

Существует несколько непараметрических критериев — различ­ных конструкций и статистической мощности. Каждый из них спе­цифичен в решении тех или иных задач исследования.

В зависимости от того, что измеряется, осуществляется выбор шкалы. В свою очередь характер измерений (количественные или качественные) определяет выбор методов обработки полученных ре­зультатов (табл. 13).

Таблица 13

Критерии оценки достоверности различий в соответствии со шкалой измерений при зависимых и независимых выборках

Выбор критерия

Характеристика измерений

Выделение объектов по полу, видам спорта, при­надлежности к спортивно­му клубу и т. п.

Критерий знаков

---- 1

Критерий

Вилкоксона

(Z)

Название шкалы
Характеристика шкалы
 
Пример
независимые выборки
зависимые выборки
Наименована
Распределение дошкольников по признаку посещения пополнительных занятий
Критерий Макнамары
Группировка объектов в зависимости от наличия у них определен­ного качества или признака
Критерий х~ (хи-квадрат)
Порядка
Определение места в | соревнованиях, ранжирование уровня физиче­ской подготов­ленности и т, п.
Критерий Уайта (Г)
Расположение объектов в порядке возрастания или убывания j рассматривае­мого признака Определение, на сколько единиц один объект отличается от другого
Ранжирование дошкольников по количеству дополнительных занятий физическими упражнениями
Отношений
Измерение роста, веса, времени, длины, скорости И Т. П.
i — критерий Стьюдента
Результаты выполнения теста «Прыжок с места» детьми 6 лет
_1



24;.



Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...



                 
   
     
 
   
 
 
 

Окончание табл.

:■;

Следует отметить, что при измерении предмета или явления в баллах параметрические критерии (в частности, критерий Стьюден-та) могут быть использованы только в том случае, если точно опре­делены параметры (дана характеристика) каждого балла и шкала насчитывает не менее 9 разрядов.

Определение меры связи между явлениями

В любом педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной взаимосвязи. Различают две формы взаимосвязи.

Функциональная связь отражает четкую однозначную зависи­мость, при которой изменение какого-либо одного фактора неиз­бежно приводит к однозначному изменению другого. Подобные связи характерны для «точных» наук. В педагогике они если и на­блюдаются, то в самых общих вариантах и в пределах каких-то ус­ловных границ.

Более реальным является установление так называемых ста­тистических связей, или корреляций. Корреляция позволяет нахо­дить статистически достоверные количественные меры связи в тех случаях, когда какому-либо одному фактору соответствует не одно, а несколько значений какого-либо другого фактора, причем ва­рьирующих в каких-то пределах. Связь в этом случае будет вы­ражаться в средних значениях, полученных на целом ряде изме­нений.

Корреляционный анализ может быть проведен при оценке связи между рангами, между качественными признаками и признаками, оцениваемыми количественно. В зависимости от того, по какой шкале измеряются показатели, осуществляется выбор методов обра­ботки полученных результатов (табл. 14).

Таблица 14

Методы определения связи между признаками в зависимости от шкалы измерений

Название шкалы Характеристика шкалы Пример Метод определения связи
       
Наименований Группировка объектов в зависимо­сти от наличия у них определенного качест­ва или признака Выделение объектов по полу, видам спорта, принадлеж­ности к спортивному клубу и т. п. Коэффициент ассоциации <р

Коэффициент ранговой корреляции Р
Определение места в соревнованиях, ранжирование уровня физической подготов­ленности и г. п.
Расположение объектов в порядке возрастания или убывания рассматриваемого признака

Порядка

Отношений

Измерение роста, веса, времени, длины, скорости и т. п.
Коэффициент корреляции

Определение, на

сколько единиц один

объект отличается от

другого

Анализ, проведенный с помощью математической статистики, позволяет наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление. Однако следует помнить, что статистические процедуры и вообще использование математики в педагогическом исследовании не должны быть средствами придания формальной убедительности работе.

Измерения в педагогике следует понимать как процесс связыва­ния абстрактных теоретических понятий с наблюдаемыми практи­ческими результатами. Если изучаемое явление не удается формали­зовать, то лучше оставить его на уровне описания, чем пытаться подогнать его под формальную модель, считая математические вы­кладки доказательством точности.

7.3.3. Характеристика методов интерпретации информации

Для обобщения и объяснения установленных фактов и их связей используются методы интерпретации информации. Методов интер­претации информации достаточно много. Методы интерпретации информации могут использоваться как к результатам всего исследо­вания, так и к данным, полученным в отдельных его частях.

В научных исследованиях, посвященных проблемам физической культуры дошкольников, чаще всего используются: диахронический анализ, комплексный анализ, проблемный анализ, системный ана­лиз, сравнительный анализ, функциональный анализ.

Диахронический анализ предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала.

Например, история становления понятия учебной дисциплины «Теория и мето-HI жа физической культуры детей дошкольного возраста».



24S


/49


■■1еоретические основы Физической культуры дошкольников Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...


Комплексный анализ — межпредметный, т. е. рассмотрение одно­го и того же предмета исследования в разных науках, например в педагогике и медицине, в психологии и физиологии, психологии и педагогике, в физиологии и биохимии.

Например, проблема профилактики и коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Проблемный анализ — анализ нерешенной, находящейся в ста­дии исследования проблемы. Он предполагает постановку проблемы и ее интерпретацию, когда еще нет либо определенных методов ее исследования, либо достаточного количества фактического материа­ла, либо отсутствует единый подход к ее пониманию.

Например, проблема нормирования физических нагрузок на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Системный анализ — рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависи­мостях.

Например, проблема повышения качества профессионального образования спе­циалистов по физической культуре дошкольников.

Сравнительный анализ — метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объ­ектам исследования (идей, подходов, решений и др.).

Например, оценка уровня физической подготовленности дошкольников с пози-цим тендерного (особенности пола) и конституционального (особенности телосложе­ния) подходов.

Функциональный анализ — выделение связей в исследуемой про­блеме, зависимостей от различных факторов.

Например, изучение изменений в содержании программ по физической культуре дошкольников в зависимости от политической и экономической ситуации в стране.

7.3.4. Комплексное использование методов в исследовании

В исследовании методы, как правило, используются комплексно в разных сочетаниях. Наиболее часто в научно-исследовательских работах студентов комплексное использование методов осуществля­ется для решения следующих задач:

• определения эффективности разработанной методики;

• изучения педагогического опыта;

• констатации состояния предмета исследования на момент его
изучения;


• установления соотношений различных мнений об изучаемом яв­
лении;

• оценки темпов прироста показателей физической подготовлен­
ности занимающихся;

• оценки качеств личности и их проявлений в процессе физкуль-
турно-спортивной деятельности;

• экспертизы объектов физкультурно-спортивной деятельности;

• определения уровня сформированности профессиональных уме­
ний (например, у студентов факультета физической культуры).

Определение эффективности разработанной методики

Большинство квалификационных работ строятся на определе­нии эффективности разработанной методики. Для решения этой за­дачи используется большое количество разных методов получения, обработки и интерпретации информации.

Проведение исследования может осуществляться по плану, пред­ставленному в таблице 15.

Таблица 15

Примерный план проведения исследования по определению эффективности разработанной методики

Задачи исследования
п/п

Методы исследования

Изучение освещенности исследуемой проблемы в публикациях

Анализ литературы

Изучение исследуемой проблемы на практике

J

Педагогическое наблюдение, опрос специалистов

Разработка экспериментальной методики, способствующей решению исследуемой проблемы

Теоретическое моделирование

Определение исходных показателей испытуемых

Тестирование, опрос, изучение документов, экспертная оценка

Проведение занятий по экспериментальной методике

Педагогический эксперимент

Повторное определение показателей ___________ испытуемых
Обработка полученных результатов

Тестирование, опрос, изучение документов, экспертная оценка

Методы математической статистики

Формулирование выводов об эффективности разработанной методики

Сравнительный анализ



250


25!


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...



Изучение педагогического опыта

Курсовая или квалификационная работа может быть частично посвящена изучению, обобщению и описанию опыта конкретного педагога или целого педагогического коллектива.

Педагогический опыт — это вся система деятельности педагога по достижению высокого результата, включающая в себя профес­сионально значимые знания, навыки, умения педагога или педа­гогического коллектива. В опыт также входят идеи (ценностные ориентации, мотивы деятельности, мировоззренческие позиции), которыми руководствуется педагог как принципами своей деятель­ности.

Истолкование и понимание педагогического опыта называется педагогической герменевтикой. Для изучения педагогического опыта необходимо познакомиться с историей педагогических успехов но­ватора, условиями, способствующими успеху, трудностями на пути к достижению цели. В целостном опыте педагогической деятель­ности конкретного педагога следует выделить именно новационную часть.

Поскольку изучать передовой опыт целиком чрезвычайно труд­но, следует выделить в нем отдельные стороны, которые станут предметом анализа. Это могут быть любые составляющие педаго­гического процесса, осуществляемого новатором, — умения педа­гога пользоваться определенными методами в целях развития де­тей, умения разрабатывать свою технологическую систему, способ­ность создавать особые условия для плодотворной деятельности занимающихся и т. д.

План изучения педагогического опыта может состоять из следу­ющих пунктов:

1. Определение изучаемого педагогического опыта.

2. Определение цели изучения данного опыта и его места в
выполняемой исследовательской работе.

3. Подбор источников информации об объекте и методов ее
сбора (просмотр занятий, изучение конспектов занятий, опрос
коллег, изучение мнения детей, проведение диагностики и др.).

4. Сбор информации о педагогическом опыте.

5. Анализ информации, сопоставление характера воздейст­
вий на детей и полученных результатов, определение теоретиче­
ских идей, с позиции которых можно объяснить успех данного
опыта.


6. Выявление условий (педагогических, психологических, мате­
риально-технических и иных), при которых возможно воспроизве­
дение данного опыта другими педагогами.

7. Подготовка рекомендаций по внедрению изученного опыта в
педагогический процесс.

Констатация состояния предмета исследования на момент

его изучения

Как правило, до проведения основного эксперимента (внедре­ние разработанной методики занятий, новой организации физкуль­турно-оздоровительной работы и т. п.) исследователю необходимо составить представление о состоянии предмета исследования.

Сбор данных о предмете исследования за определенный проме­жуток времени их анализ и констатация состояния предмета иссле­дования на момент его изучения называется мониторингом (отсле­живание).

Мониторинг может использоваться и как один из основных ме­тодов исследования в случае, когда разрабатывается новая модель (например, управления физкультурно-оздоровительной работой) или система оценки физической подготовленности занимающихся раз­ного возраста.

Для получения объективной информации в мониторинг вклю­чается большое число разнообразных методов (например, опрос, пе­дагогическое наблюдение, анализ медицинских карт, тестирование и т.п.).

Например, изменение состояния опорно-двигательного аппарата у детей стар­шего дошкольного возраста за последние пять лет.

Установление соотношений различных мнений об изучаемом явлении

Для установления соотношения различных мнений об изучае­мом явлении используется метод голосования. Метод голосования заключается в том, чтобы, собрав как можно больше исследователь­ских работ по интересующей теме, подсчитать, в скольких из них авторы придерживаются одной позиции, а в скольких — другой. Как правило, результат таких исследований оформляется в виде таблицы.

Например, в одном из исследований по вопросу вариантов написания термина — «фитнес» или «фитнесс», проведенном методом голосования, было обнаружено, что имеются различия в предпочтениях его употребления в научной и популярной лите­ратуре (табл. 16).





Теоретические основы физической культуры дошкольников

Таблица 16

Соотношение частоты использования вариантов написания термина («фитнес» и «фитнесс»)

В популярной литературе (методические рекомендации, газеты, реклама) N=86 95%

В научной

В Интернете (кол-во сайтов) N=4152
Варианты написания 'термина

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: