Французский материализм XVIII века

Особенно большой вклад в развитие философии XVIII века внесли французские просветители-материалисты Ж.Ламетри (1709-51), Д.Дидро, К.Гельвеций (1715-71), П.Гольбах. Если раньше идеи материализма выражались в форме пантеизма (Д.Бруно) или сочетались с идеей Бога (Ф.Бэкон), то теперь в понимании природы материализм стал последовательным. Французские материалисты XVIII века также первыми стали открыто и последовательно пропагандировать атеизм (от греч.«а»-нет, «теос»-бог). Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась «Система природы» Гольбаха – самое крупное сочинение XVIII в. по теории материализма. Приведём его наиболее основные положения.

Основу всех процессов природы составляет материя с присущим ей свойством движения. Природа получает своё движение от себя самой, ибо она – великое целое, вне которого ничто не может существовать. Материя вечно движется, покой относителен, движение есть необходимый способ её существования и источник всех её свойств. Пространство и время – формы существования материи. Все происходящие в мире движения следуют постоянным и необходимым законам. Законы причинной связи (одно неизбежно порождает другое) универсальны, т.е. нет беспричинных явлений и нет никаких сверхъестественных причин. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какие бы то ни было случайность и целесообразность. Знание причин позволяет человеку предвидеть следствия. Нет ничего, чего нельзя было бы познать.

Дидро добавлял к этому, что всё в мире возникает и исчезает, только целое остаётся. Никогда не было и не будет другого мира. Причиной движения и изменения форм материи служит столкновение разнокачественных её элементов. Из инертной материи под действием другой материи, а также теплоты и движения возникает способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоций, мышления. Органы чувств – это «клавиши», по которым ударяет природа и вызывает у нас ощущения.

Учение о внутренней активности материи, о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием материалистов XVIII века. Однако их материализм был механистическим, поскольку законы механики (самой развитой тогда науки) они возводили в ранг всеобщих и утверждали, что эти законы исчерпывающе объясняют все явления в мире. Не случайно одно из сочинений Ламетри называлось «Человек – машина». В нём он писал, что исследование механики тела автоматически приведёт к раскрытию сущности чувств и разума человека. У французских материалистов ещё не было понимания того, что биологическая форма движения материи (жизнь) и социальная форма (развитие общества) обладают своими особыми законами, которые не сводятся к законам физической формы движения материи. Это было обусловлено ещё слабым развитием биологических и социальных наук.

Материализм XVIII века был ещё и метафизическим, он не содержал в себе идею развития. Движение и изменение в мире, согласно ему, - это некоторый вечный круговорот – возникновение и уничтожение, созидание и разрушение; в целом же мир неизменен. Развитие же подразумевает такое движение, при котором в системах происходят качественные изменения и переход от старого к новому, от простого к сложному. Такое понимание ещё отсутствовало у французских материалистов.

Общая материалистическая установка обсуждаемых философов обусловила и их понимание процесса познания. Источником всех знаний они считали ощущения, возникающие в результате воздействия материальных предметов на органы чувств. Главный орган познания – мозг, который как «экран» (Ламетри) или «живой воск» (Дидро) принимает внешние воздействия по периферическим нервам и воспроизводит их в себе. Те части тела, у которых прерывается связь с мозгом, теряют чувствительность, а если возникают нарушения в самом мозгу, то человек или чувствует и мыслит несовершенным образом или совсем утрачивает эти способности. Признание роли ощущений в познании не противоречило общей рационалистической установке этих мыслителей. Они правильно полагали, что чувственное, непосредственное познание – лишь первый шаг на пути постижения реальности. Разум, опираясь на данные восприятия и опыта, постигает сущность реальности, и его возможности в постижении мира не ограничены.

В учении об обществе французские материалисты выступали против учения провиденциализма и отстаивали положение о том, что движущей силой истории человечества служит не Бог, а человеческий разум, прогресс просвещения. Они доказывали возможность существования высоконравственного общества, состоящего из атеистов. Это учение, а также положение о несостоятельности всех верований и догматов религии, особенно сильно шокировали их современников. Главные труды Гольбаха и Гельвеция были сожжены по решению парижского парламента.

Просветители отрицали христианский догмат об изначальной греховности человека и его испорченности. Они правильно полагали, что моральные и интеллектуальные качества человека формируются в результате воспитания. При этом Гельвеций считал, что «воспитание значит всё», в частности, надлежащее воспитание из любого может сделать гения. Дидро же занимал более верную позицию: «Воспитание значит много», умственные способности зависят и от природных задатков, величина которых у людей может быть разной. Средство избавления от недостатков общества просветители видят не в революции, а в просвещении человечества. Осуществляемое мудрым правительством воспитание есть самое надёжное средство дать народам благородные чувства, таланты, мысли, добродетели, необходимые для процветания общества.

Литература

1.Гельвеций К. Сочинения. Т.I.М.,1973

2.Гольбах П. Избр.филос.произ. в 2-х т.М.,1983

3.Дидро Д. Изб.филос.произв. М.,1941

4.Краткий очерк истории философии. М., 1981.Гл.6,§§ 4-6

5.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М.,1995.с.127-135

6.Энциклопедия философских знаний в 6-ти томах.М.,1999


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: