Общие гигиенические требования к занятиям физическими упражнениями

В физическом воспитании дошкольников, так же как и в физи­ческом воспитании других возрастных групп населения, к общим гигиеническим требованиям можно отнести:

— непрерывность и преемственность;

— комплексность;

— адекватность анатомо-физиологическим особенностям, со­
стоянию здоровья и поставленным задачам.

Непрерывность и преемственность — одно из основных требова­ний физического воспитания вообще. Что же касается детей до­школьного возраста, то это требование приобретает особенно важ­ное значение. Дошкольный период (начиная с грудного и заканчи­вая старшим дошкольным возрастом) характеризуется бурными процессами роста и развития, в это время организм ребенка очень чувствителен как к недостатку двигательной активности (генетиче­ская программа роста и развития организма может быть реализована лишь при оптимуме двигательной активности — энергетическое правило скелетных мышц И. А. Аршавского), так и к повреждающе­му действию чрезмерной нагрузки. Естественно, что при организа­ции физического воспитания дошкольников необходимо учитывать оба этих момента, однако характерная для настоящего времени ги­покинезия заставляет обратить особое внимание именно на недоста­точность двигательной активности: если ребенок в каком-либо воз­расте недополучил необходимые дозы двигательной активности, в последующие годы восполнить этот недостаток трудно или даже невозможно. Исследования физиологов показали, что развитию че­ловека свойственны т. н. сенситивные периоды, в которых соответ­ствующая функция развивается особенно быстро. Так, например, грудной и ранний дошкольный (преддошкольный) возраст обладают значительным потенциалом в физическом развитии. И хотя реали-


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками

зовать этот потенциал в столь раннем возрасте весьма трудно из-за ограниченных возможностей использования активных физических упражнений (в первую очередь гимнастических, как наиболее рас­пространенных в физическом воспитании детей), плавание оказа­лось для этого возраста очень эффективным средством воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервно-мышечную систе­мы. Было установлено, что дети, занимающиеся плаванием с груд­ного возраста, достигают к 6—7 годам более высоких показателей физического развития, чем их сверстники, в программе физического воспитания которых плавание отсутствовало.

В то же время следует помнить, что значительное увеличение объема специальной нагрузки в сенситивный период опасно, т. к. может истощить потенциал роста двигательной функции.

Под комплексностью с точки зрения гигиены физического вос­питания понимается параллельное развитие всех основных двига­тельных способностей, т. к. каждое из них оказывает специфическое влияние на здоровье.

Под гигиеническим требованием адекватности физических уп­ражнений понимается их соответствие состоянию здоровья, полу, возрасту и поставленным задачам. В общем гигиеническом требова­нии адекватности можно выделить два аспекта — физические уп­ражнения, с одной стороны, не должны превышать функциональные возможности организма (т. е. вредить здоровью), а с другой — их параметры должны быть достаточными для предупреждения нега­тивных последствий гипокинезии и достижения оптимальных пара­метров здоровья.

Гигиенические требования к различным видам занятий физическими упражнениями

Система физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении включает различные виды занятий физическими упраж­нениями. В зависимости от основных гигиенических задач все эти виды можно разделить на три группы: развивающие (занятие по физкультуре), подготовительно-стимулирующие (утренняя гимнас­тика, гимнастика после дневного сна), восстановительные (прогул­ки, физкультминутки, малоподвижные игры).

Гигиенические требования к развивающим занятиям физическими упражнениями. К развивающему виду занятий физическими упражне­ниями относится в первую очередь физкультурное занятие, пресле­дующее цель развития и поддержания физической подготовленности


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками



на уровне гигиенических нормативов. Требования к структуре, со­держанию и нормированию нагрузок на таком занятии заключаются в следующем: во-первых, на каждом из них должны быть получены срочный и отставленный тренировочные эффекты, достаточные для кумулятивного эффекта, а во-вторых, содержание и нормирование нагрузок каждого занятия должны обеспечивать профилактику от­рицательного действия физических упражнений на здоровье (пере­напряжения, травмы и пр.). Для выполнения указанных требований структура занятий должна содержать три части: подготовительную, основную и заключительную.

В подготовительной части (по своей сути это — разминка) вы­полняются упражнения, повышающие работоспособность организ­ма, его систем и органов, что позволяет, с одной стороны, выпол­нять более интенсивные нагрузки, а с другой — уменьшить риск их повреждающего действия. Простые движения умеренной амплитуды и без отягощения вызывают выделение в полость суставов синови­альной жидкости, предохраняющей суставные хрящи от непосред­ственного трения и тем самым от их повреждения. Отсюда понятно, что любую разминку следует начинать не с быстрой ходьбы или бега, как это чаще всего принято, а с элементарных движений в суставах ног и позвоночника (приседания, маховые движения ног, подъемы на носки, наклоны и повороты туловища и шеи). При этих же движениях с направленностью на растягивание увеличивается элас­тичность сухожилий и связок, что предохраняет их от разрывов при более мощных усилиях в основной части занятия.

Еще одной, очень важной функцией разминки является по­вышение активности аэробной системы. Это достигается в первую очередь использованием циклических упражнений (у дошкольни­ков это преимущественно быстрая ходьба и легкий бег) на уровне нагрузки примерно 50% от МПК (ЧСС 140—160 уд/мин) в течение 3—4 минут. За этот период постепенно достигает более высокого уровня деятельности аппарат внешнего дыхания, увеличивается ко­личество активных единиц бронхоальвеолярной системы и обеспе­чивается координация их функции с системой легочного крово­обращения; возрастает число действующих сосудов (артериол, ка­пилляров, венул, лимфатических протоков) в скелетных мышцах; постепенно повышаются систолический объем крови и минутный объем кровообращения, увеличивается способность систем крово-и лимфообращения удалять продукты обмена из работающих мышц.


В процессе разминки также повышается тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается риск травм и по­вреждений при выполнении технически сложных упражнений.

Таким образом, подготовительная часть занятия физическими упражнениями должна включать гимнастические упражнения во всех суставах с умеренными усилиями на растяжение и упражнения, стимулирующие функцию кардиореспираторной системы. Первая часть такой разминки имеет в основном подготовительную функ­цию, тогда как вторая дает и развивающий эффект.

Основная часть занятий варьируется в зависимости от задач, условий и места занятий (зал, спортивная или игровая площадка, парк), возраста и пола занимающихся.

Общим гигиеническим требованием к структуре, содержанию и нормированию нагрузок основной части развивающих занятий яв­ляется то, что они должны обеспечивать необходимый тренировоч­ный эффект для достижения и сохранения соответствия уровня фи­зической подготовленности гигиеническому нормативу. Для реше­ния этой задачи должен быть выполнен определенный объем направленных упражнений за определенный интервал времени.

На каждом занятии (в основной его части) должны соблюдаться некоторые общие положения в выполнении физических упражне­ний. Этими положениями являются:

• на одном занятии целесообразно развитие нескольких двигатель­
ных способностей (комплексное содержание занятия);

• нагрузка должна быть достаточной для достижения срочного и
отставленного тренировочного эффекта, что определяется пока­
зателями врачебно-педагогического контроля и самоконтроля
(последний при физическом воспитании дошкольников играет
очень небольшую роль в силу высокой эмоциональности и не­
адекватной самооценки детей);

• нагрузки необходимо чередовать по интенсивности воздействия
на сердечно-сосудистую систему (по ЧСС), по характеру энер­
гообеспечения (аэробные и анаэробные), по направленности на
определенные мышечные группы.

Достаточно важным является и гигиеническое значение третьей, тключительной части занятия. Это в первую очередь определяется физиологическими механизмами гемодинамики при занятиях физи­ческими упражнениями, в частности необходимостью постепенного восстановления минутного объема кровообращения (МОК). После прекращения интенсивной нагрузки МОК еще некоторое время,


20!


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками



особенно первые 3—5 минут, остается повышенным, что обусловле­но необходимостью погашения кислородного долга, удаления про­дуктов обмена из тканей, определенной инерцией в работе сердца. При этом мощный левый желудочек обеспечивает кровоток по ар­териальному руслу до капилляров, а правому желудочку, более сла­бому, труднее вернуть тот же объем крови по венозному руслу. Во время работы этому помогает «мышечный насос» — «перифериче­ское сердце», -- выжимая кровь по венам к правому желудочку.

Если же после достаточно интенсивной нагрузки она сразу сме­няется полным покоем, то «мышечный насос» выключается, след­ствием чего могут быть различные нарушения в работе сердечно-со­судистой системы (застой крови в венозной части большого круга кровообращения, недостаточность малого круга и т.д.). Кроме того, постепенное (не внезапное) снижение интенсивности нагрузки в заключительной части занятия уменьшает возбуждение нервной сис­темы, создавая условия к переключению на другую деятельность. В заключительной части весьма целесообразно использовать специ­альные упражнения, усиливающие восстановительный эффект (ды­хательные, на расслабление).

Гигиенические требования к подготовительно-стимулирующим за­нятиям физическими упражнениями. Самыми распространенными из занятий этого вида являются утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна. Их задачей является стимулирование функций организ­ма для более быстрого перехода к новому уровню активности после сна. Структура, содержание и нормирование нагрузок на зарядке в принципе соответствуют таковым при разминке в развивающих заня­тиях. Необходимы гимнастические упражнения на все суставы без отягощения, на растяжение, позволяющие удалить («мышечный насос») продукты обмена из тканей, скопившиеся за время сна вслед­ствие сниженной гемодинамики. Во время гимнастики вырабатывает­ся дополнительное количество синовиальной жидкости, повышаются функция аппарата внешнего дыхания и эластичность сухожилий, уменьшается вязкость мышц, усиливается периферическое и цент­ральное кровообращение. Сокращения мышц рефлекторно повыша­ют тонус центральной нервной системы и ее работоспособность, воз­растает мозговая гемодинамика, рефлекторно и через контактно-мас­сажные воздействия при движениях диафрагмы и мышц брюшной стенки повышается функция желудочно-кишечного тракта.

Утреннюю гимнастику дошкольникам желательно выполнять дома под контролем родителей (лучше всего — вместе с ними, так


как пример родителей очень значим); в дошкольном учреждении после дневного сна — под контролем воспитателя. Вполне оправда­но начинать ее лежа в постели — с потягивания, включая затем динамические сокращения мелких мышечных групп из исходных положений сидя и стоя. Обязательны дыхательные упражнения.

Подготовительно-стимулирующие формы оздоровительных фи­зических упражнений рекомендуется использовать также перед на­чалом учебно-развивающих занятий с целью повышения эффектив­ности последних. В них должны входить ходьба, потягивания, на­клоны и повороты туловища, упражнения на растягивание, приседания, подскоки, упражнения на точность движений и кон­центрацию внимания.

Гигиенические требования к восстановительным занятиям физиче­скими упражнениями. В физическом воспитании дошкольников к ним в первую очередь можно отнести физкультурные минутки во время занятий. Они решают задачу отодвигания утомления и исключения переутомления в процессе последних. Основным в этих формах мож­но считать то, что их выполнение адресовано к мышцам, обеспечива­ющим поддержание длительной статической позы, а также к мышцам, не принимавшим участие в учебно-познавательной и учебно-разви­вающей деятельности. Для длительно бездействующих мышц реко­мендуются упражнения на растяжение, при рабочих позах, могущих привести к нарушению осанки, целесообразны упражнения с вытяже­нием позвоночника, при умственном утомлении используются раз­личные движения головой — наклоны, повороты, кружения, упраж­нения с напряжением мышц шеи. Включаются упражнения аэробной направленности — легкий бег на месте, приседания, подскоки, повы­шающие функцию кровообращения и дыхания и тем самым способ­ствующие удалению продуктов обмена из тканей. Упражнения на рас­слабление эффективны для утомленных мышц, особенно при дли­тельных статических нагрузках.

Гигиенические требования к местам и условиям проведения заня­тий физическими упражнениями

Непременным условием гигиенической организации занятий физическими упражнениями с дошкольниками является санитарный контроль мест и условий проведения занятий физическими упраж­нениями.

В грудном возрасте рекомендуется проводить массаж и гимнас­тику в групповой комнате при температуре воздуха не ниже 20°С.




20.5


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 6. Гигиена занятий физическими упражнениями с дошкольниками



Занятия следует проводить на столе высотой 70—75 см, шириной 80 см и длиной 90—100 см, покрытом тонким слоем ваты или вой­лока и обшитом сверху клеенкой или каким-либо пластиком, хоро­шо выдерживающим влажную уборку с использованием дезинфици­рующих средств. Стол покрывают пеленкой, которую меняют после каждого ребенка.

Детей старше 7—7,5 месяцев рекомендуется спускать на пол, для чего желательно часть комнаты (из расчета 1 — 1,5 м2 на ребенка) отгородить барьером высотой 40—45 см. Пол должен быть теплым, гладким, легко моющимся. Можно сделать специальный настил из фанеры, приподнятый на 5—10 см. Фанеру покрывают войлоком или шерстяными одеялами и чехлом из подкладной клеенки или пластика (полиэтилена).

Для выполнения упражнений с детьми 1—3 лет рекомендуется иметь простейшие приспособления: дорожку из клеенки или плот­ной материи шириной 30—35 см, длиной 1,5—2 м; доски шири­ной 15, 20, 25 см, длиной 150, 200, 250 см; лесенки-стремянки высотой 100 и 150 см, с расстоянием между перекладинами 10 и 15 см; мячи разных размеров (в последние годы стали широко использоваться большие мячи — фитболы); корзины, обручи диа­метром 50—60 см; гимнастические палки, шесты диаметром 2 и 2,5 см, длиной 150, 200 и 250 см; гимнастические скамейки, стой­ки, ящики, табуреты и др.

В дошкольных учреждениях занятия физическими упражне­ниями проводят в специальных залах. Минимально допустимой может быть рекомендована площадь зала 75 м2. За оптимальную следует принимать площадь зала 130 м2, так как эта площадь обеспечивает не только возможность проведения всех основных физических упражнений, но и благоприятные условия воздушной среды.

Оптимальная температура воздуха в зале для физкультурных за­нятий — 16— 18°С, относительная влажность — 50—60%, скорость движения воздуха — 0,2—0,4 м/с. Для поддержания должного воз­душно-теплового режима необходимо осуществлять проветривание помещения: естественное, через фрамуги (последние могут быть от­крыты во время занятий при плюсовой наружной температуре воз­духа), исключая сквозняки, и искусственное (оптимальной является приточно-вытяжная вентиляция с 3-кратным воздухообменом в час. Параметры естественного освещения нормируются по световому коэффициенту (отношение площади окон к площади пола), который


должен быть не меньше 1:6. Окна должны быть защищены сетками или съемными решетками.

Искусственное освещение (лучше люминесцентные лампы) нор­мируется по удельной мощности светового потока (отношение сум­марной мощности ламп к плошади пола) из расчета 16—18 Вт/м2. Если зал снабжен светильниками с лампами накаливания, норма удельной площади светового потока 32—36 Вт/м2.

Медицинский контроль занятий дошкольников физическими

упражнениями

Оптимизация двигательной активности ребенка невозможна без предварительной оценки состояния его здоровья, которое определя­ется медицинским осмотром. В практике физического воспитания дошкольников приняты первичные — перед началом занятий физи­ческими упражнениями, повторные (плановые) и дополнительные (перед возобновлением занятий физическими упражнениями после перерывов) медицинские осмотры.

Во время первичного медицинского, осмотра определяется группа для занятий физическими упражнениями путем учета со­стояния здоровья, физического развития, функциональных воз­можностей важнейших систем организма и его физической под­готовленности. Особое внимание должно быть уделено состоянию кардио-респираторной системы, так как возможность выполнения физических нагрузок определяется в первую очередь функциони­рованием этой системы. Необходимо выяснить также состояние функций и других органов и систем, наличие сопутствующих за­болеваний и возможных очагов хронической инфекции (кариес, аденоиды, хронический тонзиллит, гайморит и др.). Результаты медицинского осмотра заносят в индивидуальную карту ребенка.

Последующие медицинские осмотры позволяют объективно учитывать результаты влияния на организм выполняемого двига­тельного или закаливающего режима, выявлять возможные измене­ния в состоянии здоровья, требующие внесения корректив в назна­ченный режим двигательной активности или закаливания.

Медицинские обследования детей первого года жизни и назначе­ние комплекса физических упражнений и массажа проводятся врачом 1 раз в месяц, в дату, соответствующую дню рождения ребенка.

Весьма важной с точки зрения гигиены физического воспита­ния является оценка эффективности занятий. Количественная сто­рона занятия исследуется с помощью хронометража и определения





та

а* "8 3

О fa О н н s О tr у

О w *ь го 4 со ^ о ~ fa

X со о\ а 1 'го я О
w
ГО ч-

"йЗйатанО-

§ ^ п х >& п ° S - 3 5

l

а о о- а
^ CD Is -£ CO CD О

О я

CO n> O\ fa

о о а о

fa S
sa fa fa С СО [j. g У I д S 2 о та "-) О О -I м р

s fa СО ГО s а Л го О F
1§ з s о 2 со

Sc

о 2 § О " Ж fa *< го та 11 g

5j, ^ |g fa О CO fa
О S н 1

tr,

с CO ro я 03 о О О to ГО jL к | 2 v? ю 2 J со

 

о 13

so?

s -

аго
 

ro

3 2 н о

 
ся О со го

£ 5 2 gj fa S Sop1 а н fa о ft <a ^ Sc "^

со а

■с я

=2 § о о со го н V-1

s о
гота

s «s

Is to

О)

a s ГО т.

о ro

SsS1?
г s

is
о cr

со сг а Сг

о а о со I

й <T> S Э

СП ' I"

я S| S ro S

та 5

 

О - ■<:

^ ^ fa fa
о << о ™ а7ч "5 та

 

a ■3

о *

0J CO s a 2

СО н ело 5^

о а о

§ g a Sc £ О С fa

° о

a a

О О

S

о fa го го

a> fa та 2,

l Г0 H

е

ё s g

со я 3 О а у

та S s

<■ a s

Я 2 fa

сТН

ь я о 5= g С ю со ro t?

S ^ ё а

о 3

ы а "В ><

О aта S

со

гг О н -U 3
ro S Я g
та ж

а д

аз О а а

g

н

8 8

о н

В о =з о

3 3 ■? 5

2 о s м

а и fa н

^ "< а а

S о
s х
gS*

* *. а о

со р 8 §
fa о ^- ГО * ft fa
О О
го О

5 а 2

S a я о о


§ § § g

2. 2 3 s3

Ss|§

о ю fa 2

О X

о

-? «

Sc

S ре?

fa J S О

Ч я и О п " s о

iiil

О со ^ fa

а g

rS

го о

а

а 2

Fa 5

Е о

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: