Идея истории

Идеи творения и откровения в христианстве

В основе христианской философии лежат две важнейшие идеи: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент гносеологии. Согласно идее откровения, Бог частично может открываться человеку в своих творениях при их изучении человеком с помощью разума (природа – книга Божия). Бог являет себя человеку, совершает откровение также в священных текстах Библии, толкование которых есть более важный по сравнению с познанием природы способ постижения Бога. Но наиболее важный способ передачи Богом своей тайны людям, – полагали многие христианские мыслители, – есть непосредственное общение, вхождение Бога в человека, протекающее как высшее озарение, духовный экстаз, сверхъестественная интуиция. Откровение в этом случае понимается как непосредственное созерцание человеком Бога, усвоение божественной тайны в силу её самоочевидности. Этот способ откровения признавался в основном привилегией святых. Представление о возможности непосредственного контакта человеческого сознания с Богом или другими сверхъестественными существами, недоступными обычному восприятию, называется мистицизмом (от греч. «мистикос» – таинственный). Христианская философия включает в себя, таким образом, значительный момент мистицизма, перешедший в философию из мифологии.

Главный христианский догмат заключается в том, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает же и каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое учение носит название креационизма (от лат. «креацио» – творение). Бог, по мнению Августина, сотворил не только порядок и устройство в мире, но и субстрат, из которого состоят все вещи, т.е. материю. Бог сотворил и время, которого не существовало до творца. Сам же Бог находится вне времени. «Сегодня» Бога – это вся вечность. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее.

Идея истории

С идеей сотворения времени у христианских мыслителей связана и идея истории. Августин отвергает представление, согласно которому, мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. История, считал философ, определяется божественным провидением. Промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придаёт природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. Божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана и, таким образом, работать на спасение себя, либо противодействовать ему, за что Бог подвергает людей всевозможным наказаниям. Такое учение именуется провиденциализмом.

История, по мнению Августина, прогрессивна. Она выражается движением от «земного града» ко «граду Божиему» или от земных языческих царств (образцом которых являлся Рим) к царству Христа, прообразом которого служит церковь. Град земной (государственность) основан на любви к себе, а град Божий – на любви к Богу. Показатель прогресса – число истинно верующих. Особенно этот процесс усилился после того, как Христос явился миру, чтобы своими мучениями на кресте искупить грехи людей и содействовать их спасению.

История, по Августину, завершится вторым пришествием Христа, который будет судить каждого человека за грехи. Если человек сумеет избавиться от грехов путем познания Бога, следования его заповедям (для чего надо использовать помощь церкви), то он сумеет войти в царство Божие и быть счастливым. Христианские мыслители изображали царство Божие (рай) как мир истинно прекрасного, совершенного и доброго. В нём человек будет находиться в полном единении с Богом. Достижение царства Божьего – это конечная цель и смысл человеческой жизни.

Таким образом, в средневековой философии в религиозной форме возникает идея прогресса, противостоящая представлениям античных философов об истории как вечном повторении, «коловороте» явлений, которые бесконечно многообразны, но и бесконечно однообразны, поскольку нет общего движения к более совершенному состоянию.

Учение Августина содержало и существенный момент диалектики: история – это борьба добра и зла, града Божьего и града земного. Как положительный момент средневековой философии следует отметить его определённый оптимизм, заключающийся в признании возможности достижения счастья если не на этом, то, по крайней мере, на том свете. Этим средневековое миросозерцание тоже отличалось от пессимистических умонастроений поздней греческой философии, в частности, от стоицизма.

В царстве Божием все люди будут существовать в своей плоти. В отличие от восточных и некоторых греческих учений (буддизма, веданты, пифагореизма, платонизма) о бессмертии души, согласно которым душа после смерти тела переселяется в другие тела, христианство убеждено в том, что душа никуда не переселяется, и человек – когда исполнятся времена – воскреснет целиком, в своем собственном телесном облике. Это было наряду с идеей бессмертия души еще одним притягательным моментом христианства для простых людей. Люди всегда мечтали о бессмертии, однако, простым людям трудно было понять, и особенно принять, идею переселения душ, да ещё и в тела животных. Намного ближе им было представление о воскресении в своем теле, которое к тому же обещало встречу на том свете с близкими им людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: