Антропоцентризм и гуманизм

Эпоха Возрождения (XIV-ХVI века) – это период перехода от средневековья с его феодальным укладом жизни к Новому времени и становлению капиталистических отношений. Для этой эпохи был характерен процесс секуляризации – освобождения политической, общественной и культурной жизни от чрезмерного влияния религии и церкви. В данную эпоху происходит быстрое развитие ремёсел, торговли, мореплавания. Возрождение античной культуры (отсюда и само название эпохи) шло, естественно, на основе уже сложившейся христианской философии. И хотя эпоха Возрождения не оставила великих философских систем, она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму и идею гуманизма (от лат. «гуманус» – человеческий) как необходимости стремления к человечности, к созданию условий для достойной и счастливой жизни человека, максимальной реализации его активной сущности. Эта эпоха также заложила основы философии, свободной от жёстких религиозных рамок.

Важнейшей чертой мировоззрения этой эпохи служит его ориентация на человека. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и связанная с этим идея спасения, то теперь в центре внимания мыслителей оказывается человек. Поэтому в качестве главной характеристики философии становится антропоцентризм (от греч. «антропос» – человек). По этой причине философия становится наиболее тесно связанной с искусством, которое в наибольшей мере выражало индивидуальность человека. В раннем периоде в культуре Возрождения преобладал гуманизм, в позднем – натурфилософия, т.е. философия природы.

На протяжении средневековья было распространено представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она лишь подготовка к жизни загробной. Это представление было подорвано творчеством великих поэтов-мыслителей Италии Данте (1265-1321) и Петрарки (1304-1374). В произведении Данте «Божественная комедия», которая представляет собой великий синтез поэзии, философии, теологии, закладываются основы нового жизнепонимания. Не отвергая учения о божественном творении мира, Данте говорил о том, что человек имеет двоякую – смертную и бессмертную – сущность, что он – среднее звено между тленным и нетленным и поэтому имеет двойное предназначение, направляется к двум конечным целям. Каким же? Одна из них заключается в проявлении собственной добродетели и реализуется в здешней, земной жизни. Другая же достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целям, по Данте, отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Здесь на Данте сказалась идея Августина и Фомы Аквинского о «гармонии» веры и разума.

Идеи Данте о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и возможности достижения счастья в ней дальше развивали Петрарка и его друг Салютати (1331-1406). Последний считал, что хотя земная жизнь дана людям Богом, их собственная задача состоит в том, чтобы построить её на основах добра и справедливости. Главное для общества – воспитать нового человека, обладающего «гуманитас» – способностью совершать добро. Эта способность не дана человеку от рождения, а вырабатывается в ходе сложного и трудного процесса воспитания и самовоспитания, в том числе и в процессе изучения гуманитарных дисциплин, к которым Салютати отнёс, в частности, грамматику, риторику, философию. Его можно считать родоначальником идеи глубокого гуманитарного образования, которая и сейчас очень важна для России.

Если в средневековье человек выступал в основном как представитель корпорации, сословия, то теперь для обеспечения общественного развития требуется свободный, активный, творческий человек. И мыслителями Возрождения вырабатывается новое понимание человека. Итальянский мыслитель Пикоделла Мирандола (1463-1494) писал, что Бог, сотворив человека и, поставив его в центре мира, обратился к нему с такими словами: «Не даём мы тебе, о Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю» (2, с.507).

В античной философии человек – природное существо и границы его возможностей определены природой («жить в согласии с природой»). Такая же позиция была характерна для ряда учений Древнего Востока, в особенности, для даосизма. В средневековой философии человек обладает свободой, но она трактуется лишь как возможность выбора между добром и злом. Мирандола, не порывая с религией, расширяет понятие свободы до признания безграничных возможностей человека как творца своего мира и самого себя. Представление о неограниченных возможностях человека отстаивали и другие мыслители Возрождения. Это привело к формированию нового уровня самосознания человека. Гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие, оптимизм и готовность действовать становятся отличительными качествами передового человека.

В философии этой эпохи постепенно ослабевает убеждение в греховности человека, «испорченности его природы». Основная ставка при определении принципов правильной жизни теперь делается не на помощь Бога («благодать»), а на собственные силы человека. Отсюда идёт изменение отношения к видам человеческой деятельности. В античности физический труд и даже искусство ценились невысоко, высшей формой деятельности считалось созерцание и размышление, приобщающие человека, по мнению греков, к сущности бытия. Христианство высшей формой деятельность считало спасение души (молитвы, религиозный культ, чтение Библии), а труд – искуплением грехов. В эпоху же Возрождения высшей признается творческая, преобразовательная деятельность во всех сферах жизни. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные нужды. Он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире, – самого себя.

В эпоху Возрождения значительно выше, чем в период средневековья, ценится человеческое тело. Телесная жизнь, в том числе и половая любовь, как и земная жизнь в целом, тоже считается самоценной. И не случайно, что как раз живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главным видом искусства. У великих художников – Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля – мировосприятие Ренессанса получает своё высшее выражение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: