Рационализм как умонастроение эпохи Просвещения

XVIII век в истории Западной Европы называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшие достоянием узкого круга лиц, теперь выходит за пределы университетов и лабораторий. В Англии идеи этой эпохи нашли выражение в творчестве Дж.Локка (1632-1704), Дж.Толанда (1670-1722) и др., во Франции – в произведениях Ф.Вольтера (1694-1778), Ж.Ж.Руссо (1712-78), Д.Дидро (1713-84),П.Гольбаха (1723-89) и др., в Германии – в работах Г.Лессинга (1729-81), И.Гердера (1744-1803) и др.

Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просвещения служит рационализм в широком смысле. С его пониманием в узком смысле мы уже встречались при рассмотрении учения Декарта, согласно которому главный источник знания – разум, мышление. Такой рационализм противостоит сенсуализму (от лат.«сенсус» - ощущение, чувство) и эмпиризму. Сенсуализм отводит решающую роль в познании ощущениям и восприятиям, а эмпиризм на первое место ставит опыт. Рационализм в широком смысле – это вера в безграничные возможности человека с помощью своего разума познавать и преобразовывать мир. При этом сама действительность представляется рационалистам «разумной», т.е. упорядоченной, организованной, закономерной, познаваемой и управляемой. Рационализм обычно бывает связан с устремлениями прогрессивных сил общества. Для него характерны исторический оптимизм, возвеличивание человека как активное и свободное существо. Вот такой рационализм и был характерен для эпохи Просвещения. Он противоположен иррационализму (от лат.«иррационалис» – неразумный), который бывает особенно заметным в периоды социальных кризисов. Представители иррационализма обычно трактуют мир как хаотичный, лишённый закономерностей, неуправляемый, «злой»; им в большей степени присущи пессимизм и агностицизм.

Почему же для философии эпохи Просвещения было характерно в целом рационалистическое умонастроение? Это было связано с тем, что это была эпоха разложения феодализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни общества. Потребности капиталистического способа производства требовали развития науки, техники, просвещения и образования. А для всего этого необходимо было раскрепощение умов, освобождение человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии. Это раскрепощение умов и осуществляли философы-просветители, которые верили, что распространение научных знаний, разумно обоснованных идей добра и справедливости, т.е. просвещение, позволит устранить недостатки общества, улучшить его нравы, политику, быт. На знамени просветителей было написано два лозунга: «Наука» и «Прогресс».

В этот период рационализм, выражая взгляды и потребности буржуазии в её борьбе против феодализма, абсолютизма и их опоры – католической церкви, по ряду важнейших вопросов выступал с общих позиций. Разум как главная характеристика человека оценивается просветителями как предпосылка всех других его характеристик: свободы, активности, самодеятельности и т.д. Человек, как разумное существо, призван стать властелином мира, перестроить все общественные отношения на разумных основаниях. На этой основе просветителями объявлялось право человека быть равным любому другому, быть свободным в своих решениях и действиях, разрабатывались меры по обеспечению гражданских и политических свобод.

В русле общего просветительского направления выделялись идеалистическое и материалистическое течения. Первое из них рассматривало действительность как проявление мирового разума, а второе объясняло закономерное устройство мира внутренне присущими материи свойствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: