Особенности занятий физическими упражнениями с детьми разных возрастных групп 15 страница

В старшем дошкольном возрасте эффективно также и на физ­культурных праздниках предусматривать часть заданий отдельно для девочек и для мальчиков, а также показательные выступления, на которых мальчики показывают свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве.

Целесообразно, чтобы мальчики и девочки на физкультурных шнятиях носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать представление детей об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков. Для девочек можно предложить





Методические основы физической культуры дошкольников

гимнастические купальники, лосины, для мальчиков — майки и спортивные трусы.

Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рамках программы олимпийского образования оказывает положи­тельное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, умения видеть его красоту.

Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями может вестись по нескольким направле­ниям: подбор упражнений, нормирование физической нагрузки, ме­тодика обучения сложным двигательным действиям, педагогическое руководство двигательной деятельностью детей, участие детей в играх и соревнованиях, двигательные предпочтения детей, взаимо­действие детей в процессе выполнения физических упражнений, система поощрений и наказаний, требования к качеству выполнения заданий, инвентарь и оборудование, расстановка и уборка снарядов, диагностика физической подготовленности.

Подбор упражнений. Подбор упражнений зависит от избранного способа организации занятий. Организация занятий, учитывающих особенности мальчиков и девочек, может иметь два варианта:

1. Одно из двух занятий в неделю проводится раздельно для маль­
чиков и для девочек. На эти занятия целесообразно планировать изу­
чение упражнений, которые требуют разных методических подходов
при работе с мальчиками и девочками (например, метание), и упраж­
нений, вызывающих интерес у данной группы детей (например, для
мальчиков — футбол, хоккей, для девочек — упражнения с лентами).
Сюжетное занятие или использование большой тематической игры
также может носить ярко выраженную окраску в зависимости от пола
занимающихся (например, для мальчиков — тематическая игра «Спа­
сатели», для девочек — тематическая игра «Театр кукол»).

2. Все занятия проводятся совместно, но часть заданий для де­
вочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения заня­
тий тоже имеет две разновидности:

• в подготовительной и заключительной части занятия дети вы­
полняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они
делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа
выполняет свое задание;

• на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вмес­
те, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполне­
ния для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих
упражнениях — исходные положения; в полосе препятствий —


Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...

условия преодоления препятствий: мальчики перелезают, девоч­ки подлезают; в метании — расстояние до цели; в ритмической гимнастике — рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц — дозировка).

В этом варианте организации занятий, для того чтобы не сни­жать моторную плотность, целесообразно иметь карточки-задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.

Нормирование физической нагрузки. Нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуаль­ных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготов­ленности, типе конституции. В этой связи в группе, как правило, всегда можно выделить несколько мальчиков (низкого уровня фи­зической подготовленности), которым повышать физическую на­грузку следует постепенно.

В то же время требования поло-ролевого воспитания предпола­гают формирования у детей установки, что мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответствен­ность. В этих условиях специалист по физической культуре должен так сконструировать занятия, чтобы, постоянно акцентируя внима­ние детей на том, что мальчики выполняют более трудные упраж­нения, тем не менее не нанести вред здоровью детей. Этого можно добиться разными требованиями к выполнению заданий, как в груп­пе мальчиков, так и в группе девочек. Например, упражнение «под­нимание туловища в сед из положения лежа» значительно усложня­ется, если руки ребенка не помогают, а находятся за головой. Пе­дагог громко объявляет, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины,— 10. А потом, не привлекая внимание детей, предлагает физически неподготовлен­ным мальчикам выполнять поднимание с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, в положе­нии «руки за головой».

Учитывая уровень физической подготовленности детей, не сле­дует забывать и о половых отличиях в реакции организма дошколь­ников на физическую нагрузку.

Специалист по физической культуре должен помнить, что уп­ражнения, требующие проявления силы следует очень осторожно использовать в физическом воспитании дошкольников вообще, и особенно у девочек.

Методика обучения сложным двигательным действиям. Как от­мечалось ранее, существует ряд упражнений, которыми мальчики



50с



Методические основы физической культуры дошкольников


Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...



овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значи­тельные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метания на дальность и в цель). И наоборот, есть упраж­нения, легкие для овладения для девочек и требующие много вре­мени и усилий у мальчиков (например, прыжки на скакалке). Это требует от руководителя физического воспитания изменения методи­ческих подходов, что приводит к необходимости построения различ­ных «технологических схем» овладения данными видами движений мальчиками и девочками (разное число повторений, выбор подво­дящих и подготовительных упражнений, использование вспомога­тельного оборудования и т. п.).

Педагогическое руководство двигательной деятельностью детей. Педагог, организуя двигательную деятельность дошкольников, дол­жен помнить, что ее во многом зависит от учета половых особен­ностей девочек и мальчиков. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной ак­тивности, в то время как для девочек этого возраста оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим педагог должен определить, когда в режиме дня детям с повышенной по­требностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоста­вить возможность для дополнительных занятий физическими упраж­нениями и чем в это время будут заняты остальные дети. Частично эту проблему можно решить рациональным размещением зоны дви­гательной активности в группе и через систему занятий в физкуль­турных секциях. Кроме того, для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства. Поэтому при отсутствии в дошкольном учреждении физкультурного зала необходимо чаще планировать занятия на улице.

Следует помнить, что девочки в большей степени нуждаются в побуждении к двигательной деятельности. Именно на них следует обращать больше внимания при организации подвижных игр. Маль­чики, как правило, либо сами находят развлечения большой двига­тельной активности, либо сразу присоединяются к организованной двигательной деятельности.

Педагог на физкультурных занятиях должен учитывать различия эмоциональности детей. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки.

Известно, что мальчики больше подвержены стрессу, например вследствие разрыва с семьей (положили в больницу, ушел из семьи


отец, отдали в круглосуточный детский сад и т.д.). Адаптация к новой ситуации для мальчиков проходит сложнее. В то же время физические упражнения (особенно подвижные игры) служат эффек­тивным средством преодоления стрессового состояния. Для фемин-ных мальчиков очень важно, чтобы взрослый показывал веру в их силы и возможности. Нужно помнить, что мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации, поэтому и ответ педагога должен быть очень конкретным, а девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым, и поэтому в обще­нии с ними педагогу следует больше обращать внимание на друже­любный тон высказывания.

Участие детей в играх и соревнованиях. На совместных заня­тиях следует подбирать игры, задания, эстафеты нейтрального со­держания, интересные и для девочек, и для мальчиков. Следует учитывать, что уровень трудности выбираемого ребенком двига­тельного задания во многом зависит от сформированного у него типа поло-ролевого поведения. У маскулинных детей самые высо­кие показатели уровня притязаний. Маскулинными детьми отвер­гается ситуация неудачи, они стремятся к самоутверждению, часто через самовосхваление. У феминных детей отсутствует такие каче­ства, как упорство, нацеленность на преодоление трудностей. Они часто снижают притязания, боясь неудачи. В поражении обвиняют себя. У андрогинных детей результат выполнения задания связы­вается с наличием или отсутствием у них необходимых усилий и терпения. Недифференцированные дети с появлением опыта вы­полняемой деятельности неадекватно повышают притязания. Они склонны к самообвинению.

Феминные дети поддерживают высокую самооценку с помощью низких притязаний, позволяющих избежать неудачи, маскулинные дети — исключительно с помощью высоких притязаний. Маскулин­ные дети высокими достижениями считают только результат, для достижения которого прилагается много усилий, дети феминной группы успешным считают такое выполнение задания, которое не вызывает у них никаких затруднений.

Маскулинные дети (и девочки, и мальчики) предпочитают ли­дирующие позиции (в играх выполняют главные доминантные роли, предполагающие активные действия). Часто сами предлагают себя в роли капитана команды, но самостоятельно организовать игру или руководить ею не способны. Роль организатора лучше всего полу­чается у андрогинных детей.

 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: