Осознания путей оптимизации общения

Метафоры

как способ оказания психологической помощи.

Метафоры и истории можно активно и сознательно использовать в профессиональной психологической практике и в частной жизни. Метафора, по-видимому, является древнейшим инструментом психотерапии. Шаманы, знахари, целители, проповедники использовали истории в той или иной форме, как средство передачи важной информации от предыдущих поколений к последующим. Хотя содержание историй разных времен и народов очень различно, существенной структурной разницы между ними нет. Все подобные истории обладают одним фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Некто сталкивается с какой-то проблемой, где он каким-то образом преодолевает ее либо терпит поражение.

Способ, при помощи которого герой истории решает свою проблему, может в аналогичной ситуации давать возможное решение и для других людей. Источниками подобного рода историй являются эпические поэмы, волшебные сказки, притчи, басни, стихи, песни, анекдоты и шутки. Когда какая-либо из историй предъявляется слушателю с намерением дать совет или проинструктировать о чем бы то ни было, то она становится для него метафорой.

В своей книге «Гуру: метафоры психотерапевта» Шелдон Копп определяет метафору следующим образом: «В общем смысле метафору можно определить как способ сообщения, в котором одни вещи выражаются через термины, принадлежащие к другой области вещей, что вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее».

Таким образом, метафора представляет собой новеллистический способ репрезентации чего-либо. Ш. Копп исследовал метафорические смыслы таких сборников историй, как мифология, религия, литература, научная фантастика, газеты, поп-культура. Его концепция метафоры как многоуровневого источника «нового света, бросаемого на старые темы», является тем инструментом, который мы с большой пользой можем использовать в нашей работе в отношении метафор специфического рода – терапевтических. Метафоры используются во всех терапевтических подходах и системах.

Примером может служить использование З. Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента понимания сновидений, фантазий, и бессознательных ассоциаций. К. Юнг изобрел метафоры «анимуса» и «анимы». Вильгельм Райх изобрел «оргон». У Э. Берна были «игры», у Ф. Перлса «верхняя» и «нижняя» собаки, а Янов говорил о «первичном» опыте. Каждая терапия или система психологии имеет в качестве своих базовых основ некоторый набор метафор (в виде словаря), который предоставляет возможность выражать какой-то части людей некоторую часть своего опыта о мире.

Значение данного подхода для человека, который проводит терапию, заключается в том, что он позволяет рассматривать рассказ нашего клиента о его ситуации как набор метафор. Когда к вам приходит клиент и просит помочь ему решить какие-либо его проблемы, наряду с ними, у него имеется и уникальное, одному ему присущее представление о мире, то есть им самим разработанные специфические идеи относительно того, что составляет опыт любви, ненависти, великодушия, счастья, интереса, и так далее.

Это вызвано тем, что каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. Модель включает в себя все переживания и все обобщения этих переживаний, а также все правила, по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели претерпевают определенные изменения по мере физического развития и в соответствии с новым опытом, в то время как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными. Не существует двух одинаковых моделей мира, как не существует двух одинаковых людей. Но имеются и значительные признаки сходства, частично обусловленные условиями воспитания.

Терапевтическими являются и волшебные сказки. В них клиент находит свое собственное решение, усматривая определенное сходство со своими внутренними конфликтами, переживаемыми им на данный момент. Содержание этих сказок обычно не имеет отношения к внешней жизни клиента, но оно вполне может отражать то, что составляет его внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными, а потому неразрешимыми.

Совершенно очевидно, что сказки не имеют отношения к внешнему миру, хотя они могут быть достаточно реалистичны и обладать атрибутами, присущими обычной жизни человека. Ирреальная природа этих сказок свидетельствует, что предметом волшебной сказки является не изложение полезной информации о внешнем мире, а те процессы внутренней жизни, которые протекают в человеческом уме и сердце. Целью терапевтических метафор является инициация сознательного либо подсознательного поиска, который сможет помочь человеку в использовании своих личных ресурсов для такого обогащения модели мира, в котором он нуждается, чтобы справиться с занимающей его проблемой.

Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются терапевтами, чтобы помочь клиентам осуществить желаемые ими изменения. Клиент может выражать какие-либо области своего опыта, где он чувствует ограниченность удовлетворяющих его выборов, или же, возможно, не видит никаких других альтернатив, кроме той, которой он располагает в данное время и которой недоволен. В этом случае терапевт может рассказать ему историю из своей собственной жизни или из жизни другого клиента, или придумать новую. Терапевт исходит из того, что опыт другого человека в преодолении проблем, сходных с проблемой данного клиента, даст ему, прямо или косвенно, способ, при помощи которого он сможет справиться с ситуацией.

Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности, является то, что она должна взаимодействовать с клиентом в его модели мира. Это не означает, что метафора должна полностью совпадать с конкретной ситуацией клиента. «Встретить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна сохранить структуру данной проблемной ситуации. Другими словами, значимыми факторами метафоры являются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых клиент оперирует внутри контекста проблемы. Если проблема клиента и приведенная метафора структурно сходны, бессознательно или даже сознательно он будет связывать их друг с другом.

В современной психотерапевтической практике с необыкновенным успехом использовал терапевтические истории Милтон Эриксон. Многие из этих историй опубликованы в книгах «Мой голос будет с вами», «Семинар с доктором М. Эриксоном», «Необычная терапия», «Февральский человек». В своей книге «Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия» Носсрат Пезешкян не только приводит истории, используемые им в психотерапии, но и объясняет правила пользования ими для всех, желающих применить их в своей практике. Наиболее подробно правила сочинения метафор изложены в книге Дэвида Гордона «Терапевтические метафоры. Оказание помощи другим при помощи зеркала». Однако при использовании данных работ следует помнить, что правильно подобранный контекст, учитывающий менталитет, ведущую репрезентативную систему и другие личностные особенности клиента, увеличивает многоуровневость метафоры и делает ее в итоге значительно эффективнее.

Психолог, использующий метафоры в работе, должен учиться сочинять собственные истории или, возможно, переделывать уже имеющиеся в литературе, для того, чтобы учитывать запрос конкретного клиента. Так, например, дети предпочитают «переделки» волшебных сказок, и лучшим материалом оказывается любимая сказка маленького клиента. Сам выбор – предпочтение той или иной сказки – дает обычно дополнительную информацию как о клиенте, так и о проблемной ситуации и о путях работы с ней. «Обогащенным сырьем» для терапевтической работы с детьми являются мультсериалы, которые легко превращаются в терапевтические, многосерийные, с любым необходимым продолжением в контексте непрерывных приключений любимых героев сериала. Хорошими сюжетами для переделок являются сказки о трансформациях и волшебных превращениях: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Гадкий утенок», «Золушка» и другие, в которых присутствует мотив быстрых и радикальных изменений к лучшему. После рассказывания терапевтической истории такого рода быстрее и эффективнее оказывается работа по корректировке сценария, если клиент в этом нуждается. Оказывается, даже взрослые люди по достигаемым ими изменениям не уступают детям 9-12 лет.

Значение сказок в жизни человека.

Метод сказкотерапии.

Использование сказок берет свое начало еще из глубины веков — той поры, когда существовало устное народное творче­ство. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психотерапии задолго до того, как психотерапия получила официальный статус.

Сегодня можно говорить о методе сказкотерапии — методе, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и вза­имодействия с окружающим миром. Т. Д. Зинкевич-Евсти-гнеева говорит, что сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотноше­ний в нем; процесс образования связи между сказочными собы­тиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса ска­зочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Мифы и сказки в психологическом, глубинном аспекте ис­следовали К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др. К сказкам обращались в своем творчестве известные за­рубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

В последние годы М. Эриксон, Н. Пезешкиан и Б. Беттель­хейм стали применять сказки и притчи в качестве психотера­певтического вмешательства во внутреннюю картину мира че­ловека для преодоления у него всякой односторонности в со­знании. Так, Н. Пезешкиан рассматривает притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствующей разре­шению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционально­го напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, к знаниям, заложенным в сказках, притчах, легендах, историях и мифах, люди тянутся интуитивно.

Тексты сказок вызывают интерес как у детей, так и у взрос­лых, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновре­менно к двум психическим уровням: к уровню сознания и под­сознания, что дает особые возможности при коммуникации.

Слушая или читая сказки, человек накапливает в своем бессознательном символический «банк жизненных ситуаций». В процессе консультирования психолог обращается как к жиз­ненному опыту человека, так и к его сказочному «банку жизнен­ных ситуаций», и именно это часто позволяет найти нужное ре­шение.

Сказочный сюжет помогает переключить недовольство че­ловека с внешних жизненных обстоятельств, которые он не при­нимает, и людей, с которыми не ладит, на описанные в ней про­блемы, представить себя ее активным участником.

На примере героев сказок у человека происходит осмысле­ние собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсозна­ние, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на совре­менную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения невроти­ческих расстройств и соматических заболеваний.

Таким образом, сказки направлены на раз­витие личностного роста человека: понимание, принятие и дела­ние себя; коррекцию поведения и обретение навыков конструк­тивного общения с другими.

Коррекционные функции сказки.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: пси­хологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситу­ациям, символическое отреагирование физиологических и эмо­циональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

По мнению Н. Пезешкиана, сказки выполняют в психо­коррекции следующие функции:

Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.

Функция модели. Сказки отражают различные конфликт­ные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфлик­тов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.

Функция опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая, тем самым, сопротивление клиента.

Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повсед­невной жизни человека.

Функция возвращения на более ранние этапы инди­видуального развития. Сказка помогает клиенту вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изум­ление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхож­дения в роль, которую предлагает им содержание. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом пси­хологе, работающем с клиентом. Она активизирует его работу на уровне интуиции.

Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а пред­лагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть.

Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вы­зывают у ребенка или взрослого новое переживание, в его со­знании происходит изменение позиции.

Следует добавить, что использование сказок, историй и притч помогает лучшему взаимопониманию между психологом и клиентом.

Возможности работы со сказкой.

В работе А. А. Осиповой показаны следующие возмож­ности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и обра­зы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются
свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полу­ченного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персо­нажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценно­стей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо — плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью
кукол Работа с куклами помогает ребенку или взрослому кор­ректировать свои движения и делать поведение куклы макси­мально выразительным, позволяет совершенствовать и прояв­лять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, кото­рая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.

Творческая работа по мотивам сказки:

а) Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и по­ведением героев. Клиенту предлагается ответить на ряд воп­росов: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравит­ся и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?» и т. д. Конечно, основная задача психолога — поставить вопрос так, чтобы он подталкивал к размышлению, а не только являлся те­стом на запоминание. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых;

б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности концентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе де­тей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.

в) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный ди­агностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выби­рает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию по­
ворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позво­ляет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом зак­лючается психокоррекционный смысл переписывания сказки.

г) Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой по­является в доме (семье), растет, при определенных обстоятель­ствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время стран­ствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препят­ствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достиг­нув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеопи­сание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.

При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства.

Сюжеты сказок должны содержать возможности для изме­нения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соот­ветствующего решения. В ходе рассказа должна возникнуть цен­тральная кризисная ситуация, представляющая собой поворот­ный момент в разрешении конфликта. Характеры положитель­ных и отрицательных героев должны представлять собой силь­ные и слабые стороны личности клиента.

У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец. Важно вселить в человека надежду, что он обязательно найдет выход из затруднительной ситуации, в противном случае у него не будет стимула или мотивации для продолжения борьбы. При достижении успеха и победы должно происходить постепен­ное формирование и утверждение новой личности консультируемого.

Следует учитывать и духовную основу сказок, которая про­является более или менее ярко и влияет на детей и взрослых, даже если они об этом не задумываются.

По мнению С. А. Черняевой, в текстах, затрагивающих проблемы свободы, природы зла, которое человек видит в себе и окружающем мире, отношения к смерти или к смыслу челове­ческой жизни, духовная составляющая текста проявляется обя­зательно.

Рекомендации к применению.

Техника использования метафор, сказок и сочинения исто­рий может быть весьма ценной в работе с детьми и взрослыми, обладающими живым воображением. Она с успехом использу­ется в лечении людей, страдающих разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, депрессией, тревогой, агрессивностью, а также в работе с жертвами эмоци­ональной и физической травматизации.

Сказки можно использовать и в лечении людей, страдаю­щих соматическими заболеваниями. Например, В. В. Синельни­ков в своей книге показывает, что наши болезни являются результатом наших мыслей. Человек, который постоянно испы­тывает чувство вины или обиды, держит себя в страхе, говорит плохо о себе или других — заболевает. И наоборот, человек, умеющий радоваться жизни, проявляющий по отношению к себе и другим любовь, доброту, заботу, одобрение и внимание, чув­ствует себя счастливым, спокойным и здоровым.

Многие болезни и невротические расстройства возникают вследствие неразрешенных проблем, которые давят на челове­ка, не дают ему свободно дышать, двигаться и просто жить. Поэтому коррекционные сказки в данном случае должны быть связаны с образным сбрасыванием груза, преодолением пре­пятствий, проявлением гибкости в мышлении, ясностью в опре­делении цели и настойчивостью в ее достижении.

Сказочный сюжет может подсказать человеку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотноше­ния с другими на себя, что будет являться первым шагом на пути к позитивному изменению личности. Взять на себя ответственность означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес как других, так и самого себя.

Когда человек осознает причины своих проблем: непонима­ние цели, смысла и предназначения своей жизни, непонимание окружающего мира и несоблюдение его законов, наличие нега­тивных мыслей, чувств и эмоций, он меняет мышление и осо­знает себя активным участником и творцом собственной жизни.

Особенности личности психолога столь же значимы, как и особенности самого клиента. Психолог должен обладать спо­собностью к творчеству, живым воображением, интуицией. Он должен быть знаком с культурой, к которой принадлежит клиент, должен использовать характерные для нее метафорические об­разы, притчи и сказки.

В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого чело­века своей, особенной сказки, которая поможет проявиться по­тенциальным частям его личности, чему-то нереализованному и обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с кон­фликтами, проблемами и жизненными трудностями. В результа­те у человека появится чувство защищенности, произойдет рас­крытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого и моделирование будущего.

Эту идею хорошо иллюстрирует следующая фраза: «Если ты дашь человеку рыбу, то накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу, то навсегда избавишь от голода».

ЛИТЕРАТУРА

Беттельхейм Б. Похвала волшебным сказкам. – М. 1995.

Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 144 с.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб. 2000.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л. 1986.

Пезешкиан Н. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии. –СПб. 1995.

Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-евстигнеевой. – СПб.: Речь, 2002. – 254 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: