через 6—7 дней |
Необходима осторожность во время занятий зимними видами спорта (лыжи, коньки) и плаванием в связи с опасностью резкого охлаждения тела
через 14—17 дней |
Осторожность в занятиях упражнениями, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы
через 10—15 дней |
Следует ограничить прыжки, поднимание тя-! жестей и упражнения на гимнастических снарядах
через о—о дней
Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей яри выполнении физических упражнений
через 12—14 дней
Остерегаться резких и особенно внезапных охлаждений дыхательных путей при выполнении физических упражнений. Шире использовать дыхательные упражнения
через 10—12 дней
В первые дни занятий щадящий режим нагрузок, особенно в видах, требующих напряжения сердечно-сосудистой системы. Избегать переохлаждения, во время занятий на открытом воздухе дышать только через нос
через 30—35 дней
Систематический контроль деятельности сердца. Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятиях. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с натуживанием
через 14—16 дней
Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнение, связанные с натуживанием
через 14—16 дней Запрещаются занятия плаванием. При вестибулярной неустойчивости, наступающей часто после операции, исключаются также упражнения, которые могут вызвать головокружение (резкие повороты, вращения, перевороты)
через 20—25 дней
Исключаются в течение полугода упражнения, связанные с резкими сотрясениями тела (прыжки, футбол и др.)
Заболевание | Сроки начала занятий | Особенности занятий |
Скарлатина | через 30—40 дней | Необходимы особая осторожность и постепенность нагрузки на занятия. Если были изменения в деятельности сердца, то исключаются (сроком до полугода) упражнения на выносливость, силу и упражнения, связанные с нату-живанием |
Контрольные вопросы
1. Назовите основные документы планирования учебной работы по
физической культуре дошкольников.
2. Опишите технологию составления квартального плана.
3. Опишите технологию составления конспекта занятия.
4. Дайте характеристику документам физкультурно-массовой работы
в дошкольном учреждении.
5. Как педагог осуществляет контроль образовательной деятельности
дошкольников в области физической культуры?
6. В чем специфика современного подхода к диагностике физиче
ской подготовленности дошкольников?
7. Как осуществляется взаимодействие педагогов и медицинских ра
ботников по вопросу контроля здоровья детей в процессе занятий
физическими упражнениями?
8. Опишите технологию определения количественных характеристик
занятия физическими упражнениями.
Литература
1. Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функциональ
ного состояния дошкольника: учебное пособие / Н.В.Алябьева.—
Мурманск: МГПИ, 1998.- 114 с.
2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн.
мня работников дошк. учреждений / Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Вино
градова, Л.Я.Каневская, В. И.Теленчи; сост. В. И. Теленчи. — М.:
Просвещение, 1987.— 143 с.
3. Давыдов В. Ю. Морфо-функциональные показатели и развитие
моторики у детей 3—6-летнего возраста разных типов конститу
ции // Теория и практика физической культуры. — 1995. №11.
< W -43.
'I. Двигательные качества и методика их развития у дошкольни-iiiii / Сост. Н. А. Ноткина. — СПб.: Образование, 1993.— 36 с.
Методические основы физической культуры дошкольников
5. Лескова Г. П. Влияние оценки воспитателя на физкультурном
занятии на усвоение движений детьми // Физическое воспитание
детей дошкольного возраста // Под ред. А. И. Шустова. — М.: Про
свещение, 1982. С. 104-109.
6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред.
Л. Б. Кофмана; авт.-сост. Г. И. Погадаев. — М.: ФиС, 1998.— 496 с.
7. Никитюк Б. А. Принципы и приоритеты физического воспи
тания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической
культуры, 1994. №7. С. 5—7.
8. Петренкина Н. Л. Определение физической подготовленности
детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук / Н. Л. Пет
ренкина.— СПб., 2004.- 151 с.
9. Сочеванова Е. А. Вариативность содержания региональной
программы по физической культуре дошкольников (на примере
Санкт-Петербурга): дис. канд. пед. наук / Е.А. Сочеванова. — СПб.,
2006. - 258 с.
10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспита
ния и развития ребенка: Учеб. пособие.— М.: Академия, 2001. —
368 с.
11. Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе /
Под ред. А. В. Кенеман, М. Ю. Кистяковской, Т. И. Осокиной. — М.:
Просвещение, 1980.— 144 с.
12. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошколь
ных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. училищ.—- 3-е изд., пере-
раб. и доп.— М.: Просвещение, 1984.— 208 с.
13. Чабовская А. П. Практикум по основам педиатрии и гигиены
детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
14. Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна до
школьнику: Кн. для воспит. дет. сада и родителей. — 2-е изд. — М.:
Просвещение, 2000. — 79 с.
ГЛАВА 5
УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Современная концепция образования детей в дошкольном учреждении предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода к ребенку в любом виде деятельности. Для эффективного осуществления физкультурно-оздоровительной работы, организуемой дошкольным учреждением, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
В условиях увеличения количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и вследствие этого появления значительного числа дошкольных учреждений санаторного и компенсирующего вида, перед специалистом по физической культуре встает задача овладения методикой организации занятий физическими упражнениями, решающей в первую очередь специальные задачи оздоровительной и коррекционной физической культуры и имеющей отличия от методики, разработанной для здоровых детей. В дошкольных учреждениях санаторного и компенсирующего вида особое значение приобретают занятия лечебной физкультурой.
5.1. Реализация индивидуально-дифференцированного
подхода на занятиях физическими упражнениями
с дошкольниками
В процессе занятий физическими упражнениями с дошкольниками педагог должен учитывать состояние их здоровья, тип нервной деятельности, а также половые особенности.
Учет состояния здоровья детей. Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготов-иепности и функциональных возможностей детей. Такой учет возможен только при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.
Следует отметить, что нередкой является практика временного освобождения детей, перенесших острые респираторные заболевания, грипп, обострение хронического тонзиллита, пневмонию и др.,
Методические основы физической культуры дошкольников
от физкультурных занятий и прогулок. В результате у таких детей резко снижается двигательная активность и не восполняется дефицит движений, который возник во время болезни. Все это приводит к понижению биологической надежности разных систем, к снижению эмоционального тонуса и тем самым к более позднему выздоровлению. Между тем правильно дозированная мышечная нагрузка способствует развитию компенсаторных приспособительных реакций, т. е. восстановлению сниженных под влиянием перенесенного заболевания функциональных возможностей ребенка.
Безусловно, к детям, перенесшим заболевания, на физкультурных занятиях нужен особый подход. Тем не менее они должны заниматься физическими упражнениями с первых дней возвращения в дошкольное учреждение. Однако нагрузку следует дозировать: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения, — бег, подвижную игру, прыжки, лазание. Нежелательны и упражнения с резким изменением положения тела (лежа и стоя), так как вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга и может возникнуть головокружение.
У ребенка, перенесшего заболевание, нарушаются функции теп-лорегуляции. Чтобы избежать переохлаждения, дети могут быть одеты несколько теплее здоровых детей. Однако, оберегая детей от чрезмерных физических нагрузок, нельзя их долго оставлять на уровне сниженных, так как малые нагрузки не тренируют организм и не совершенствуют его функций. В таком же дифференцированном подходе к нагрузкам нуждаются ослабленные, часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания, дети с ускоренным ростом.
Величину нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его физического состояния определяет врач на основании его анамнеза и проведения функциональных проб.
Учет психологических особенностей детей. В процессе занятий физическими упражнениями педагогу необходимо учитывать свойства нервной системы занимающихся. Возбудимые дети характеризуются высоким уровнем физической работоспособности, они успешно и хорошо выполняют упражнения скоростного характера, но хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Эти ребята выполняют все упражнения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя рисунок движения. Для тренировки нервных процессов у таких детей необходимо использовать чередование упражнений с разным темпом и добиваться строгого выполнения заданного ритма и рисунка движения. В подвиж-
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
ных играх полезно чаше давать им роли, требующие активного торможения.
Дети со слабым типом нервных процессов отличаются сниженной двигательной активностью, особенно трудны для них нагрузки скоростного характера и упражнения на выносливость. Они медленно и с трудом овладевают новыми движениями, поэтому нуждаются в большем количестве повторений трудных упражнений, а для закрепления двигательных навыков — в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр. Таких ребят необходимо побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятельности, в организованных подвижных играх поручать им роли, требующие активного действия. А для укрепления веры в свои силы использовать тактику одобрения, поощрения, похвалы.
Педагог должен очень аккуратно использовать оценку деятельности дошкольника. Положительная оценка вызывает активизацию деятельности, в то время как отрицательная подавляет и дезорганизует физиологические процессы. У разных детей ответные реакции неоднозначны. На самоуверенных ребят, которых часто хвалят, положительная оценка педагога может оказать и слабое воздействие, отрицательная же оказывается более эффективной. Робких детей отрицательная оценка совсем дезорганизует. Большую ценность имеют радостные сопереживания педагога по поводу успехов ребенка. Порицания допустимы лишь в тех случаях, когда это действительно оправдано.
Однако необходимы и полезны переживания ребенком отрицательных социально значимых эмоций, огорчения, раскаяния по по-иоду нехорошего поступка, небрежно выполненного задания, сочувствия другому, грусти, возмущения и др.
Учет половых особенностей детей. Сегодня наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным — с другой — является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.
В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в котором размываются границы между жен-i кими и мужскими социальными ролями, поло-ролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания, в результате чего воспитание поло-ролевого поведения
Методические основы физической культуры дошкольников
серьезно затрудняется, а в некоторых случаях приобретает искаженный, деструктивный характер. Поэтому все менее отчетливо проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности — у мальчиков и женственности — у девочек.
Явление стирания половых различий противоречит существующим культурным нормам взаимоотношений полов, а также традициям половой дифференциации, сформировавшимся в течение многих веков. Известно, что уровень сформированное™ поло-ролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности педагогов дошкольных учреждений в области воспитания детей разного пола. Среда дошкольного учреждения, как правило, не содействует поло-ролевой социализации мальчиков и девочек, не содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских и женских способов поведения.
Мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница — учительница). Требования к мужественности мальчика приобрели декларативный характер, так как, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается как «удобный» в обращении для женщин.
Выделяют 4 типа поло-ролевого поведения.
Маскулинные дети (от лат. masculinus — мужской): ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения, независимо от пола отвергают женское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету, что свидетельствует о потребности маскулинных детей в значимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах.
Эти дети не терпят возражений, отстаивают свое мнение любыми доступными для них способами, в том числе и агрессивными действиями, предпочитают лидирующие позиции (в играх выполняют главные доминантные роли, предполагающие активные действия). Им присущ независимо-соревновательный стиль поведения, авторитарный характер взаимоотношения со сверстниками: у большинства из них (75%) маскулинные проявления поведения (сила, решительность и т. п.) носят преимущественно деструктивный характер.
Феминные дети (от лат. femina — женщина, в литуратуре также используется термин «фемининные»): независимо от половой принадлежности принимают эмоционально-экспрессивный стиль поведения, связанный с зависимым, подчиненным положением, осто
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
рожностью, отказом от собственной инициативы и самостоятельности, ориентированностью на других. Особенно ярко зафиксированная тенденция прослеживается у феминных мальчиков, для которых оказалась значимой стратегия сознательного ограничения своего «исследовательского пространства». В то же время у феминных мальчиков обнаружена внутренняя потребность в социальных ожиданиях, связанных с верой в их силы и возможности. Феминные дети в совместной деятельности, как правило, являются ведомыми, их инициатива минимальна, а в случае с феминными мальчиками вообще отсутствует. Поведение последних характеризуется социальной ограниченностью, избеганием контактов и взаимодействий, особенно со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками, среди которых они чувствуют себя неуверенно, боятся продемонстрировать свою несостоятельность. Ожидания от сверстников критических замечаний создают у феминных мальчиков трудности в общении с другими детьми. Феминные девочки в социальных контактах остаются успешными.
Андрогинные дети (от лат. andros — мужской, gune — женщина): относительно свободны от жесткой половой типизации, признают за собой право на освоение различного рода деятельности без привязанности к традиционным нормам, для них характерна направленность на реальное осмысление ситуации, самостоятельное преодоление трудностей. Эти дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками независимо от их пола, чаще других становятся организаторами совместной деятельности, при этом сами являются популярными у детей всех поло-ролевых групп. Андрогинные дети действительно объединяют в себе и демонстрируют в своем поведении традиционно мужские и женские черты, берут на себя маскулинные и феминные роли. Их маскулинные качества носят.конструктивный характер (защита, помощь и т. п.). Им присущи настойчивость, самостоятельность в принятии решений, высокий уровень реальных достижений, что может служить подтверждением их личностного благополучия.
Недифференцированные дети отвергают как мужской, так и жен-i кий стиль поведения, характеризуются отсутствием каких-либо поло-ролевых ориентиров, а также эмоциональным отвержением mi l'x видов деятельности. Пассивность, низкие реальные достижения, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и шиетное избегание контактов — таковы основные характеристики недифференцированных дошкольников.
Т.'.
ЗД1
Методические основы физической культуры дошкольников
Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждениях для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Упоминание о половых различиях встречается лишь в результатах тестирования уровня физической подготовленности детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Исследования показывают, что средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают средние результаты девочек. Девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие. Это является основанием тому, что в большинство учебно-методических пособий по физической культуре дошкольников включены нормативы физической готовности, различные для девочек и мальчиков.
Однако сегодня уже доказано, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышает естественные различия между половыми группами. Таким образом, при оценивании двигательных возможностей дошкольников необходимо учитывать тип их конституции.
Двигательная активность дошкольников зависит от различных факторов, в том числе от сезонных явлений года, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в дошкольных учреждениях. Наиболее значимые половые различия в средних величинах показателей двигательной активности (объем, интенсивность) наблюдаются у детей 5 лет. Средний объем двигательной активности мальчиков 5 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек — 1370; мальчиков 6 лет — 2500, девочек — 2210; мальчиков 7 лет — 3275, девочек — 3040.
Рассматривая обучение детей физическим упражнениям, следует отметить, что есть ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Наиболее яркими примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием (вызывающим затруднения у девочек) и прыжками через скакалку (вызывающими затруднения у мальчиков). Следует учитывать, что исторически метание было прерогативой мужчин, мальчикам нравится подобные упражнения, и они чаще самостоятельно тренируются в этом виде.
Уже в пятилетнем возрасте замечается значительная разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Это также можно объяснить предпочтением этих упражнений девочками, в то время как мальчики практически не используют этот вид
Глава 5. Учет особенностей развити я ребенка в процессе...
движений в самостоятельной деятельности. Замечено, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников также имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения ско-ростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и пр.), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты, плавание, нравятся и мальчикам, и девочкам.
Формирование соответствующего полу ролевого поведения мальчиков и девочек должно осуществляться и в процессе занятий дошкольников физическими упражнениями.
В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою половую принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях педагог акцентирует внимание детей на принадлежности их к определенному полу. Например: «Мальчики берут мячи и садятся на скамейку. А теперь девочки. Кто здесь девочки? Подняли руки вверх! Умницы девочки, опустили руки. Девочки берут ленточки и подходят ко мне».
В среднем дошкольном возрасте формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям разных полов. Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических поповых различий.
На физкультурных занятиях следует обращать внимание детей па различия в проявлении характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответствующие общеразвивающие упражнения. С этого но |раста следует разделять роли в установке и уборке физкультурных снарядов. Например, педагог не только дает задание по уборке
Методические основы физической культуры дошкольников
оборудования, но и комментирует его: «Девочки у нас всегда следят за порядком в зале, поэтому Оля, Наташа и Настя аккуратно сложат кубики в коробку, а Ира и Лена повесят обручи. Мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять тяжелую работу. Давайте, мальчики, встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место».
Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
В упражнениях и подвижных играх можно закреплять представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках. Например, игра «Я знаю пять имен девочек». Известная игра малой подвижности «Съедобное — несъедобное» может быть преобразована в вариант «Мамина одежда» или «Игрушки мальчиков».
Игра «Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Руководитель находится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.
В сюжетно-ролевых играх должна осуществляться четкая дифференциация ролей, в которых проявляются различные черты характера, свойственные мужскому или женскому полу. В процессе игры педагог может создавать различные ситуации, которые будут способствовать более яркому проявлению тех или иных черт.
Например, игра «Такси» помогает закрепить представление о мужской профессии водителя автомобиля. Мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры-девочки. Девочки «садятся в машины» (берутся руками за обруч) и едут по своим делам — в магазин, в парикмахерскую, в детский сад.
Сюжетно-ролевые игры с акцентом на разнополое поведение педагог может использовать для определения типа поло-ролевого поведения детей (маскулинный, феминный, андрогинный, недифференцированный) и при необходимости спланировать коррекцион-ную работу с ними.
Физкультурные досуги также можно проводить на тему «Мы — мальчики, а мы — девочки», где следует закреплять в двигательной деятельности определенные половые стереотипы в поведении детей.
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
В старшем дошкольном возрасте появляется восприятие своего пола с точки зрения принадлежности к группе, объединенной общностью интересов ее представителей, возникновение ориентации на образ «Я» мальчика или девочки.
У мальчиков старшего дошкольного возраста наибольший интерес вызывает героическая, в том числе военная, тематика, что находит отражение в играх, изобразительной деятельности, выборе произведений художественной литературы, песен соответствующего содержания, а также интересе к определенным сторонам окружающей действительности.
С целью дифференцированного физического воспитания целесообразно разрабатывать большие тематические игры, которые можно было бы применять при работе по подгруппам, соответственно с мальчиками или девочками. Для мальчиков могут использоваться игры: «Охотники», «Космонавты» «Спасатели» и т. п. Для девочек: «Из жизни цветов», «Феи», «Кукольный магазин» и т. п.
Подбор упражнений для комплексов ритмической гимнастики должен учитывать характер движений мальчиков и девочек. Музыкальное сопровождение может быть единым, но часть упражнений следует подбирать разные для девочек и' мальчиков. Движения мальчиков должны носить активный, решительный, силовой характер. Движения девочек должны отличаться артистичностью, пластичностью, изяществом.
При использовании на физкультурном занятии схем построения детей или карточек для самостоятельного выполнения упражнений следует использовать условные обозначения мальчиков и девочек.
В формировании знаний дошкольников о видах спорта необходимо акцентировать внимание детей на мужские и женские виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в видах спорта, предусматривающих выступление смешанных пар.