Приемы, соответствующие методу проблемного изложения

  • контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
  • предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
  • раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
  • фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
  • интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • риторические вопросы учителя в ходе изложения;
  • предъявление учащимся конфликтного примера.

ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
  • выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: