Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения

  • задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
  • задание учащимся с несформулированным вопросом;
  • задание с избыточными данными;
  • задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
  • задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
  • задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
  • задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;
  • задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
  • задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.

(По Высоцкой С.И.)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Фронтальная (коллективная)

2. Групповая:

2.1. бригадная;

2.2. звеньевая;

2.3. кооперированно-групповая;

2.4. дифференцированно-групповая.

3. Парная.

4. Индивидуальная:

4.1. индивидуализированная;

4.2. индивидуализированно-групповая.

СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ

1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.

2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.

3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.

4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.

5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.

Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели урока, активизации учения.

Требования к самостоятельной работе (СР):

1. Наличие конкретной цели.

2. Наличие конкретного задания.

3. Четкая форма выражения результата СР.

4. Определение формы проверки СР.

5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.

6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ урока.

7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).

8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.

ТАБЛИЦА ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

(По Шамовой Т.И.)

· Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность по достижению дидактической цели урока.

Содержание объектов наблюдения Предмет, класс и фамилии учителей, у которых посещались уроки
  Иванова С.И., математик 5 кл. Сидорова В.И., историк 7 кл
1. Была ли на уроке самостоятельная работа? 2. Сколько времени она занимала? 3. На каких этапах была самостоятельная работа:
  • при проверке домашнего задания (время);
  • при подготовке к усвоению новых знаний (время);
  • при изучении нового (время);
  • при закреплении (время).
4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа?
  • репродуктивный (время);
  • частично-поисковый (время);
  • исследовательский (время).
6. Формы организации самостоятельной работы:
  • общеклассная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.
7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока.
   

+ реализовано полностью

* реализовано частично

- не реализовано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: