Концепция концентрированного обучения (Г.И.Ибрагимов, А.А.Остапенко)

Целевая ориентация: создание оптимальных условий для учета и реализации психологических особенностей человеческого восприятия; сосредоточение внимания педагогов и учащихся на более глубоком изучении каждого предмета (29).

Основная идея: повышение качества обучения и воспитания учащихся через создание оптимальной орга­низационной структуры учебного процесса за счет объединения занятий в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дис­циплин в течение учебного дня, недели, сближение обучения с естественными психологическими особенностями человеческо­го восприятия.

Выделяются три базовые модели организации концентрированного обучения.

Первая модель предполагает изучение в течение определен­ного времени одного основного предмета. Продолжительность «погружения» в предмет определяется особенностями содержа­ния и логики усвоения его учащимися, общим числом отводимых на изучение дисциплины часов, наличием материально-технической базы. Вторая модель концентрированного обучения предполагает укрупнение только одной единицы — учебного дня, сокращение количества изучаемых предметов, до одного — двух. Однако, число дисциплин сохраняется з соответствии с учебным планом и графиком его прохождения. Основной организационной единицей при этой модели становится учебный блок. Учебный день состоит из двух — трех блоков, а блок включает в себя по­следовательность основных форм организации обучения; лекция — самостоятельная работа учащихся — практическое занятие — зачет. Третья модель концентрированного обучения предполага­ет одновременное и параллельное изучение не более двух — трех дисциплин, образующих модуль. При объединении предметов в модуль следует руководствоваться принципами преемственности, межпредметных связей, чередования словесно-знаковых с образ­но-эмоциональными предметами.

Основные принципы концентрированного обучения: непрерывность процесса познания и целостность (начиная с первичного восприятия и кончая форми­рованием умений); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоя­тельности, ответственности, творческой активности учащегося; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности уча­щихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, уча­щихся между собой.

Ограничения: необходимость существенного пересмотра учебных планов, расписаний занятий и т.д.; высокие требования к профессионализму педагогов;

IV. Блок применения

1. Общеизвестно, что в современной науке наиболее распространенным является определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Например, если дидактика – отрасль педагогической науки, то родовым понятием для нее является педагогика. Заполните таблицу.

Отрасль или направление науки Родовое понятие Видовые отличия
Дидактика Педагогика  
Лингводидактика    
Андрагогика   Изучает теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых
Гуманистическая психология    
Когнитивная психология   Изучает структуру и протекание ….
История педагогики    
Литературоведение    

2. Реализуется ли отношение «преподавание – учение» в заочном обучении (во внесессионный период)? Ответ обоснуйте.

3. Процесс обучения может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и программиста. Предположим, эти специалисты вместе пришли на урок. На каких аспектах урока будет сконцентрировано внимание каждого из них.

4. Важнейшая задача обучения – формирование у учащихся способности к самообразованию. Не означает ли это, что обучение, в конечном счете, направлено на собственное отрицание?

5. Согласны ли вы с мнением, что основной задачей дидактики должно быть изучение процессов усвоения учащимися учебного материала?

6. Верно ли, что частные методики не имеют специфического предмета исследования, а являются прикладной частью соответствующей научной дисциплины (математики, биологии, истории и т.д.)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: