Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 12 страница

1. Оптимизация двигательного режима детей в дошкольном уч­
реждении: организация предметно-развиваюшей среды, стимули­
рующей самостоятельную двигательную деятельность детей, соблю­
дение статико-динамического режима.

2. Предупреждение негативных влияний интенсивной образова­
тельной деятельности: проведение физкультминуток на занятиях,
организация подвижных игр в перерывах между занятиями, вклю­
чение в физкультминутку гимнастику для глаз,|исг1ользование дви­
гательных занятий при проведении заняти{уоптимальное распреде­
ление занятий, направленных на интеллектуальное, эмоциональное
и физическое развитие детей в течение дня, релаксация.

3. Организация деятельности в системе двигательной реабилита­
ции: индивидуальные занятия лечебной физкультурой, групповые
1Л11ятия лечебной физкультурой.

4. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата и
сердечно-сосудистой системы: использование на занятиях упражне­
ний циклического характера.

5. Создание микросоциальной среды и положительного психо-
■тгического климата: отслеживание процесса социальной адаптации
■ ii-icii к условиям дошкольного учреждения, использование различ­
ных средств рекреации с целью смягчения адаптации к дошкольному
учреждению.

(>- Формирование у детей начальных представлений о здоровом "!>|Mic жизни: занятия с детьми, консультации для родителей, про-titii.м iла педагогами дошкольного учреждения здорового образа + м пт.





Методические основы физической культуры дошкольников

7. Взаимодействие с семьей: информирования родителей о про­ведении лечебно-профилактической работы в дошкольном учрежде­нии, ознакомление их с приемами контроля состояния здоровья детей, обеспечение единообразия требований педагогов и родителей в процессе воспитания детей, консультирование родителей специа­листами дошкольного учреждения (врачом, руководителем физиче­ского воспитания, логопедом, психологом и т.д.), привлечение ро­дителей к участию в физкультурных праздниках и соревнованиях, организация совместных физкультурных занятий детей и родителей.

Диагностика физического состояния дошкольников Диагностика физического состояния дошкольников предусматри­вает оценку по четырем показателям", группа здоровья, физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность. Первые три показателя в дошкольном учреждении оцениваются ме­дицинскими работниками. Физическая подготовленность детей опре­деляется специалистом по физической культуре и воспитателем.

Определение группы здоровья проводится в соответствии с при­нятой в педиатрии системой.

Первая (1) группа объединяет контингент здоровых детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, а также детей, имеющих в соответствии с характеризуемыми при­знаками здоровья незначительные единичные морфологические от­клонения (аномалия ногтей, мало выраженная деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние их здоровья и не тре­бующие коррекции.

Вторая (И) группа объединяет здоровых детей, имеющих отяго­щенный анализ, некоторые функциональные и морфологические из­менения, часто (4 и более раз в году) или длительно болеющих острыми заболеваниями, а также здоровых детей с риском возник­новения у них хронической патологии.

Третья (III) группа объединяет детей с наличием хронических заболеваний или врожденной патологии в состоянии компенсации, с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хрони­ческого заболевания без выраженного нарушения общего состояния, с редкими интеркурентными заболеваниями (1—3 раза в год).

Четвертая (IV) группа включает детей с хроническими заболева­ниями, врожденными пороками незрелости, с частыми нетяжелыми по характеру течения обострениями основного заболевания, с нару-


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

шениями общего состояния после обострения, с ззтяжешм рекой-валицентным периодом после острых интеркурентных заболеваний.

Пятая (V) группа включает детей, больных тяжелыми хрониче­скими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками разви­тия в состоянии декомпенсации, т. е. угрожаемых по инвалидности или инвалидов.

Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья каждого ребенка и контингента детей в целом, чем диагноз.

Показателями физического развития, которые используются в практике работы дошкольных учреждений, являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. По сочетанию этих величин и на основе соматоскопии (наружного осмотра) судят о типе телосло­жения.^

В дошкольных учреждениях часто определяют тип конституции согласно схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахраха с выделением у здо­ровых детей (без ожирения и дистрофии) следующих соматотипов: микросоматический (физическое развитие ниже среднего); мезосо-матический (физическое развитие среднее); макросоматический (физическое развитие выше среднего).

В физической культуре традиционно используют схему В. Г. Штефко и А.Д.Островского, по которой типы конституции подразделяются на астеноидный, торакальный, мышечный и ди-

1ССТИВНЫЙ.

Определение функционального состояния организма ребенка нключает обычно исследование опорно-двигательного аппарата и оценку состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем (по функциональным пробам).

Диагностика физической подготовленности складывается из оп­ределения уровня развития двигательных способностей и степени сформированное™ двигательных навыков.

Мероприятия, обеспечивающие контроль здоровья дошкольников

на физкультурных занятиях

Хорошо известно, что систематические занятия физическими упражнениями положительно влияют на процессы роста и развития цетского организма, повышают функциональные возможности его иедущих систем, что способствует их совершенствованию.

Оптимизация процесса занятий дошкольников физическими уп­ражнениями осуществляется посредством ряда мероприятий, обес­печивающих медицинский и педагогический контроль здоровья


Методические основы физической культуры дошкольников

детей. Эти мероприятия в свете деятельности специалиста по физи­ческой культуре можно разделить на несколько этапов.

1 этап. Врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения
ежегодно проводятся обследования, направленные на комплексную
оценку состояния здоровья, физического развития и функциональ­
ных возможностей детей. В дошкольных учреждениях находятся как
здоровые дети, не имеющие абсолютных противопоказаний к заня­
тиям физическими упражнениями, так и дети, часто болеющие или
имеющие хронические заболевания, которые нуждаются в постоян­
ном врачебном наблюдении. В период вне обострения заболевания
они занимаются физическими упражнениями по общей программе.
Задачей специалиста по физической культуре на этом этапе является
ознакомление с результатами медицинского обследования и опреде­
ление группы детей, нуждающихся в постоянном контроле, индиви­
дуальном подборе упражнений и дозировании нагрузки.

2 этап заключается в определении уровня физической подготов­
ленности по результатам контрольных испытаний. Анализ результа­
тов тестирования дает возможность специалисту по физической
культуре определить учебный материал, который следует включать
в физкультурные занятия, и разделить детей на подгруппы с целью
осуществления дифференцированного подхода в зависимости от
уровня их физической подготовленности.

3 этап — планирование физкультурных занятий. Прежде чем
приступить к работе с детьми, специалист по физической культуре,
основываясь на данных о состоянии здоровья, физического развития
и физической подготовленности воспитанников, определяет кон­
кретные задачи на предстоящий учебный год. Затем он подбирает
упражнения из программы, которая реализуется в дошкольном уч­
реждении. Если показатели уровня сформированности двигательных
навыков и развития физических качеств у детей превышают уровень,
определенный программой для данного возраста, то можно допол­
нительно включить более сложные упражнения из перечня упраж­
нений следующей возрастной группы. Если дети физически подго­
товлены слабо, то в начале следует использовать упражнения, реко­
мендуемые для детей более младшего возраста.

4 этап — подготовка мест занятий, обеспечение гигиенических
условий проведения занятий. Перед занятием в зале проводится
влажная уборка, активное проветривание. Заблаговременно, в соот­
ветствии с планом, подготавливаются необходимые пособия так,
чтобы их можно было быстро расставлять и убирать по ходу занятия,


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

5 этап — непосредственное проведение занятий. Важно пом­нить, что любое физическое упражнение вызывает утомление. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Следует помнить, что небольшая сте­пень утомления обязательна. При наличии признаков средней сте­пени утомления у отдельных детей нагрузку следует ограничить (уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, удли­нить отдых). Выраженные признаки утомления у большинства детей появляются в результате чрезмерной нагрузки. В этом случае необ­ходимо перестроить занятие таким образом, чтобы нагрузка соответ­ствовала уровню физической подготовленности детей.

В ходе занятия специалист по физической культуре должен пред­упреждать ситуации, которые могут привести к травмированию детей, грамотно осуществлять страховку при выполнении сложных упражне­ний.

6 этап. Медицинский и педагогический анализ занятия. Качест-ненный и количественный контроль эффективности физкультурного занятия проводится, как правило, медицинскими работниками, а анализируется совместно со специалистом по физической культуре. Для этой цели используют хронометрирование, с помощью которого определяется общая (педагогическая) и моторная плотность занятия. Физическая нагрузка определяется по динамике пульса. Наглядно иллюстрирует сдвиги пульса в процессе занятия физиологическая кривая. Определение средней частоты сердечных сокращений ис­пользуется для выявления тренирующего эффекта физкультурного

Ш1ЯТИЯ.

Нормирование физических нагрузок

Разностороннее, благотворное влияние физическое воспитание оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом иочрастных возможностей детей.

При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, i 1'рдечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточ­ной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на in шачительные физические усилия отвечают перенапряжением, что Может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того,

.... женный двигательный режим способствует возникновению от-

i ноисний в физическом развитии. С другой стороны, неоправданное щшышсние физических нагрузок также может пагубно влиять на |Ш ииггис растущего организма ребенка. Правильное дозирование



5 /6



Методические основы физической культуры дошкольников

физических нагрузок является одной из самых сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре.

Режим двигательной активности. Двигательная активность до­школьника складывается из суммы разнообразных движений, вы­полняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зави­сят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.

Объем нагрузки означает как длительность выполнения физиче­ских упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, не­делю, месяц, год и т.д.). В дошкольном учреждении при оценке ре­жима двигательной активности объем движений часто определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. За время пребывания в дошкольном учреждении количество шагов в сутки должно составлять для детей 3 лет — 9—9,5 тыс., 4 лет — 10— 10,5 тыс., 5 лет — 11 — 12 тыс., 6 лет — 13—13,5 тыс. Для оценки дви­гательного режима в повседневной практике определяют общую про­должительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической ра­боты на организм человека в данный момент, ее напряженность и сте­пень концентрации объема во времени. Показателями интенсивности служат: скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании).

Об интенсивности двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологиче­скую стоимость различных упражнений (табл. 48).

Таблица 48

Колебания частоты сердечных сокращений при выполнении различных физических упражнений у детей 5— 7 лет (в мин) *

Виды физических упражнений Частота сердечных сокращений Время восстановления (мин)
Общеразвивающие упражнения 100- -140   1-2
Умеренная ходьба 120- -150   1-2
Осложненная ходьба, ходьба по лестнице 130- -160    

Глава 4. Технология построения образовательного процесса...

Окончание табл. 48
Виды физических упражнений Частота сердечных сокращений Время восстановления (мин)
Бег на месте 130-170  
Бег средней интенсивности 150-180 3-4
Медленный бег трусцой 150-170 2-3
Прыжки в длину 130-165 1-2
Прыжки со скакалкой 140-170 3-4
Подскоки 130-160 2-3
Равновесие 120-150  
Езда на велосипеде 130-160  
Игра в мяч 145-195  

* Таблица дана по кн.: Медико-педагогический контроль за фи­зическим воспитанием детей дошкольного возраста: Метод, реко­мендации/ М-во здравоохранения СССР;— М., 1982.

Внешние признаки утомления. Любое занятие, в том числе и физкультурное, вызывает утомление, которое проявляется времен­ным снижением работоспособности. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Педагог может судить о соответствии предъявляемой физической нагрузки уровню подготовленности детей по степени выраженности у них внешних признаков утомления (табл. 49).

Таблица 49

Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки Степень выраженности утомления
и состояние ребенка небольшая значительная
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение
Выражение лица Спокойное Напряженное
Потоотделение Незначительное Выраженное
Дыхание Несколько учащенное Резко учащенное, поверхностное
Движения Бодрые, задания выполняются четко Неуверенные, нечеткие, появляются




Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



                   
   
     
 
   
 
 
   
 
 

Окончание табл. 48

Степень выраженности утомления
небольшая
значительная
дополнительные движения. У некоторых детей — двигательное возбуждение, у других заторможенность

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Хорошее, жалоб нет
Жалобы на усталость, небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему

Самочувствие

Четкое, безошибочное выполнение указаний
Неточность в выполнении команд, ошибки при смене направления движения

Внимание

110—150
160—180

Пульс, уд/мин

Регулирование нагрузки. Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120—130 ударов, счита­ют нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 141 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.

В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классификация:

110—130 уд/мин — восстанавливающая;

130—150 уд/мин — развивающая;

150—170 уд/мин — тренирующая.

В процессе занятий нагрузка может быть либо непрерывной, либо прерывистой (с отдыхом). Длительность интервалов отдыха между повторениями упражнений оказывает существенное влияние на преимущественное развитие отдельных двигательных способно­стей, так как в этот период происходят восстановительные процес­сы, характеризующиеся определенными закономерностями.

Важнейшими из них являются:

1) неравномерность скорости течения восстановительных про­
цессов;

2) разновременность в восстановлении функций отдельных ор­
ганов и систем;

3) фазность в восстановлении уровня работоспособности.


За первую треть времени общего отдыха восстанавливается при­мерно 65% работоспособности, за вторую — 30%, а за оставшееся время — всего 5%. У детей работоспособность восстанавливается быстрее, чем у взрослых. Это связано прежде всего с быстротой обменных процессов детского организма.

Возврат основных физиологических показателей к исходному уровню происходит у дошкольников разновременно:

• в младшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений
восстанавливается до исходного уровня на 1—2-й мин, минутная
легочная вентиляция, потребление кислорода, выделение угле­
кислоты — на 3—5-й мин;

• в старшем дошкольном возрасте частота сердечных сокращений
возвращается к исходной в течение 2-—3-х мин, а показатели
дыхания и газообмена на 3—5-й мин отдыха.
Неодинаковость возвращения различных показателей (биохи­
мических, физиологических, психологических) к исходному уров­
ню связано с гетерохронностью восстановительных процессов.
Так, например, раньше происходит восстановление креатинфос-
фата, являющегося биохимической основой быстроты, а потом —
гликогена, обеспечивающего выносливость и белков мышц — ос­
новы силы. Следовательно, время восстановления после упраж­
нений на развитие выносливости и силы больше, чем после уп­
ражнений на развитие скоростных способностей, У разных людей
в зависимости от физической подготовленности и характера уп­
ражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно боль­
ших пределах (от 3 до 10 мин). Для дошкольников продолжи­
тельность отдыха может быть небольшой, так как даже при мак­
симальной нагрузке полное восстановление происходит в течение
3—5 мин.

По своему характеру отдых может быть пассивным (отсутствие активной двигательной деятельности) или активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, что вызвана утомле­ние, например в беге это будет спокойная ходьба).

У дошкольников при длительной мышечной деятельности ак­тивный отдых является более действенным, чем у взрослых. В то же время при значительных силовых нагрузках к быстрейшему восста­новлению у детей приводит пассивный отдых.

Регулирование каждого из параметров физической нагрузки и отдыха обусловливает и выбор методов развития двигательных спо­собностей.




5Н:


Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Технология построения образовательного процесса...



Определение качественных и количественных характеристик физкультурного занятия

Эффективность физкультурного занятия может быть оценена посредством проведения анализа его количественных и качествен­ных характеристик. Количественные характеристики занятия можно получить, используя хронометрирование и построение физиологи­ческой кривой. Для определения качественных характеристик ис­пользуют педагогический анализ занятия.

Хронометрирование. Для хронометрирования предварительно за­готавливаются специальные протоколы.

Принято различать два вида плотности занятия:

1) общая (педагогическая) плотность, т.е. отношение времени,
целесообразно затраченного на обучение и воспитание, к общей
длительности занятия;

2) моторная плотность, т. е. отношение времени, затраченного
занимающимися на выполнение физических упражнений, к общей
длительности занятия.

Хронометрирование осуществляется путем наблюдения за дея­тельностью какого-либо ребенка. Для большей объективности под наблюдение следует брать такого занимающегося, который по своим качествам в большей мере отвечает задачам исследования. Напри­мер, при изучении опыта работы педагога наблюдение целесообраз­но проводить за средним по своим силам ребенком (т. е. таким, который наиболее характерен для основной массы воспитанников); если же требуется установить двигательную активность занима­ющихся, которые имеют медицинские ограничения, то под наблю­дение необходимо брать детей именно из этой категории.

В случае снижения активности (например, пропусков очередных подходов для выполнения упражнений) занимающимся, за которым ведется наблюдение, хронометрирование может быть перенесено на другого ребенка. Поэтому целесообразно предварительно наметить для наблюдения двух-трех детей.

Оснащение исследования очень простое: протокол (его форма и примерное содержание подробно приводятся ниже), секундомер, ручка.

Хронометрируются следующие виды деятельности детей:

1. Выполнение физических упражнений. Определяется точное время выполнения всех двигательных действий, которые выполня­ются детьми. К подобным двигательным действиям могут быть от-


несены не только упражнения на спортивных снарядах, игры, бег, прыжки, метание, лазание, танцевальные упражнения, но и гимнас­тические перестроения, элементы строя, упражнения на внимание и типа заданий и т. п. В данном разделе не фиксируется деятель­ность, связанная с решением организационных задач занятия: пере­строения для выполнения очередного упражнения, переход от одно­го места занятия к другому и т. п. Характер наблюдаемой игры оп­ределяет степень подробности хронометрирования. Если по ходу игры ребенок сравнительно часто и долго вынужден не двигаться, то хронометрирование должно быть более дробным и не ограничи­ваться фиксацией лишь начала и конца игры.

2. Слушание и наблюдение за показом упражнений, демонстра­
цией наглядных пособий. Сюда относятся все прослушивания детьми
объяснений, указаний, оценок и наблюдения за показом педагога,
за демонстрацией наглядных пособий, за выполнением упражнений
товарищами по группе. Прослушивание команд и кратких указаний,
занимающих менее пяти секунд, может не подлежать фиксации.

3. Отдых, ожидание занимающимся очередного выполнения зада­
ния. Здесь регистрируется время отдыха, вводимого в занятие для
регулирования физиологической нагрузки, и время ожидания оче­
редного задания педагога.

4. Действия по организации занятия. В этом разделе фиксируется
деятельность занимающегося по подготовке и разметке мест заня­
тий, установке и уборке оборудования, укладке матов, раздаче и
сбору физкультурного инвентаря и т. п. Сюда заносится время, по­
траченное ребенком на перестроения для выполнения очередного
задания, переход от одного места занятия к другому, подготовку к
игре (распределение по командам) и т. п.

5. Простой. К простою относится все нерационально затрачен­
ное время в занятии по вине педагога или детей (опоздание группы
к началу занятия, приведение в порядок неисправного оборудова­
ния, поиски инвентаря, недисциплинированность занимающихся
и т. п.).

Следует иметь в виду, что перечисленная группировка видов деятельности детей имеет условный характер. Например, перестро­ения к началу выполнения очередного задания, переход от одного места занятия к другому могут не только носить чисто организаци­онный характер, но и решать образовательные и воспитательные задачи; отдых и ожидание очередного выполнения задания могут быть как рациональными элементами занятия, так и результатом


5нЗ


Методические основы физической культуры дошкольников

плохой организации занятия. В последнем случае это скорее будет простоем, чем целесообразной деятельностью.

Техника ведения хронометрирования состоит в следующем. Время деятельности занимающегося определяется по скользящей стрелке се­кундомера (т. е. время окончания одного вида деятельности определя­ется визуально по движущейся стрелке секундомера и служит началом отсчета времени выполнения последующей деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: