Учение о грехопадении человека

Большое место в философии Августина заняли проблемы личности человека, его свободы воли и разума. Согласно Библии, «человек – образ и подобие Бога». Какие же именно свойства Бога составляют сущность человека? Ясно, что человек не обладает ни всемогуществом, ни бесконечностью, ни безначальностью, ни всеведением Бога. Августин и другие представители христианства полагали, что божественные качества человека – это разум и свободная воля. Человеку Богом дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Свобода воли позволяет человеку делать выбор в пользу добра или зла. Первые люди – Адам и Ева – сделали этот выбор неправильно. Они выбрали зло, ослушавшись Бога, съели яблоко с дерева познания и тем самым совершили грехопадение. Сущность последнего состояла в том, что человек отделился от Бога, пожелал стать равным Богу и приобрести полную свободу.

После грехопадения человек стал испорченным, кроме божественных качеств в нём теперь поселился грех. Эту двойственность человека Августин назвал «болезнью души», неподчинением её себе самой, т.е. высшему началу в себе. «Я одобрял одно, – писал с сокрушением Августин, – а следовал другому». Человек есть единство души и тела. Духовное начало в человеке выше телесного. Поэтому, по Августину, духовная любовь между мужчиной и женщиной является благородной, тогда как плотская любовь между ними является чем-то низшим.

Человек в силу своей испорченности не может преодолеть своих греховных влечений без божественной помощи - без благодати, которая осуществляется посредством церкви. Спасение человека, по мнению Августина, состоит в возврате к Богу, уподоблении ему, обретении вновь своего божественного образа. Каково же средство спасения? Оно заключается в отказе человека от своих претензий, от своего «Я». Отсюда вытекает одна из важнейших идей христианства – идея смирения, покорности, самоотречения. Христианство одобряет покорность во всех её формах: покорность Богу, представителям церкви, земным властям, родителям, старшим. Ели же человек по прежнему будет подчиняться своим греховным страстям (гневу, тщеславию, жадности, зависти, чревоугодию и др.), не будет проявлять покорности и смирения, то он не оправдает жертвенной смерти Христа, которой тот снял предыдущие грехи людей. В результате человек погибнет на вечность.

По мнению Августина, огромную роль в спасении человека играет постижение им своей души. Это постижение необходимо для раскрытия тайных греховных помыслов (того, что мы назвали бы сейчас бессознательными эгоистическими желаниями). Раскрыв их, человек может от них очиститься. По этой причине, полагал Августин, очень важное значение приобретает правдивая исповедь. Новоевропейская культура обязана исповедальным жанром в литературе средневековой философии с его интересом к внутреннему миру человека. Внимание к внутренней душевной жизни, соотнесённой не столько с внешним природным или социальным миром, сколько с потусторонним творцом, порождало у человека обострённое чувство своего «Я», которого в такой мере не знала античная культура. По существу, средневековая философия открыла самосознание как особую реальность, поставила на обсуждение вопросы о вере, воле, свободе человека, и в этом её несомненная заслуга, хотя решения этих вопросов средневековыми философами могут нас и не устраивать. Но вместе с тем, сделав главным вектором духовных усилий человека потусторонний мир, провозгласив как норму поведения смирение и покорность, христианская философия отвлекла человека, хотя и не полностью, от земных дел и достижения счастья в земной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: