В физическом воспитании дошкольников, так же как и в физическом воспитании других возрастных групп населения, к общим гигиеническим требованиям можно отнести:
— непрерывность и преемственность;
— комплексность;
— адекватность анатомо-физиологическим особенностям, со
стоянию здоровья и поставленным задачам.
Непрерывность и преемственность — одно из основных требований физического воспитания вообще. Что же касается детей дошкольного возраста, то это требование приобретает особенно важное значение. Дошкольный период (начиная с грудного и заканчивая старшим дошкольным возрастом) характеризуется бурными процессами роста и развития, в это время организм ребенка очень чувствителен как к недостатку двигательной активности (генетическая программа роста и развития организма может быть реализована лишь при оптимуме двигательной активности — энергетическое правило скелетных мышц И. А. Аршавского), так и к повреждающему действию чрезмерной нагрузки. Естественно, что при организации физического воспитания дошкольников необходимо учитывать оба этих момента, однако характерная для настоящего времени гипокинезия заставляет обратить особое внимание именно на недостаточность двигательной активности: если ребенок в каком-либо возрасте недополучил необходимые дозы двигательной активности, в последующие годы восполнить этот недостаток трудно или даже невозможно. Исследования физиологов показали, что развитию человека свойственны т. н. сенситивные периоды, в которых соответствующая функция развивается особенно быстро. Так, например, грудной и ранний дошкольный (преддошкольный) возраст обладают значительным потенциалом в физическом развитии. И хотя реали-
|
|
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
зовать этот потенциал в столь раннем возрасте весьма трудно из-за ограниченных возможностей использования активных физических упражнений (в первую очередь гимнастических, как наиболее распространенных в физическом воспитании детей), плавание оказалось для этого возраста очень эффективным средством воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервно-мышечную системы. Было установлено, что дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, достигают к 6—7 годам более высоких показателей физического развития, чем их сверстники, в программе физического воспитания которых плавание отсутствовало.
В то же время следует помнить, что значительное увеличение объема специальной нагрузки в сенситивный период опасно, т. к. может истощить потенциал роста двигательной функции.
|
|
Под комплексностью с точки зрения гигиены физического воспитания понимается параллельное развитие всех основных двигательных способностей, т. к. каждое из них оказывает специфическое влияние на здоровье.
Под гигиеническим требованием адекватности физических упражнений понимается их соответствие состоянию здоровья, полу, возрасту и поставленным задачам. В общем гигиеническом требовании адекватности можно выделить два аспекта — физические упражнения, с одной стороны, не должны превышать функциональные возможности организма (т. е. вредить здоровью), а с другой — их параметры должны быть достаточными для предупреждения негативных последствий гипокинезии и достижения оптимальных параметров здоровья.
Гигиенические требования к различным видам занятий физическими упражнениями
Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении включает различные виды занятий физическими упражнениями. В зависимости от основных гигиенических задач все эти виды можно разделить на три группы: развивающие (занятие по физкультуре), подготовительно-стимулирующие (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна), восстановительные (прогулки, физкультминутки, малоподвижные игры).
Гигиенические требования к развивающим занятиям физическими упражнениями. К развивающему виду занятий физическими упражнениями относится в первую очередь физкультурное занятие, преследующее цель развития и поддержания физической подготовленности
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
на уровне гигиенических нормативов. Требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на таком занятии заключаются в следующем: во-первых, на каждом из них должны быть получены срочный и отставленный тренировочные эффекты, достаточные для кумулятивного эффекта, а во-вторых, содержание и нормирование нагрузок каждого занятия должны обеспечивать профилактику отрицательного действия физических упражнений на здоровье (перенапряжения, травмы и пр.). Для выполнения указанных требований структура занятий должна содержать три части: подготовительную, основную и заключительную.
В подготовительной части (по своей сути это — разминка) выполняются упражнения, повышающие работоспособность организма, его систем и органов, что позволяет, с одной стороны, выполнять более интенсивные нагрузки, а с другой — уменьшить риск их повреждающего действия. Простые движения умеренной амплитуды и без отягощения вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющей суставные хрящи от непосредственного трения и тем самым от их повреждения. Отсюда понятно, что любую разминку следует начинать не с быстрой ходьбы или бега, как это чаще всего принято, а с элементарных движений в суставах ног и позвоночника (приседания, маховые движения ног, подъемы на носки, наклоны и повороты туловища и шеи). При этих же движениях с направленностью на растягивание увеличивается эластичность сухожилий и связок, что предохраняет их от разрывов при более мощных усилиях в основной части занятия.
Еще одной, очень важной функцией разминки является повышение активности аэробной системы. Это достигается в первую очередь использованием циклических упражнений (у дошкольников это преимущественно быстрая ходьба и легкий бег) на уровне нагрузки примерно 50% от МПК (ЧСС 140—160 уд/мин) в течение 3—4 минут. За этот период постепенно достигает более высокого уровня деятельности аппарат внешнего дыхания, увеличивается количество активных единиц бронхоальвеолярной системы и обеспечивается координация их функции с системой легочного кровообращения; возрастает число действующих сосудов (артериол, капилляров, венул, лимфатических протоков) в скелетных мышцах; постепенно повышаются систолический объем крови и минутный объем кровообращения, увеличивается способность систем крово-и лимфообращения удалять продукты обмена из работающих мышц.
|
|
В процессе разминки также повышается тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и повреждений при выполнении технически сложных упражнений.
Таким образом, подготовительная часть занятия физическими упражнениями должна включать гимнастические упражнения во всех суставах с умеренными усилиями на растяжение и упражнения, стимулирующие функцию кардиореспираторной системы. Первая часть такой разминки имеет в основном подготовительную функцию, тогда как вторая дает и развивающий эффект.
Основная часть занятий варьируется в зависимости от задач, условий и места занятий (зал, спортивная или игровая площадка, парк), возраста и пола занимающихся.
Общим гигиеническим требованием к структуре, содержанию и нормированию нагрузок основной части развивающих занятий является то, что они должны обеспечивать необходимый тренировочный эффект для достижения и сохранения соответствия уровня физической подготовленности гигиеническому нормативу. Для решения этой задачи должен быть выполнен определенный объем направленных упражнений за определенный интервал времени.
На каждом занятии (в основной его части) должны соблюдаться некоторые общие положения в выполнении физических упражнений. Этими положениями являются:
• на одном занятии целесообразно развитие нескольких двигатель
ных способностей (комплексное содержание занятия);
• нагрузка должна быть достаточной для достижения срочного и
отставленного тренировочного эффекта, что определяется пока
зателями врачебно-педагогического контроля и самоконтроля
(последний при физическом воспитании дошкольников играет
очень небольшую роль в силу высокой эмоциональности и не
адекватной самооценки детей);
|
|
• нагрузки необходимо чередовать по интенсивности воздействия
на сердечно-сосудистую систему (по ЧСС), по характеру энер
гообеспечения (аэробные и анаэробные), по направленности на
определенные мышечные группы.
Достаточно важным является и гигиеническое значение третьей, тключительной части занятия. Это в первую очередь определяется физиологическими механизмами гемодинамики при занятиях физическими упражнениями, в частности необходимостью постепенного восстановления минутного объема кровообращения (МОК). После прекращения интенсивной нагрузки МОК еще некоторое время,
20!
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
особенно первые 3—5 минут, остается повышенным, что обусловлено необходимостью погашения кислородного долга, удаления продуктов обмена из тканей, определенной инерцией в работе сердца. При этом мощный левый желудочек обеспечивает кровоток по артериальному руслу до капилляров, а правому желудочку, более слабому, труднее вернуть тот же объем крови по венозному руслу. Во время работы этому помогает «мышечный насос» — «периферическое сердце», -- выжимая кровь по венам к правому желудочку.
Если же после достаточно интенсивной нагрузки она сразу сменяется полным покоем, то «мышечный насос» выключается, следствием чего могут быть различные нарушения в работе сердечно-сосудистой системы (застой крови в венозной части большого круга кровообращения, недостаточность малого круга и т.д.). Кроме того, постепенное (не внезапное) снижение интенсивности нагрузки в заключительной части занятия уменьшает возбуждение нервной системы, создавая условия к переключению на другую деятельность. В заключительной части весьма целесообразно использовать специальные упражнения, усиливающие восстановительный эффект (дыхательные, на расслабление).
Гигиенические требования к подготовительно-стимулирующим занятиям физическими упражнениями. Самыми распространенными из занятий этого вида являются утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна. Их задачей является стимулирование функций организма для более быстрого перехода к новому уровню активности после сна. Структура, содержание и нормирование нагрузок на зарядке в принципе соответствуют таковым при разминке в развивающих занятиях. Необходимы гимнастические упражнения на все суставы без отягощения, на растяжение, позволяющие удалить («мышечный насос») продукты обмена из тканей, скопившиеся за время сна вследствие сниженной гемодинамики. Во время гимнастики вырабатывается дополнительное количество синовиальной жидкости, повышаются функция аппарата внешнего дыхания и эластичность сухожилий, уменьшается вязкость мышц, усиливается периферическое и центральное кровообращение. Сокращения мышц рефлекторно повышают тонус центральной нервной системы и ее работоспособность, возрастает мозговая гемодинамика, рефлекторно и через контактно-массажные воздействия при движениях диафрагмы и мышц брюшной стенки повышается функция желудочно-кишечного тракта.
Утреннюю гимнастику дошкольникам желательно выполнять дома под контролем родителей (лучше всего — вместе с ними, так
как пример родителей очень значим); в дошкольном учреждении после дневного сна — под контролем воспитателя. Вполне оправдано начинать ее лежа в постели — с потягивания, включая затем динамические сокращения мелких мышечных групп из исходных положений сидя и стоя. Обязательны дыхательные упражнения.
Подготовительно-стимулирующие формы оздоровительных физических упражнений рекомендуется использовать также перед началом учебно-развивающих занятий с целью повышения эффективности последних. В них должны входить ходьба, потягивания, наклоны и повороты туловища, упражнения на растягивание, приседания, подскоки, упражнения на точность движений и концентрацию внимания.
Гигиенические требования к восстановительным занятиям физическими упражнениями. В физическом воспитании дошкольников к ним в первую очередь можно отнести физкультурные минутки во время занятий. Они решают задачу отодвигания утомления и исключения переутомления в процессе последних. Основным в этих формах можно считать то, что их выполнение адресовано к мышцам, обеспечивающим поддержание длительной статической позы, а также к мышцам, не принимавшим участие в учебно-познавательной и учебно-развивающей деятельности. Для длительно бездействующих мышц рекомендуются упражнения на растяжение, при рабочих позах, могущих привести к нарушению осанки, целесообразны упражнения с вытяжением позвоночника, при умственном утомлении используются различные движения головой — наклоны, повороты, кружения, упражнения с напряжением мышц шеи. Включаются упражнения аэробной направленности — легкий бег на месте, приседания, подскоки, повышающие функцию кровообращения и дыхания и тем самым способствующие удалению продуктов обмена из тканей. Упражнения на расслабление эффективны для утомленных мышц, особенно при длительных статических нагрузках.
Гигиенические требования к местам и условиям проведения занятий физическими упражнениями
Непременным условием гигиенической организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является санитарный контроль мест и условий проведения занятий физическими упражнениями.
В грудном возрасте рекомендуется проводить массаж и гимнастику в групповой комнате при температуре воздуха не ниже 20°С.
20.5
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками
Занятия следует проводить на столе высотой 70—75 см, шириной 80 см и длиной 90—100 см, покрытом тонким слоем ваты или войлока и обшитом сверху клеенкой или каким-либо пластиком, хорошо выдерживающим влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств. Стол покрывают пеленкой, которую меняют после каждого ребенка.
Детей старше 7—7,5 месяцев рекомендуется спускать на пол, для чего желательно часть комнаты (из расчета 1 — 1,5 м2 на ребенка) отгородить барьером высотой 40—45 см. Пол должен быть теплым, гладким, легко моющимся. Можно сделать специальный настил из фанеры, приподнятый на 5—10 см. Фанеру покрывают войлоком или шерстяными одеялами и чехлом из подкладной клеенки или пластика (полиэтилена).
Для выполнения упражнений с детьми 1—3 лет рекомендуется иметь простейшие приспособления: дорожку из клеенки или плотной материи шириной 30—35 см, длиной 1,5—2 м; доски шириной 15, 20, 25 см, длиной 150, 200, 250 см; лесенки-стремянки высотой 100 и 150 см, с расстоянием между перекладинами 10 и 15 см; мячи разных размеров (в последние годы стали широко использоваться большие мячи — фитболы); корзины, обручи диаметром 50—60 см; гимнастические палки, шесты диаметром 2 и 2,5 см, длиной 150, 200 и 250 см; гимнастические скамейки, стойки, ящики, табуреты и др.
В дошкольных учреждениях занятия физическими упражнениями проводят в специальных залах. Минимально допустимой может быть рекомендована площадь зала 75 м2. За оптимальную следует принимать площадь зала 130 м2, так как эта площадь обеспечивает не только возможность проведения всех основных физических упражнений, но и благоприятные условия воздушной среды.
Оптимальная температура воздуха в зале для физкультурных занятий — 16— 18°С, относительная влажность — 50—60%, скорость движения воздуха — 0,2—0,4 м/с. Для поддержания должного воздушно-теплового режима необходимо осуществлять проветривание помещения: естественное, через фрамуги (последние могут быть открыты во время занятий при плюсовой наружной температуре воздуха), исключая сквозняки, и искусственное (оптимальной является приточно-вытяжная вентиляция с 3-кратным воздухообменом в час. Параметры естественного освещения нормируются по световому коэффициенту (отношение площади окон к площади пола), который
должен быть не меньше 1:6. Окна должны быть защищены сетками или съемными решетками.
Искусственное освещение (лучше люминесцентные лампы) нормируется по удельной мощности светового потока (отношение суммарной мощности ламп к плошади пола) из расчета 16—18 Вт/м2. Если зал снабжен светильниками с лампами накаливания, норма удельной площади светового потока 32—36 Вт/м2.
Медицинский контроль занятий дошкольников физическими
упражнениями
Оптимизация двигательной активности ребенка невозможна без предварительной оценки состояния его здоровья, которое определяется медицинским осмотром. В практике физического воспитания дошкольников приняты первичные — перед началом занятий физическими упражнениями, повторные (плановые) и дополнительные (перед возобновлением занятий физическими упражнениями после перерывов) медицинские осмотры.
Во время первичного медицинского, осмотра определяется группа для занятий физическими упражнениями путем учета состояния здоровья, физического развития, функциональных возможностей важнейших систем организма и его физической подготовленности. Особое внимание должно быть уделено состоянию кардио-респираторной системы, так как возможность выполнения физических нагрузок определяется в первую очередь функционированием этой системы. Необходимо выяснить также состояние функций и других органов и систем, наличие сопутствующих заболеваний и возможных очагов хронической инфекции (кариес, аденоиды, хронический тонзиллит, гайморит и др.). Результаты медицинского осмотра заносят в индивидуальную карту ребенка.
Последующие медицинские осмотры позволяют объективно учитывать результаты влияния на организм выполняемого двигательного или закаливающего режима, выявлять возможные изменения в состоянии здоровья, требующие внесения корректив в назначенный режим двигательной активности или закаливания.
Медицинские обследования детей первого года жизни и назначение комплекса физических упражнений и массажа проводятся врачом 1 раз в месяц, в дату, соответствующую дню рождения ребенка.
Весьма важной с точки зрения гигиены физического воспитания является оценка эффективности занятий. Количественная сторона занятия исследуется с помощью хронометража и определения
та |
а* "8 3 |
О fa О н н s О tr у |
О w *ь го 4 со ^ о ~ fa |
X со о\ а 1 'го я О |
w |
ГО ч- |
"йЗйатанО- |
§ ^ п х >& п ° S - 3 5 |
l |
а о о- а |
^ CD Is -£ CO CD О |
О я |
CO n> O\ fa |
о о а о |
fa S |
sa fa fa С СО [j. g У I д S 2 о та "-) О О -I м р |
s fa СО ГО s а Л го О F |
1§ з s о 2 со |
Sc |
о 2 § О " Ж fa *< го та 11 g |
5j, ^ |g fa О CO fa |
О S н 1 |
tr, |
с CO ro я 03 о О О to ГО jL к | 2 v? ю 2 J со |
о 13 |
so? |
s - |
аго |
ro |
3 2 н о |
ся О со го |
£ 5 2 gj fa S Sop1 а н fa о ft <a ^ Sc "^ |
со а |
■с я |
=2 § о о со го н V-1 |
s о |
гота |
s «s |
Is to |
О) |
a s ГО т. |
о ro |
SsS1? |
г s |
is |
о cr |
со сг а Сг |
о а о со I |
й <T> S Э |
СП ' I" |
я S| S ro S |
та 5 |
О - ■<: |
^ ^ fa fa |
о << о ™ а7ч "5 та |
a ■3 |
о * |
0J CO s a 2 |
СО н ело 5^ |
о а о |
§ g a Sc £ О С fa |
° о |
a a |
О О |
S |
о fa го го |
a> fa та 2, |
l Г0 H |
е
ё s g
со я 3 О а у |
та S s
<■ a s
Я 2 fa
сТН |
ь я о 5= g С ю со ro t?
S ^ ё а
о 3 |
ы а "В ><
О aта S |
со
гг О н -U 3 |
ro S Я g |
та ж |
а д
аз О а а |
g
н
8 8 |
о н
В о =з о
3 3 ■? 5
2 о s м
а и fa н
^ "< а а
S о |
s х |
gS* |
* *. а о
со р 8 § |
fa о ^- ГО * ft fa |
О О |
го О |
5 а 2 |
S a я о о
§ § § g
2. 2 3 s3
Ss|§
о ю fa 2
О X
о |
-? «
Sc
S ре?
fa J S О
Ч я и О п " s о
iiil
О со ^ fa
а g
rS
го о |
а
а 2
Fa 5
Е о |