Пояснительная записка. Каждая ситуация общения представляет собой сложный многоплановый процесс, переплетение и наслоение различных внешних и внутренних факторов

Каждая ситуация общения представляет собой сложный многоплановый процесс, переплетение и наслоение различных внешних и внутренних факторов, объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Способность строить конструктивное общение, преодолевать возникающие препятствия, управлять эмоциональным состоянием предопределяет успех в жизни и деятельности. Общение с людьми – это и наука, и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов с целью нахождения подхода к людям, умения расположить их к себе необходимы специалистам-психологам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек». Для овладения приёмами конструктивного общения необходимо развивать у студентов-психологов способности анализировать ситуации межличностного взаимодействия, определять причины и следствия реакций взаимодействующих в общении людей, извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного общения в дальнейшем, использовать в общении свои скрытые возможности, уметь быстро составить максимально достоверное представление о собеседнике.

Таким образом, главной целью предложенного курса является развитие коммуникативных способностей студентов, которые проявляются во владении средствами коммуникации, в использовании таких средств в построении процесса общения, в анализе своей деятельности, в поиске и выделении новых средств эффективной коммуникации, а также овладение навыками практической организации психологического воздействия на группу и оказания профессиональной психологической помощи нуждающимся.

В результате усвоения данного курса студенты должны иметь представление о:

· психологических особенностях процесса общения, его структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном использовании различных средств;

· особенностях различных видов общения и требованиях, предъявляемых к ним в различных ситуациях;

· способах повышения эффективности взаимодействия в различных ситуациях;

· явлениях, способствующих снижению эффективности общения и возможностях преодоления этих явлений;

· условиях, требующих учета в процессе общения;

· способах саморегуляции в условиях межличностного взаимодействия.

Кроме того, студенты должны уметь:

· учитывать полученные знания в непосредственном профессиональном и личностном общении;

· психологически обоснованно строить систему профессионального общения с клиентами и избегать ошибок в его конкретных формах и ситуациях;

· противостоять негативным и деструктивным явлениям (включая целенаправленное негативное воздействие) в процессе общения;

· анализировать конкретные ситуации общения и поведение партнеров, оценивать перспективы взаимодействия.

Данный курс связан с другими психологическими дисциплинами, изучаемыми в рамках специальности «Психология», в частности, с общей, возрастной, социальной психологией, конфликтологией, психологией личности и другими.

Курс «Психология общения» рассчитан на 94 аудиторных часа; из них лекции – 52 часа, лабораторные занятия – 32 часа, самостоятельная работа студентов – 17 часов. Итоговой формой отчётности является экзамен.

Тематический план

Название темы программы Виды учебных занятий
Лекции Лабора-торные Самостоя-тельная работа
1. Общение как социально-психологическая проблема. 2. Основные стороны и функции процесса общения 3. Особенности человеческой коммуникации 4. Синтоническая модель общения. 5. Виды и техники слушания. 6. Трансактный анализ общения. 7. Невербальные особенности в процессе общения и проблема самовыражения. 8. Общение как взаимодействие социальных субъектов 9. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения 10. Каузальная атрибуция как перцептивный механизм 11. Социальное влияние в процессе речевого воздействия 12. Общение в конфликте. 13. Личность как субъект общения 14. Деловое общение 15. Общение в семье 16. Практические проблемы оптимизации общения      
Итого      

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: