При подготовки к уроку мастер производственного обучения должен учитывать и реализовывать следующие требования:
1) комплексное методическое обеспечение уроков, мастерской, профессии;
2) соответствие содержания урока требованиям Госстандарта по профессии и учебной программы;
3) соответствие типа, вида, структуры урока– дидактическим целям;
4) целесообразность отбора структурных элементов урока и дозировки времени;
5) определение форм организации учебной деятельности учащихся;
6) подбор дидактического материала;
7) обеспечение связи данного урока с предыдущим и последующим уроками производственного и теоретического обучения;
8) выбор и применение методов и методических приемом индивидуального и коллективного текущего инструктирования;
9) определение разнообразных видов способов контроля знаний, умений, навыков, приёмов труда;
10) формирование у учащихся положительных мотивов к учебно-производственной деятельности и познавательного интереса к изучаемой профессии;
11) формирование прочных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в процессе производственного обучения;
12) разработка и применение системы повторения, закрепления и контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
13) отбор и разъяснения домашнего задания;
14) овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.
Лекция. 4 -7. Методы производственного обучения.
1. Классификация методов производственного обучения (по источникам знаний и умений, по степени самостоятельности и активности учащихся, по основе дидактических задач).
2. Выбор методов.
3.Словесные методы (рассказ - объяснение, письменное инструктирование, работа с технической документацией).
4. Наглядные методы (показ приемов трудовых действий, применение технических средств обучения).
5. Практические методы (упражнения, лабораторно- практические работы, самостоятельная работа, решение производственно- технических задач).
6. Применение методов производственного обучения в зависимости от типа урока и его структуры.
7.Интерактивные методы обучения при изучении спецдисциплин.
Одним из важнейших педагогических средств учебного процесса являются ме т оды обучения, умелый выбор и пользование которыми являются одним из существенных слагаемых педагогического мастерства.
Методы обучения —это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности учащегося, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Применяя различные методы, мастер сообщает обучаемым материал для познавательной деятельности и руководит ею.
Классификации методов обучения:
• по ис т очникам знаний и умений — словесные (устное изложение, беседа, работа с книгой, применение инструк
тивной документации, письменные работы и т. п.); наглядно-образные (демонстрация наглядных пособий, использование аудиовизуальных технических средств, демонстрация трудовых приемов, самостоятельные наблюдения, использование компьютеров и т. п.); практические (упражнения и самостоятельные работы, лабораторно-практические работы,);
• по уровням познавательной деятельности учащихся — включают две группы методов: объяснительно-иллюстративные и репродуктивные: «обычное» изложение объяснение фактов, событий, структуры, устройства и т. п., сопровождаемое средствами обучения, закрепление повторение; проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристическая беседа, исследовательский;
В реальном учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов обучения к той или иной классификации, к тому или иному подходу, а глубокое знание педагогом их дидактической сущности и возможностей, условий эффективного применения, владение умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.
В чистом виде методы обучения практически не применяются. В любом акте обучающей деятельности всегда сочетаются несколько методов, они всегда применяются в системе: каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью.
Поскольку методы обучения — это приемы и способы осуществления учебного процесса, т. е. преподавания (инструктирования) и учения, каждый метод обучения следует рассматривать с двух сторон: деятельности педагога и деятельности учащихся. Покажем это применительно к основным методам обучения, выделяемым по источникам знаний и умений, имея в виду, что они во всех методах, выделяемых в различных классификациях, являются основными «инструментами» учебного процесса.
Деятельность мастера | Деятельность учащихся | ||
Словесные методы Устное изложение учебного материала | |||
Целевая установка, изложение учебного материала (рассказ, объяснение). Постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся. Подведение итогов. | Слуховое восприятие и осмысление учебного материала. Продумывание ответов и устные ответы на вопросы мастера. Вопросы к мастеру | ||
Наглядные методы Демонстрация наглядных пособий, видеофильмов, трудовых приемов | |||
Целевая установка, определение задания, управление техническими средствами, практическое выполнение трудовых приемов. | Зрительное восприятие, сравнение, выделение и усвоение главного,ответы на вопросы мастера. | ||
Практические методы Упражнения | |||
Целевая установка, постановка проблемы. определение содержания и порядка работы учащихся, техническое обслуживание, руководство работой учащихся, контроль. Подведение итогов. | Выполнение задания: под руководством мастера, по письменной инструкции, самостоятельно. | ||
Как видно из таблицы, деятельность, мастера производственного обучения при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов: целевая установка; определение содержания и порядка деятельности учащихся (создание ориентировочной основы их действий); собственно обучающая деятельность мастера; руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся; подведение итогов.