(монографии,
учебники, научные
журналы)
I |
N=27
32%
51,5% |
фитнес
48,5% |
68% |
фитнесс
Полученная таким образом информация анализируется, и автором высказывается собственное мнение по рассматриваемому вопросу.
Оценка темпов прироста показателей физической подготовленности занимающихся
В исследованиях в области физической культуры дошкольников часто возникает необходимость оценить прирост индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся.
Для этой цели чаще всего используется формула С. Броди (Г. Ф. Лакин, 1968).
[/2(Vl+V2) /0'
где W — прирост показателей, %; V, — исходный уровень; V, — конечный уровень.
Результаты, полученные в ходе расчета, оцениваются по шкале1:
8% и менее — низкий;
9—15% — средний;
15% и более — высокий.
Оценивая эффективность занятий по приросту результатов, следует помнить, что чем лучше начальный результат, тем меньше может быть прирост. Если эта закономерность не учитывается, то оценка результатов может оказаться необъективной.
|
|
В различных источниках предлагаются и другие шкалы.
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
Например, старший дошкольник в начале года в прыжках в длину показал результат 70 см, а в конце года — 90 см. Таким образом, его прирост составил 25%, что по предложенной шкале следует считать исключительно высоким показателем. В то же время в практике работы дошкольных учреждений это происходит повсеместно. Другой же ребенок в начале года прыгнул на 150 см. И если он в конце года, так же как первый, улучшит свой показатель на 20 см (что почти нереально, так как результат составит 170 см, и его следует назвать «чудо-ребенком»), то в соответствии с представленной шкалой его достижения будут считаться средними, так как прирост составит всего 12,5%.
Кроме того, прирост показателей развития физических качеств зависит от возможности их проявления у занимающихся разного пола, возраста и типа конституции. Поэтому, например, рассчитанный прирост для девочек мышечного типа может оказаться недостаточным, тогда как в отношении мальчиков астеноидного типа этот же результат может быть оценен как высокий.
Таким образом, использование представленной формулы возможно только для оценки изменений при одинаковых исходных уровнях сравниваемых показателей. При больших индивидуальных различиях исходных результатов следует вводить поправочный коэффициент. Такой коэффициент, предложенный О. А. Каминским (1971), предполагает использование среднегруппового результата до (X,) и после (Х2) занятий.
Таким образом, при разных исходных уровнях сравниваемых показателей прирост должен рассчитываться по формуле С. Броди в модификации О. А. Каминского:
|
|
V2 |
W =
где W — прирост показателей темпов, %;
V]— исходный уровень;
V2 — конечный уровень.
Х| — среднегрупповой результат до занятий;
Х2 — среднегрупповой результат после занятий.
Оценка качеств личности и их проявлений в процессе физкулыпурно-спортивной деятельности
Взаимоотношения между людьми носят оценочный характер. "Соль оценки в педагогической деятельности особая. Педагог должен уметь объективно оценивать способности занимающихся, их поступки, поведение. В этом проявляется уровень его квалификации.
Оценка качества личности с помощью компетентных специалистов называется рейтингом. В качестве частного случая рейтинга
Теоретические основы физической культуры дошкольников
может рассматриваться самооценка человеком своих качеств по определенной шкале.
Самооценка является одним из проявлений самосознания, которое влияет на все проявления личности. Известно, что низкий уровень самооценки угнетает человека, делает его неуверенным и робким; очень высокий уровень самооценки часто делает его невосприимчивым к критике. Несовпадение самооценки человека с оценкой его окружающими приводит к явным и скрытым конфликтам.
Изучение оценки и самооценки является важным в установлении взаимоотношений, позволяющих педагогу более эффективно воздействовать на занимающихся.
Для определения оценки и самооценки в педагогическом процессе используются различные методики. Описание наиболее доступных из них приведено в книге Н. В. Кузьминой (1970).
В качестве примера можно привести исследование по изучению соотношения самооценки руководителей физического воспитания дошкольного учреждения с оценкой их воспитателями, родителями и администрацией.
Оценка проводилась по следующей шкале (табл. 17):
Таблица 17
Бланк оценки | качеств | личности школьников | ||||
№ п/п | Качество личности | Балл | ||||
Трудолюбивый | ||||||
Честный | Г 2 | |||||
Добрый | ||||||
Дисциплинированный | ||||||
5 Справедливый | I | |||||
Аккуратный | ||||||
Целеустремленный | ||||||
Терпеливый | ||||||
Культурный | ||||||
Общительный | 3 | 1 |
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
а) руководителям физического воспитания дошкольных учреж
дений (каждый из них должен был оценить по ней свои качества);
б) воспитателям дошкольных учреждений (каждый должен был
оценить руководителя физического воспитания, работающего в его
дошкольном учреждении);
в) родителям детей, которые занимаются у руководителя физи
ческого воспитания;
г) администрации дошкольного учреждения, в котором работает
руководитель физического воспитания.
В данном исследовании для анализа целесообразно использовать метод корреляционных плеяд. Суть метода корреляционных плеяд сводится к следующему:
1) рассматривается достаточно большое количество признаков,
однотипных по структуре и по назначению;
2) между всеми парами признаков определяется коэффициент
корреляции — совокупность этих коэффициентов заполняет специ
альную корреляционную матрицу, имеющую вид таблицы, элемен
тами которой выступают коэффициенты корреляции1. Корреляци
онная матрица является основой для действий методом корреляци
онных плеяд.
В методе корреляционных плеяд используется форма плеядного кольца, представляющая собой окружность произвольного диаметра, на которую через равные промежутки наносятся номера исходных признаков.
|
|
Основные действия данного метода сводятся к тому, чтобы, соединив между собой все пары признаков в виде хорд плеядного кольца и нанеся на них величины коэффициентов корреляции, соответствующие этой паре признаков, выделить признаки с примерно одинаковыми коэффициентами корреляции. Пары признаков с одинаковыми коэффициентами корреляции составляют качественно единую группу, называемую плеядой. Поиск и определение таких плеяд составляет задачу метода корреляционных плеяд.
Для анализа показателей по этому методу определяется понятие уровней: вводится условная величина коэффициента корреляции, которая является порогом для отнесения исходных коэффициентов к той или иной плеяде, т. е. группе признаков. Если признаки связаны
Одна и та же шкала предлагалась для обсуждения следующим группам респондентов, участвующим в исследовании:
1 Поскольку коэффициенты пары признаков между собой равны, во избежание повторов снимается угол матрицы, и она приобретает вид «косынки».
9-3709
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре... |
оценка администрации |
Теоретические основы физической культуры дошкольников
между собой в замкнутую фигуру, то, согласно данному методу, форма такой плеяды называется «цепь».
Характерными чертами плеяды являются:
мощность теяды — число входящих в нее параметров;
крепость плеяды -- средняя арифметическая коэффициентов корреляции, входящих в плеяду;
форма плеяды — «цепь», если фигура замкнута (или почти замкнута), «звезда», если фигура в виде веера.
Таким образом, в нашем примере после обработки полученных данных были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции. Результаты представлены в таблице 18.
Таблица 18
Коэффициенты ранговой корреляции между самооценкой
руководителей физического воспитания и оценками воспитателей,
родителей и администрации
Оценка воспитателей |
Оценка родителей |
Оценка администрации
|
|
0,59 |
0,78 |
0,64 |
самооц
самооценка
0,62 |
0,85 |
оценка воспитателей
оценка родителей
0,25
Результаты исследования можно представить в виде плеядного кольца (рис. 6).
Первая плеяда (оценка администрации — оценка воспитателей; оценка администрации — самооценка) имеет следующую характеристику:
мощность плеяды — 3 показателя;
крепость плеяды - 0,85 + 0,78 = 0,815;
форма плеяды -- «звезда».
Вторая плеяда (оценка родителей — оценка воспитателей; оценка воспитателей — самооценка; оценка родителей — самооценка) имеет следующую характеристику:
мощность плеяды — 3 показателя:
крепость плеяды — 0,62 + 0,64 + 0,59 = 0,617;
форма плеяды — «цепь».
Рис. 6. Плеядное кольцо оценок и самооценок
Результаты показали, что в изучаемой выборке наиболее высоки коэффициенты корреляции между самооценками руководителей физического воспитания и оценками их администрацией. Это свидетельствует об открытых, доверительных отношениях, сложившихся в процессе профессиональной деятельности. В то же время оценки администрации слабо коррелируют с оценками родителей детей. Это может быть вызвано малой заинтересованностью родителей в результатах двигательной деятельности их детей.
Метод сопоставления оценки с самооценкой можно использовать для изучения различных аспектов педагогической деятельности. Интересный пример исследования педагогических умений студентов приводит Н. В. Кузьмина (1970). Студент по определенной шкале оценивал уровень сформированное™ своих умений в период педагогической практики. По этой же шкале оценку студенту давал методист. Исследование обнаружило, что в период обучающей практики, когда проводится систематический анализ деятельности студента педагогом, их оценки почти совпадают (самооценка незначительно выше оценки). В период стажерской практики самооценка намного превышает оценку. Студент оказывается без критериев, которые бы позволяли ему лучше анализировать и совершенствовать свою деятельность.
9* 259
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Особо Н. В. Кузьмина отмечает, что 5-балльные шкалы использовать для подобного исследования нецелесообразно. Балл «5» студенты себе стесняются поставить, «1» и «2» — баллы, которые для них оказываются просто неприемлемыми, остается «3» и «4». Поэтому существенных различий в самооценке у студентов на разных курсах обнаружить не удается. В этом случае лучше использовать 10-балльные шкалы.
Экспертиза объектов физкультурно-спортивной деятельности
Для осуществления экспертизы объектов физкультурно-спортивной деятельности привлекаются эксперты — специалисты, досконально знающие объект исследования. В ряде случаев заключение экспертов может быть более значимо, чем измерения и расчеты.
В то же время результат экспертизы зависит от степени совпадения мнения экспертов: если их мнения совпадают, то экспертиза считается состоявшейся, а общее мнение, в котором они единодушны, и есть результат экспертизы; если их мнения не совпадают, т. е. объект исследования трактуется ими противоположными (подчас диаметрально противоположными) высказываниями, то экспертиза считается несостоявшейся.
Если уровень компетенции экспертов высокий, то, как правило, их мнения довольно близки, независимо от того, высказываются они изолированно или представляются как совместное коллективное решение.
Расчетная часть метода экспертных оценок заключается в том, чтобы установить согласованность мнений экспертов. С этой целью мнения экспертов должны быть выражены в каких-либо условных единицах: баллах, очках, процентах, рангах и т. д.
План проведения экспертизы включает следующие этапы:
1. Определение проблемы экспертизы (анализ литературы, педа
гогическое наблюдение и т. п.).
2. Разработка документации (определение меры выражения мне
ния экспертов: баллы, места и т.п., подготовка протоколов).
3. Подбор экспертов.
4. Ознакомление экспертов с критериями оценки и правилами
фиксации результатов.
5. Оценивание изучаемого явления экспертами (проведение экс
пертной оценки).
6. Расчет индивидуальных оценок экспертов и общей оценки
(методы математической статистики).
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
7. Определение согласованности мнения экспертов. Заключение
о возможности считать экспертизу состоявшейся.
8. Формулирование выводов по итогам экспертизы.
Эксперты выражают свое мнение об объекте в условных единицах. Основная оценка изучаемого объекта дается в виде средней арифметической. Согласованность мнений экспертов можно определить разными способами.
Коэффициент вариации. На первом этапе согласованность или несогласованность мнений экспертов можно определить по показателям рассеивания, т.е. насколько оценки разных экспертов отличаются от средней арифметической. Наиболее информативным показателем в этом случае является коэффициент вариации.
Коэффициент вариации рассчитывается по формуле1:
v = | 100%,
где v — коэффициент вариации;
а — среднее квадратическое отклонение;
х — среднее арифметическое.
Мнения экспертов считаются согласованными, если коэффициент вариации не превышает 15%. При v > 15 % мнения экспертов следует считать различными, а экспертизу — несостоявшейся.
Пример. Пять экспертов выражают свое мнение об уровне физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении, по пятибалльной системе (от 1 балла — «очень плохо» до 5 баллов — «отлично»).
Мнение экспертов приведены в таблице 19.
Таблица 19
Результаты экспертной оценки
№ эксперта | Баллы |
Всего |
Правила расчета а представлены на странице 000.
2(:0
Теоретические основы физической культуры дошкольников
1. Вычислить среднее арифметическое значение. Оно равно
4 балла.
х = (4 + 5 + 4 + 4 + 3): 5 = 4
2. Рассчитать среднее квадратическое отклонение.
—у ■ S Ч 1 Лтпт J—j
О" — |
К 2,33 3. Рассчитать коэффициент вариации. 0,86 |
= 0,86
v = — |
100% = 21,5%
4. Сделать вывод. Коэффициент вариации более 15%, что свидетельствует о больших разногласиях в мнениях экспертов. Экспертиза считается несостоявшейся.
Коэффициент корреляции. В случае, когда каждый эксперт выражает свое мнение по многим проблемам, согласованность мнения экспертов определяется посредством ранговой корреляции. Если коэффициент корреляции окажется высоким, т.е. мнения экспертов тесно коррелируют между собой, то экспертизу можно считать состоявшейся. Обычно в этом случае высоким считается коэффициент, превышающий величину 0,75.
Следует отметить, что для определения согласованности мнений экспертов необходимо знать не только тесноту связи их мнений, но и ее направленность (положительная или отрицательная). При отрицательной зависимости мнений экспертов (когда один эксперт оценивает явление лучше среднего показателя, а другой — хуже) даже при высоком коэффициенте корреляции экспертиза будет считаться несостоявшейся.
Пример. Два эксперта (X и Y) оцениваю!' по десятибалльной шкале действия руководителей физического воспитания, участвующих в конкурсе педагогического мастерства. Необходимо определить согласованность мнения экспертов.
1. Внести данные в таблицу и осуществить расчет суммы квадратов разницы рангов (табл. 20).
В первом столбце проставляются номера, под которыми руководители физического воспитания числятся в протоколе. Во втором столбце проставляются баллы, выставленные первым экспертом (X), в третьем столбце — баллы, выставленные вторым экспертом (Y). В четвертом столбце выставляются ранги (места) результатов первого эксперта, от самого меньшего до самого большего. В пятом столб-
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
це также выставляются ранги (места) результатов второго эксперта следующих двух — места, которые они занимают. Если какие-нибудь результаты имеют одинаковое значение, им определяется среднее место.
Таблица 20
Пример вычисления суммы квадратов разности рангов при определении согласованности мнений экспертов
Г
№ руководителя физического воспитания в протоколе
!
0,25 1
i
Ранг оценок второго эксперта |
Ранг оценок первого эксперта |
Мнение первого эксперта (балл) |
Мнение второго эксперта (балл) |
Квадрат разности рангов d |
Разность рангов d |
4 1,5 |
2,5 1 |
1,5 0,5 |
______ ''5 2'5 3 4 |
;о |
• 5 |
■V
=0
Так, в нашем примере первое и второе место в оценке первого эксперта заняли 2 результата по 7 баллов, поэтому им ставится ранг 1,5. Ранг 2 не присваивается, следующий результат (8 баллов) получает ранг 3. Затем проставляются разности рангов оценок первого и второго экспертов и заносятся в шестой столбец.
После нахождения разностей рангов они возводятся в квадрат и суммируются. В нашем примере L d2 = 4,5.
2. По формуле
р = 1---------;------
я(/г - 1)
где р — коэффициент ранговой корреляции;
d — разность рангов;
п — число испытуемых определить коэффициент ранговой корреляции.
Р-1-^=1-^=>-0.225 =.0.775
3. Сделать вывод. Мнения экспертов следует считать согласованными, так как наблюдается тесная положительная связь.
r
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Определение уровня сформированности профессиональных умений