Наиболее часто в педагогических исследованиях в области физической культуры используются следующие регистрирующие методы: изучение литературных источников, анализ документальных материалов, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, экспертная оценка.
Получение информации при запланированном вмешательстве в педагогический процесс с целью изучения какого-либо фактора осуществляется с помощью педагогического эксперимента.
Анализ литературных источников. Работа с литературными источниками является сквозной задачей в процессе написания курсовой или квалификационной работы. Изучение литературы существенным образом влияет на качество работы, а иногда даже может видоизменять ее направление. При изучении литературы рекомендуется соблюдать следующую этапность:
Теоретические основы физической культуры дошкольников
1. Прочитать какое-либо общее руководство по избранной теме
(учебник, учебное пособие и пр.), чтобы ознакомиться с основными
понятиями, их трактовкой, терминологией.
|
|
2. Познакомиться с крупными публикациями (монографии, ме
тодические пособия, авторефераты диссертаций и т. п.) по изучаемой
проблеме, а также с литературой, которая использована и рекомен
дована авторами этих публикаций.
3. Систематически знакомиться с публикациями в периодиче
ских журналах по специальности («Дошкольное воспитание», «До
школьная педагогика», «Физическая культура: воспитание, образо
вание, тренировка» и т. п.).
Сегодня информационное поле исследователя значительно расширяет Интернет. Научные центры, вузы, библиотеки, частные лица размещают в Интернете свои материалы. В Интернете в качестве дополнительных источников информации можно найти не только рефераты и дипломные работы по исследуемой проблеме, но и диссертации. Написание курсовой, квалификационной или дипломной работы с использованием Интернета свидетельствует об информационной культуре студента, его способности к самообразованию, что определяет его профессиональную компетентность.
Обычно работы подбирают в обратнохронологическом порядке, т. е. сначала современные публикации, а затем более ранние. Большую часть библиографии должны составлять работы, изданные за последние!0 лет (70—80%). Фундаментальные работы, используемые в исследовании, как правило, составляют 10—15%. Такой же объем приходится на публикации, не относящиеся ни к современным, ни к фундаментальным, но представляющие интерес для данного исследования. При этом следует иметь в виду, что публикации специализированных журналов, а также авторефераты диссертаций оперативнее отражают результаты новых исследований, чем книги, которые сравнительно долго находятся в производстве.
|
|
Работая с литературой, начинающие исследователи не всегда точно записывают данные источника, откуда берут информацию. Впоследствии, чтобы восстановить эти сведения, требуется много времени. Чтобы избежать этого, а также неточных или некорректных ссылок, следует сразу после выписки или цитаты записать выходные данные литературного источника.
Библиографическое описание произведений печати, помещаемое в списке литературы, составляется в соответствии с ГОСТом 7.1—2003. Как правило, используется краткое библиографическое описание.
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре... Образцы библиографического описания произведений печати
Книга под заголовком (от одного до трех авторов) Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций
мозга ребенка / М. М. Кольцова. — М.: Педагогика, 1973. — 144 с. Потапчук А. А. Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте:
Учеб.-метод, пособие / А. А. Потапчук, Г.Г.Лукина; под ред.
С.П.Евсеева.- СПб.: изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. —
80 с.
Шебеко В. N. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. В. А. Шишкина.— М.: Академия, 1998.- 192 с.
Книга под заглавием (четыре и более авторов) Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова, Л.Я.Каневская, В. И.Теленчи. — М.: Просвещение, 1987,- 143 с.
[лава в учебном пособии
Попов С. В. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками // Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие / Под ред. С.О.Филипповой, Г. Н. Пономарева.- СПб.: ВВМ, 2004. С. 166-187.
Статья в журнале
Никитюк Б. А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры,— 1994. №7. С. 5—7.
Диссертация
Плешакова О. И. Планирование физической нагрузки с учетом сезонных «зон риска» здоровью детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / О. И. Плешакова.— Волгоград, 1998.— 147 с.
Автореферат диссертации
Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Ю. К. Чернышенко. — Краснодар, 1998,— 50 с.
__________ Теоретические основы физической культуры дошкольников
Статья в сборнике научных трудов
Рунова М.А. Двигательная активность детей подготовительной группы на прогулке // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. Ф. Змановского, Н. Т. Тереховой. - М, 1980. С. 26—34.
Материалы конференции
Правдов М. А. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в детских садах Ивановской области // Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Востока: Матер, науч.-практ. конф. — Хабаровск, 1996. С. 43—45.
Материалы из Интернета
Игнатьева В. Н. Программа аква-аэробики для старших дошкольников / В. Н. Игнатьева. — Режим доступа: https://www.aero-bic.ru/shkola/df (23 февр. 2007).
Анализ документальных материалов. Многие стороны процессов, происходящих в физической культуре дошкольников, находят свое отражение в различных документах (учебных планах и программах, методических рекомендациях, медицинских картах и пр.). Эти документы служат для обеспечения практической работы, но в то же время их анализ может стать методом научной работы.
Документы могут иметь не только словесное выражение (текстовой документ), но и цифровое (статистический документ), например статистический отчет о результатах районных соревнований «Веселые старты».
Использование статистических документов делает анализ событий и фактов более достоверным. Анализ статистического материала предусматривает не только использование первичных документов, но и составление на их основе таблиц и рисунков.
|
|
Педагогическое наблюдение представляет собой специально организованное наблюдение педагогического процесса без вмешательства исследователя. Педагогическое наблюдение полезно применять в случаях, когда требуется:
• получить сведения о педагогическом процессе без внесения в
него несвойственных элементов;
• получить первичную информацию, не требующую большой вы
борки;
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
• дать педагогическую оценку фактам, полученным с помощью
других методов;
• провести разведывательные исследования с целью уточнения ги
потезы и методики исследования;
• на заключительном этапе исследования проверить эффектив
ность педагогических рекомендаций, разработанных на основе
других методов.
Педагогическое наблюдение может носить качественный и количественный характер.
Для проведения педагогического наблюдения, результат которого выражается в качественных характеристиках, необходимо подготовить план наблюдения, включающий перечень явлений, которые будут описываться наблюдателем для дальнейшего анализа.
Например, в исследовании по теме «Формирование у старших дошкольников знаний в области физической культуры* педагогическое наблюдение осуществлялось с целью ознакомления с опытом руководителей физического воспитания дошкольных учреждений по включению теоретических сведений в процесс занятий физическими упражнениями с детьми. В ходе наблюдения выявлялись:
1. Объем теоретических сведений в общем объеме физкультурного занятия.
2. Формы преподавания теоретических сведений.
3. Методика изложения теоретического материала.
Количественный вариант наблюдения требует создания кодируемых единиц, то есть выделения в педагогическом процессе доступных непосредственному наблюдению и регистрации действий занимающихся и педагога, в которых проявляется интересующее наблюдателя явление.
|
|
Регистрация единиц наблюдения осуществляется, как правило, тремя способами: частотным, при котором исследователем регистрируется сам факт появления в педагогическом процессе избранной единицы, временным, когда фиксируется длительность наблюдаемой единицы, и оценочным, предусматривающим выражение величины наблюдаемой единицы в соответствии с предварительно разработанной шкалой оценок.
Частотный вариант может использоваться, например, при определении того, как часто педагог, решая воспитательные задачи в процессе занятий физическими упражнениями, использует методы поощрения.
К временному способу педагогического наблюдения относится хронометрирование — определение времени, затраченного на выполнение каких-либо действий.
Теоретические основы физической культуры дошкольников Оценочный способ педагогического наблюдения в педагогических исследованиях часто используется при осуществлении экспертной оценки.
Например, умения дошкольников взаимодействовать друг с другом в коллективной игре оценивались следующим образом;
три балла — если ребенок свободно взаимодействует с партнерами, проявляет инициативу или лидерские характеристики;
два балла — если ребенок уверенно взаимодействует с партнерами, но инициативу на себя не берет;
один балл — если ребенку требуются внешние усилия для взаимодействия в игре.
Опрос. Опрос может проводиться в виде анкетирования, интервью и беседы.
Анкетирование — это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Интервью — это метод получения информации путем устных ответов респондентов на систему вопросов, устно задаваемых исследователем.
Беседа ~ это метод получения информации путем двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса. Во время беседы (и в этом ее преимущество) можно получить более глубокое представление об интересующем исследователя вопросе, а также уточнить сомнительные ответы, следовательно, получить более достоверные данные.
Наиболее распространенной формой опроса является анкетирование. Однако эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.
Тестированием называется определенная система использования контрольных упражнений. Контрольные упражнения — это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся в данный период. В исследованиях, как правило, применяют не одно контрольное упражнение, а несколько.
Тестирование помогает: в выявлять уровень развития отдельных физических качеств;
• сравнивать подготовленность как отдельных занимающихся, так
и целых групп;
• вести контроль эффективности занятий физическими упражне
ниями;
выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; • составлять наиболее обоснованные индивидуальные и групповые планы занятий.
Несмотря на то что контрольные упражнения помогают определить физическое состояние ребенка, его готовность к занятиям физическими упражнениями через объективные показатели, нельзя переоценивать их роль. Если неправильно отбирать контрольные упражнения, неграмотно оценивать результативность их выполнения, поверхностно анализировать результаты, то невозможно получить объективные данные о физическом состоянии занимающихся, о целесообразности педагогического процесса.
Экспертная оценка. Экспертная оценка чаще всего используется в ситуации, когда достоверность информации, необходимой для принятия решений, сравнительно невелика. Поэтому экспертная оценка имеет вероятностный характер и основывается на способности человека давать полезную информацию в условиях неопределенности.
Характеристика педагогического явления при помощи экспертов чаще всего проводится методом комиссий и методом экспертных оценок.
При использовании метода комиссий группа специалистов и практических работников совместно обсуждает проблему до получения определенной согласованности суждений и выявления противоположных точек зрения.
При использовании метода экспертных оценок создаются условия, исключающие непосредственное общение между членами группы. Вместо коллективного обсуждения проблемы проводится индивидуальный опрос экспертов, выясняется относительная важность факторов, влияющих на данное педагогическое явление.
При подборе специалистов, участвующих в экспертизе, необходимо учитывать следующее:
а) индивидуальные требования к эксперту определяют его ком
петентность в исследуемой области и эрудицию в смежных областях,
творческий характер деятельности, наличие положительного отно
шения к эксперименту.
б) при компетентности в исследуемой области нежелательна
чрезвычайно узкая специализация эксперта, поскольку это может
привести к односторонности суждений, поэтому в состав экспертной
группы в ряде случаев следует вводить специалистов смежных об
ластей знания.
Следует помнить, что при проведении экспертной оценки необходимо учитывать влияние, оказываемое на экспертов организаторами опроса (акценты при постановке вопросов).
Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент относится к экспериментальным методам (и это отражено в его названии), потому что его характерной чертой является запланированное вмешательство исследователя в изучаемое явление. Сущность вмешательства в естественный ход педагогического процесса сводится, как правило, к искусственному вычленению какой-либо одной стороны изучаемого процесса из многообразия существующих связей. Педагогические эксперименты могут быть нескольких видов. В соответствии с целью, которую ставит перед собой исследователь, может быть применен формирующий или констатирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент предусматривает разработку нового в науке и практике педагогического положения в соответствии с выдвинутой оригинальной гипотезой.
Констатирующий эксперимент предполагает проверку уже имеющихся знаний о том или ином факте, явлении; проверку действия того или иного известного факта, явления при работе в иных условиях, с другими возрастными контингентами и т. п.
По степени изменения условий принято следующее деление педагогических экспериментов:
а) естественные, при которых образовательный процесс осу
ществляется в привычных для исследуемых условиях;
б) модельные, характеризующиеся значительными изменениями
типичных условий, что позволяет изолировать изучаемое явление от
побочных влияний;
в) лабораторные, для которых предусмотрена строгая стандарти
зация условий, позволяющая максимально изолировать исследуемых
от влияния изменяющихся условий окружающей среды.
В зависимости от осведомленности или неосведомленности занимающихся о задачах и содержании исследования естественные эксперименты с полным составом учебных групп могут быть:
а) открытыми, когда предусматривается достаточно подробное
объяснение занимающимся задач и содержания всего исследования;
б) закрытыми, при которых не дается никаких объяснений.
По направленности различают:
а) абсолютный эксперимент, который используют в тех случаях, когда требуется изучить состояние занимающихся в данный момент,
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
без прослеживания его динамики; результаты подобного эксперимента сравниваются с уже существующими стандартами;
б) сравнительный эксперимент, который по логической схеме доказательства может быть:
• последовательным, предусматривающим доказательство гипоте
зы путем сопоставления эффективности педагогического про
цесса после введения в него нового педагогического фактора с
эффективностью педагогического процесса до введения данного
фактора в той же самой группе занимающихся;
• параллельным, предусматривающим доказательство гипотезы
путем сопоставления эффективности педагогических процессов,
осуществляемых одновременно в нескольких группах.
7,3.2. Характеристика методов обработки информации Каким бы способом ни была получена информация, ее необходимо привести в определенную систему, подвергнуть исчерпывающему анализу, после чего сделать соответствующие выводы. Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память может подсказать те детали, которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для существа дела.
Обработка полученной информации может подвергаться качественному или количественному анализу.
Качественный анализ результатов исследования
Качественный ан&ггиз полученных результатов в студенческих учебно-исследовательских работах чаще всего осуществляется при помощи интроспекции, педагогической герменевтики, классификации, алгоритмизации, построения теоретической модели. В педагогических исследованиях могут использоваться и другие методы.
Метод интроспекции, или самонаблюдения, исходящий из рефлексивной природы человека (интроспекция — «всматривание» во внутренние процессы сознания), используется для оценки студентом своего участия в исследуемых процессах, описания своего опыта, имеющего значение для решения задач исследования. При использовании этого метода часто анализируются самоотчеты, опыт проведения занятий физическими упражнениями.
Педагогическая герменевтика — это метод истолкования и понимания педагогического опыта. Как правило, такому научному
2.39
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
исследованию подвергается лучший опыт педагогической деятельности — передовой, инновационный, дающий высокие воспитательно-образовательные результаты и достойный сохранения и распространения. Чаще всего обобщается опыт новаторов. Однако это не может быть простым описанием деятельности педагога или педагогического коллектива. Метод предполагает такой анализ и описание опыта, чтобы его можно было в последующем использовать практиками. Опыт можно описывать в формах: аналитического отчета, проектной разработки, методических рекомендаций и др.
Классификация показателей изучаемого явления строится на основе выделения классификационного признака. При изменении классификационного признака будет изменяться и сама классификация. Таким образом, классификаций может быть столько, сколько возможно выделить в явлении признаков, по которым будет осуществляться распределение показателей.
Алгоритмизация — это нахождение правил построения изучаемого явления. Метод строится на понятии алгоритма. Алгоритм — это полностью определенный набор шагов (действий, операций или процедур), которые приводят к конкретному результату. На определенном этапе (или этапах) алгоритм предполагает выбор (если да, то.., если нет, то...). Часто метод алгоритмизации используется при разработке новой педагогической технологии.
Теоретическое моделирование — это построение теоретической модели объекта исследования. Метод моделирования (от фр. modele — образец, прообраз) представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для изучения. Этот метод применяется обычно тогда, когда оригинальный объект исследовать не представляется возможным (из-за недоступности, дороговизны, недостатка времени). В процессе теоретического моделирования устанавливаются определенные отношения и связи компонентов педагогического процесса.
Количественный анализ результатов исследования
Грамотное использование методов количественного анализа повышает достоверность полученных результатов исследования.
Проведение исследований связано с измерениями. Измерение предполагает приписывание объектам или явлениям чисел по определенным правилам. Отображение какого-либо свойства объекта или явления в числовом множестве представляет собой построение шкал (или шкалирование). Построение и разновидности шкал определя-
ются характеристиками измеряемого свойства объекта и способом числового отражения.
Шкалы могут быть качественными и количественными. К качественным шкалам относят шкалу наименований и шкалу порядка. К количественным — шкалу отношений и интервальную шкалу. В технических и естественных науках используют и другие шкалы.
Шкала наименований предполагает, что всем объектам или явлениям, попавшим в один и тот же класс, приписывается одно и то же число, объектам и явлениям другого класса — другое число.
Например, всех детей дошкольного учреждения можно разделить на следующие группы: занимающиеся в спортивной школе — 1; занимающиеся в музыкальной школе — 2; занимающиеся в художественной школе — 3; не посещающие учреждения дополнительного образования — 4.
Приписывание чисел в этом случае производится произвольно, они используются только в качестве ярлыков, что позволяет заменить их любыми другими символами (например, буквами).
Шкала порядка используется тогда, когда можно обнаружить в объектах или явлениях различие степеней признака и на этой основе расположить их в порядке возрастания или убывания рассматриваемого признака. В этом случае каждому объекту или явлению приписывается его место в ряду (ранг). Ранговые числа подбираются так, чтобы объектам с большей величиной изучаемого признака приписывались числа большие, чем у объектов с меньшей величиной этого признака.
Например, распределение детей по количеству дней в неделю, когда они занимаются физическими упражнениями вне детского сада:
1 — не занимаются;
2 — занимаются 1 раз в неделю;
3 — занимаются 2 раза в неделю;
4 — занимаются 3—4 раза в неделю.
Пользуясь шкалой порядка, можно установить положение изучаемого объекта в ряду, но нельзя определить величину интервалов, па которую разбит этот ряд. Эту шкалу целесообразно применять в rex случаях, когда можно установить определенный порядок по типу «больше — меньше», но невозможно измерить величину этой разницы.
Шкала отношений используется тогда, когда можно определить, па сколько единиц один объект отличается от другого. Для этого устанавливается единица измерения. Для осуществления измерений по шкале отношений используются метрические системы оценок
У 4)
Теоретические основы физической культуры дошкольников
длины, высоты, веса, времени и т. п. Особенностью шкалы отношений является то, что нулевая точка при данных измерениях указывает на полное отсутствие измеряемого свойства. Поэтому шкала отношений позволяет определить не только то, на сколько один объект меньше (больше) другого, но и во сколько раз.
Интервальная шкала близка шкале отношений, так как в ней также используется определенный критерий (эталон измерения). Типичными примерами измерений по интервальной шкале являются измерения календарного времени, температуры по Цельсию. Отличие интервальной шкалы от шкалы отношений состоит в том, что оцениваемое свойство предмета или явления не пропадает, когда результат измерения равен нулю. Так, температура воздуха может быть равной 0°С. Интервальная шкала в педагогических исследованиях (в отличие от биологических) почти не используется.
Шкалирование может использоваться как самостоятельный метод обработки данных, чаще всего в виде ранжирования.
Например, составление ряда факторов, затрудняющих деятельность специалиста по физической культуре дошкольников в зависимости от стажа его работы.
Однако в большей степени шкалирование используется как первый этап обработки полученных результатов.
При проведении исследований педагога интересует возможность найти закономерности, присущие генеральной совокупности (например, все дошкольники аналогичного возраста, пола, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и т.д.). Однако изучение всего объема генеральной совокупности, как правило, невозможно. Поэтому ограничиваются исследованием конкретной группы испытуемых, которые участвуют в эксперименте. Эта группа называется выборкой из генеральной совокупности.
Использование того или иного способа проверки статистических гипотез зависит не только от характера измерений, но и от особенностей выборок. Существуют два вида выборок: зависимые и независимые.
Если результаты измерения некоторого свойства у объектов первой выборки не оказывают влияния на результаты измерения этого свойства у объектов второй выборки, то такие выборки считаются независимыми. В большинстве исследований — это сравнение результатов двух разных групп (экспериментальной и контрольной).
В тех случаях, когда результаты одной выборки влияют на результаты другой выборки, выборки считаются зависимыми. Класси-
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
ческий способ получения зависимых измерений — это двукратное измерение одного и того же свойства у одних и тех же исследуемых'. В исследовательских работах часто требуется определить различия между экспериментальной и традиционной методиками обучения или выявить зависимость изменения одного признака относительно изменения другого признака2.
Определение достоверности различий между результатами
Когда расхождение между результатами определяется с помощью некоторых статистических параметров (средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения и т. п.), их относят к параметрическим критериям различия. В педагогических исследованиях также нередко возникает потребность в использовании непараметрических критериев различия. Свое название непараметрические критерии получили потому, что не нуждаются в вычислении параметров, характеризующих те или иные выборки.
Параметрические критерии различия целесообразно применять в rex случаях, когда собранные исследователем данные:
1) имеют количественную меру, то есть выражены в каких-либо еди
ницах измерения, например в метрах, секундах, килограммах и т. п.;
2) образуют вариационный ряд, обладающий свойством нор
мального распределения, при котором колебание всех вариант в обе
стороны от их средней арифметической величины примерно одина
ковое, симметричное.
Одним из важных показателей является средняя величина. Существует несколько видов средних величин. Наиболее часто в
1 Иногда выборки считаются зависимыми — когда каждому объекту первой выбор
ки соответствует эквивалентный по состоянию изучаемого свойства до начала экспери
мента объект во второй выборке. Однако этот случай зависимых выборок редко встреча
ется в педагогических экспериментах, в связи с тем что трудно подобрать для исследуе
мых, составляющих одну выборку, эквивалентных исследуемых в другой выборке.
2 Методику обсчета результатов исследований в области физической культуры по
различным критериям можно найти в следующих пособиях:
Филиппова С. О. Учебно-исследовательская деятельность студентов в области фи-шческой культуры (подготовка и защита курсовых, квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций): Учеб.-метод. пособие / С.О.Филиппова, П. Л. Митин, Г. Н. Пономарев — СПб.: Белл, 2006.— 247 с.
Начинская С. В. Спортивная метрология: Учеб. пособие / С. В. Начинская.— М.: Академия, 2005.-240 с.
Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие /Ю. Д. Железняк, П. К. Петров.— М: Академия, 2002.— 264 с.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
педагогических исследованиях студентов используется средняя арифметическая величина.
Средняя арифметическая величина (х) является производной, обобщающей количественные признаки ряда однородных показателей (совокупности). В простейшем случае этот показатель вычисляется путем сложения всех полученных значений (которые называются вариантами) и деления суммы на число вариант:
у______ I
П '
где X — знак суммирования;
X; — полученные в исследовании значения (варианты); п — число вариант.
Средняя арифметическая величина позволяет сравнивать и оценивать группы изучаемых явлений в целом. Однако для характеристики группы явлений только этой величины недостаточно.
Например, при проведении теста «Челночный бег» в двух группах детей старшего дошкольного возраста были получены одинаковые средние результаты — 13,0 сек. Однако в первой группе результаты колебались от 12,0 до 14,0 сек, а в другой — от 9,0 до 17,0 сек. Естественно предположить, что первая группа более однородна по своей физической подготовленности, а во второй группе есть дети с очень высоким и с низким уровнем физической подготовленности.
Поэтому в характеристику группы данных явлений необходимо введение такого показателя, который дает представление о величине колебаний вариант около их средней величины. Этот статистический параметр называется средним квадратическим отклонением. Условное обозначение его — а (сигма). Величина среднего квадратического отклонения является показателем разнообразия (т. е. отклонений вариант, которые получены в исследовании, от их средней величины).
Для быстрых предварительных расчетов можно воспользоваться формулой Н. А. Толоконцева (цит. по Б. А. Ашмарину, 1978):
о = |
у _ - ^max
К
где X тах — наибольшей результат;
X п,-т — наименьший результат;
К — табличный коэффициент, соответствующий определенной величине размаха.
Показатели К для малой выборки (до 59 значений) представлены в таблице 6. Для значений п > 59 показатель К можно найти в публикациях Ю.К.Демьяненко (1968) и Б.А.Ашмарина (1978).
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
Таблица 12
Коэффициенты К для вычисления среднего квадратического отклонения по амплитуде вариационного ряда
п | ||||||||||
1,13 | 1,69 | 2,06 | 2,33 | 2,53 | 2,70 | 2,85 | 2,97 | |||
3,08 | 3,17 | 3,26 | 3,34 | 3,41 | 3,47 | 3,53 | 3,59 | 3,64 | 3,69 | |
3,74 | 3,78 | 3,82 | 3,86 | 3,90 | 3,93 | 3,96 | 4,00 | 4,03 | 4,06 | |
4,09 | 4JJ| | 4,14 | 4,16 | 4,19 | 4,21 | 4,24 | 4,26 | 4,28 | 4,30 | |
4,32 | 4,34 | 4,36 | 4,38 | 4,40 | 4,42 | 4,43 | 4,45 | 4,47 | 4,48 | |
4,50 | 4,51 | 4,53 | 4,54 | 4,56 | 4,57 | 4,59 | 4,60 | 4,61 | 4,63 |
Величина среднего квадратического отклонения зависит от величины колебаний вариант: чем больше амплитуда различий между крайними значениями вариант, т. е. чем больше изменчивость признака, тем больше величина среднего квадратического отклонения.
Для характеристики возможных отклонений выборочных средних от средней генеральной совокупности используют стандартную ошибку среднего значения. Ее условное обозначение — т. Следует помнить, что под «ошибкой» в статистике понимается не ошибка исследования, а мера, которой средняя арифметическая величина, полученная на выборочной совокупности, отличается от истинной средней арифметической величины, которая была бы получена на генеральной совокупности.
В зависимости от величины п она вычисляется по формулам:
при п < 30:
т =
при п > 30:
т = ~f=,
где о — среднее квадратическое отклонение; I) — число вариант в выборке.
Примерно в 68 случаях из 100 выборочная средняя будет отличаться (в ту или другую сторону) от средней арифметической генеральной совокупности не более чем на интервал, равный ш.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
По этой причине интервал, равный т, называют доверительным интервалом для среднего значения. Однако вероятность того, что интервал X ± m содержит среднее значение генеральной совокупности, сравнительно невысока. В практике статистической обработки результатов принято использовать три доверительных уровня (Р):
первый — Р=95% (вероятность, что средняя арифметическая генеральной совокупности содержится в этом интервале, равна 95%), которому соответствует доверительный интервал ± 1,96 т;
второй — Р= 99% (вероятность, что средняя арифметическая генеральной совокупности содержится в этом интервале, равна 99%), которому соответствует доверительный интервал ± 2,56 т;
третий — Р= 99,9% (вероятность, что средняя арифметическая генеральной совокупности содержится в этом интервале, равна 99,9%), которому соответствует доверительный интервал ± 3,3 т.
Например, средний результат прыжка в длину с места у детей экспериментальной группы составил 120 см. При этом ошибка среднего значения — 2,5 см. Результат будет записан следующим образом: 120,0 ± 2,5 (то есть X + т). Это значит, что если все дети генеральной совокупности, к которой относится выборка экспериментальной группы, выполнят прыжок в длину с места, то в 68% случаев результат попадет в интервал от i 17,5 см до 122,5 см. Если же интервал будет увеличен до ± 1,96 m (в нашем примере ± 4,9 см), то уже 95% результатов попадут в интервал от 115,1 см до 124,9 см.
В педагогических исследованиях 95%-ный доверительный уровень считается достаточно надежным.
При проведении исследований одним из основных вопросов является определение достоверности различий средних данных изучаемых групп. В этом случае задача сводится к проверке гипотезы об отсутствии реального различия. Эту гипотезу называют нулевой гипотезой. Если нулевая гипотеза отвергается, то считается, что различия вызваны не случайными причинами, а каким-то постоянно действующим фактором.
Предельно допустимое значение вероятности, при котором нулевая гипотеза отвергается, называется уровнем значимости и обозначается р.
Во многих педагогических исследованиях, для того чтобы опровергнуть нулевую гипотезу, считают вполне достаточным уровень значимости при р<0,05, или 5%-ный уровень значимости. Это означает, что при утверждении того или иного положения допускается ошибка не более чем в 5 случаях из 100. 1%-ный уровень значимости (при р< 0,01) соответственно допускает ошибку не более 1 случая из
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
100, а 0,1%-ный (при р< 0,001) уровень значимости -— не более 1 случая из 1000.
Непараметрические критерии различия в отличие от параметрических имеют простую конструкцию, не требуют большой вычислительной работы, могут оценивать вариационные ряды порядкового характера любой формы распределения. Кроме того, они позволяют оценивать сравнительно небольшие выборки (кстати, даже таблицы значения критерия составлены на число вариант менее 30), что опять-таки чрезвычайно важно для педагогических исследований.
Существует несколько непараметрических критериев — различных конструкций и статистической мощности. Каждый из них специфичен в решении тех или иных задач исследования.
В зависимости от того, что измеряется, осуществляется выбор шкалы. В свою очередь характер измерений (количественные или качественные) определяет выбор методов обработки полученных результатов (табл. 13).
Таблица 13
Критерии оценки достоверности различий в соответствии со шкалой измерений при зависимых и независимых выборках
Выбор критерия
Характеристика измерений
Выделение объектов по полу, видам спорта, принадлежности к спортивному клубу и т. п.
Критерий знаков
---- 1
Критерий
Вилкоксона
(Z)
Название шкалы |
Характеристика шкалы |
Пример |
независимые выборки |
зависимые выборки |
Наименована |
Распределение дошкольников по признаку посещения пополнительных занятий |
Критерий Макнамары |
Группировка объектов в зависимости от наличия у них определенного качества или признака |
Критерий х~ (хи-квадрат) |
Порядка |
Определение места в | соревнованиях, ранжирование уровня физической подготовленности и т, п. |
Критерий Уайта (Г) |
Расположение объектов в порядке возрастания или убывания j рассматриваемого признака Определение, на сколько единиц один объект отличается от другого |
Ранжирование дошкольников по количеству дополнительных занятий физическими упражнениями |
Отношений |
Измерение роста, веса, времени, длины, скорости И Т. П. |
i — критерий Стьюдента |
Результаты выполнения теста «Прыжок с места» детьми 6 лет |
_1 |
24;.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
Окончание табл. |
:■; |
Следует отметить, что при измерении предмета или явления в баллах параметрические критерии (в частности, критерий Стьюден-та) могут быть использованы только в том случае, если точно определены параметры (дана характеристика) каждого балла и шкала насчитывает не менее 9 разрядов.
Определение меры связи между явлениями
В любом педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной взаимосвязи. Различают две формы взаимосвязи.
Функциональная связь отражает четкую однозначную зависимость, при которой изменение какого-либо одного фактора неизбежно приводит к однозначному изменению другого. Подобные связи характерны для «точных» наук. В педагогике они если и наблюдаются, то в самых общих вариантах и в пределах каких-то условных границ.
Более реальным является установление так называемых статистических связей, или корреляций. Корреляция позволяет находить статистически достоверные количественные меры связи в тех случаях, когда какому-либо одному фактору соответствует не одно, а несколько значений какого-либо другого фактора, причем варьирующих в каких-то пределах. Связь в этом случае будет выражаться в средних значениях, полученных на целом ряде изменений.
Корреляционный анализ может быть проведен при оценке связи между рангами, между качественными признаками и признаками, оцениваемыми количественно. В зависимости от того, по какой шкале измеряются показатели, осуществляется выбор методов обработки полученных результатов (табл. 14).
Таблица 14
Методы определения связи между признаками в зависимости от шкалы измерений
Название шкалы | Характеристика шкалы | Пример | Метод определения связи |
Наименований | Группировка объектов в зависимости от наличия у них определенного качества или признака | Выделение объектов по полу, видам спорта, принадлежности к спортивному клубу и т. п. | Коэффициент ассоциации <р |
Коэффициент ранговой корреляции Р |
Определение места в соревнованиях, ранжирование уровня физической подготовленности и г. п. |
Расположение объектов в порядке возрастания или убывания рассматриваемого признака |
Порядка
Отношений
Измерение роста, веса, времени, длины, скорости и т. п. |
Коэффициент корреляции |
Определение, на
сколько единиц один
объект отличается от
другого
Анализ, проведенный с помощью математической статистики, позволяет наиболее полно охарактеризовать изучаемое явление. Однако следует помнить, что статистические процедуры и вообще использование математики в педагогическом исследовании не должны быть средствами придания формальной убедительности работе.
Измерения в педагогике следует понимать как процесс связывания абстрактных теоретических понятий с наблюдаемыми практическими результатами. Если изучаемое явление не удается формализовать, то лучше оставить его на уровне описания, чем пытаться подогнать его под формальную модель, считая математические выкладки доказательством точности.
7.3.3. Характеристика методов интерпретации информации
Для обобщения и объяснения установленных фактов и их связей используются методы интерпретации информации. Методов интерпретации информации достаточно много. Методы интерпретации информации могут использоваться как к результатам всего исследования, так и к данным, полученным в отдельных его частях.
В научных исследованиях, посвященных проблемам физической культуры дошкольников, чаще всего используются: диахронический анализ, комплексный анализ, проблемный анализ, системный анализ, сравнительный анализ, функциональный анализ.
Диахронический анализ предполагает изучение каких-либо идей, научных школ в их историческом появлении, становлении и развитии. Чаще всего применяется при описании исторического материала.
Например, история становления понятия учебной дисциплины «Теория и мето-HI жа физической культуры детей дошкольного возраста».
24S
/49
■■1еоретические основы Физической культуры дошкольников Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
Комплексный анализ — межпредметный, т. е. рассмотрение одного и того же предмета исследования в разных науках, например в педагогике и медицине, в психологии и физиологии, психологии и педагогике, в физиологии и биохимии.
Например, проблема профилактики и коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Проблемный анализ — анализ нерешенной, находящейся в стадии исследования проблемы. Он предполагает постановку проблемы и ее интерпретацию, когда еще нет либо определенных методов ее исследования, либо достаточного количества фактического материала, либо отсутствует единый подход к ее пониманию.
Например, проблема нормирования физических нагрузок на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Системный анализ — рассмотрение предмета исследования по возможности во всех его внутренних и внешних связях и зависимостях.
Например, проблема повышения качества профессионального образования специалистов по физической культуре дошкольников.
Сравнительный анализ — метод сопоставления и выявления общих и различных признаков, свойственных двум или более объектам исследования (идей, подходов, решений и др.).
Например, оценка уровня физической подготовленности дошкольников с пози-цим тендерного (особенности пола) и конституционального (особенности телосложения) подходов.
Функциональный анализ — выделение связей в исследуемой проблеме, зависимостей от различных факторов.
Например, изучение изменений в содержании программ по физической культуре дошкольников в зависимости от политической и экономической ситуации в стране.
7.3.4. Комплексное использование методов в исследовании
В исследовании методы, как правило, используются комплексно в разных сочетаниях. Наиболее часто в научно-исследовательских работах студентов комплексное использование методов осуществляется для решения следующих задач:
• определения эффективности разработанной методики;
• изучения педагогического опыта;
• констатации состояния предмета исследования на момент его
изучения;
• установления соотношений различных мнений об изучаемом яв
лении;
• оценки темпов прироста показателей физической подготовлен
ности занимающихся;
• оценки качеств личности и их проявлений в процессе физкуль-
турно-спортивной деятельности;
• экспертизы объектов физкультурно-спортивной деятельности;
• определения уровня сформированности профессиональных уме
ний (например, у студентов факультета физической культуры).
Определение эффективности разработанной методики
Большинство квалификационных работ строятся на определении эффективности разработанной методики. Для решения этой задачи используется большое количество разных методов получения, обработки и интерпретации информации.
Проведение исследования может осуществляться по плану, представленному в таблице 15.
Таблица 15
Примерный план проведения исследования по определению эффективности разработанной методики
Задачи исследования |
п/п |
Методы исследования
Изучение освещенности исследуемой проблемы в публикациях |
Анализ литературы
Изучение исследуемой проблемы на практике |
J
Педагогическое наблюдение, опрос специалистов
Разработка экспериментальной методики, способствующей решению исследуемой проблемы |
Теоретическое моделирование
Определение исходных показателей испытуемых |
Тестирование, опрос, изучение документов, экспертная оценка
Проведение занятий по экспериментальной методике |
Педагогический эксперимент
Повторное определение показателей ___________ испытуемых |
Обработка полученных результатов |
Тестирование, опрос, изучение документов, экспертная оценка
Методы математической статистики
Формулирование выводов об эффективности разработанной методики |
Сравнительный анализ
250
25!
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
Изучение педагогического опыта
Курсовая или квалификационная работа может быть частично посвящена изучению, обобщению и описанию опыта конкретного педагога или целого педагогического коллектива.
Педагогический опыт — это вся система деятельности педагога по достижению высокого результата, включающая в себя профессионально значимые знания, навыки, умения педагога или педагогического коллектива. В опыт также входят идеи (ценностные ориентации, мотивы деятельности, мировоззренческие позиции), которыми руководствуется педагог как принципами своей деятельности.
Истолкование и понимание педагогического опыта называется педагогической герменевтикой. Для изучения педагогического опыта необходимо познакомиться с историей педагогических успехов новатора, условиями, способствующими успеху, трудностями на пути к достижению цели. В целостном опыте педагогической деятельности конкретного педагога следует выделить именно новационную часть.
Поскольку изучать передовой опыт целиком чрезвычайно трудно, следует выделить в нем отдельные стороны, которые станут предметом анализа. Это могут быть любые составляющие педагогического процесса, осуществляемого новатором, — умения педагога пользоваться определенными методами в целях развития детей, умения разрабатывать свою технологическую систему, способность создавать особые условия для плодотворной деятельности занимающихся и т. д.
План изучения педагогического опыта может состоять из следующих пунктов:
1. Определение изучаемого педагогического опыта.
2. Определение цели изучения данного опыта и его места в
выполняемой исследовательской работе.
3. Подбор источников информации об объекте и методов ее
сбора (просмотр занятий, изучение конспектов занятий, опрос
коллег, изучение мнения детей, проведение диагностики и др.).
4. Сбор информации о педагогическом опыте.
5. Анализ информации, сопоставление характера воздейст
вий на детей и полученных результатов, определение теоретиче
ских идей, с позиции которых можно объяснить успех данного
опыта.
6. Выявление условий (педагогических, психологических, мате
риально-технических и иных), при которых возможно воспроизве
дение данного опыта другими педагогами.
7. Подготовка рекомендаций по внедрению изученного опыта в
педагогический процесс.
Констатация состояния предмета исследования на момент
его изучения
Как правило, до проведения основного эксперимента (внедрение разработанной методики занятий, новой организации физкультурно-оздоровительной работы и т. п.) исследователю необходимо составить представление о состоянии предмета исследования.
Сбор данных о предмете исследования за определенный промежуток времени их анализ и констатация состояния предмета исследования на момент его изучения называется мониторингом (отслеживание).
Мониторинг может использоваться и как один из основных методов исследования в случае, когда разрабатывается новая модель (например, управления физкультурно-оздоровительной работой) или система оценки физической подготовленности занимающихся разного возраста.
Для получения объективной информации в мониторинг включается большое число разнообразных методов (например, опрос, педагогическое наблюдение, анализ медицинских карт, тестирование и т.п.).
Например, изменение состояния опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста за последние пять лет.
Установление соотношений различных мнений об изучаемом явлении
Для установления соотношения различных мнений об изучаемом явлении используется метод голосования. Метод голосования заключается в том, чтобы, собрав как можно больше исследовательских работ по интересующей теме, подсчитать, в скольких из них авторы придерживаются одной позиции, а в скольких — другой. Как правило, результат таких исследований оформляется в виде таблицы.
Например, в одном из исследований по вопросу вариантов написания термина — «фитнес» или «фитнесс», проведенном методом голосования, было обнаружено, что имеются различия в предпочтениях его употребления в научной и популярной литературе (табл. 16).
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Таблица 16
Соотношение частоты использования вариантов написания термина («фитнес» и «фитнесс»)
В популярной литературе (методические рекомендации, газеты, реклама) N=86 95% |
В научной
В Интернете (кол-во сайтов) N=4152 |
Варианты написания 'термина |