double arrow

Методические требования к уроку производственного обучения

При подготовки к уроку мастер производственного обучения должен учитывать и реализовывать следующие требования:
1) комплексное методическое обеспечение уроков, мастерской, профессии;
2) соответствие содержания урока требованиям Госстандарта по профессии и учебной программы;
3) соответствие типа, вида, структуры урока– дидактическим целям;
4) целесообразность отбора структурных элементов урока и дозировки времени;
5) определение форм организации учебной деятельности учащихся;
6) подбор дидактического материала;
7) обеспечение связи данного урока с предыдущим и последующим уроками производственного и теоретического обучения;
8) выбор и применение методов и методических приемом индивидуального и коллективного текущего инструктирования;
9) определение разнообразных видов способов контроля знаний, умений, навыков, приёмов труда;
10) формирование у учащихся положительных мотивов к учебно-производственной деятельности и познавательного интереса к изучаемой профессии;
11) формирование прочных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся в процессе производственного обучения;
12) разработка и применение системы повторения, закрепления и контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
13) отбор и разъяснения домашнего задания;
14) овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.

Лекция. 4 -7. Методы производственного обучения.

1. Классификация методов производственного обучения (по источникам знаний и умений, по степени самостоятельности и активности учащихся, по основе дидактических задач).

2. Выбор методов.

3.Словесные методы (рассказ - объяснение, письменное инструктирование, работа с технической документацией).

4. Наглядные методы (показ приемов трудовых действий, применение технических средств обучения).

5. Практические методы (упражнения, лабораторно- практические работы, самостоятельная работа, решение производственно- технических задач).

6. Применение методов производственного обучения в зависимости от типа урока и его структуры.

7.Интерактивные методы обучения при изучении спецдисциплин.

Одним из важнейших педагогических средств учебного процесса являются ме т оды обучения, умелый выбор и пользо­вание которыми являются одним из существенных слагаемых педагогического мастерства.

Методы обучения —это способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности учащегося, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.
Применяя различные методы, мастер сообщает обучаемым материал для познавательной деятельности и руководит ею.

Классификации мето­дов обучения:

по ис т очникам знаний и умений — словесные (устное из­ложение, беседа, работа с книгой, применение инструк тивной документации, письменные работы и т. п.); наглядно-образные (демонстрация наглядных пособий, использование аудиовизуальных технических средств, демонстрация трудовых приемов, са­мостоятельные наблюдения, использование компьюте­ров и т. п.); практические (упражнения и самостоятель­ные работы, лабораторно-практические работы,);

по уровням познавательной деятельности учащихся — включают две группы методов: объяснительно-иллюст­ративные и репродуктивные: «обычное» изложение объяснение фактов, событий, структуры, устройства и т. п., сопровождаемое средствами обучения, закрепле­ние повторение; проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристическая бе­седа, исследовательский;

В реальном учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов обучения к той или иной классифика­ции, к тому или иному подходу, а глубокое знание педагогом их дидактической сущности и возможностей, условий эффек­тивного применения, владение умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.

В чистом виде методы обучения практически не применя­ются. В любом акте обучающей деятельности всегда сочета­ются несколько методов, они всегда применяются в системе: каждый метод реализуется совместно с другими методами и с их помощью.

Поскольку методы обучения — это приемы и способы осуществления учебного процесса, т. е. преподавания (инст­руктирования) и учения, каждый метод обучения следует рас­сматривать с двух сторон: деятельности педагога и деятельности учащихся. Покажем это применительно к основным ме­тодам обучения, выделяемым по источникам знаний и умений, имея в виду, что они во всех методах, выделяемых в различных классификациях, являются основными «инстру­ментами» учебного процесса.


Деятельность мастера Деятельность учащихся
Словесные методы Устное изложение учебного материала
Целевая установка, изложение учебного материала (рассказ, объяснение). Постановка вопросов к учащимся, ответы на вопросы учащихся. Подведение итогов. Слуховое восприятие и осмысление учебного материала. Продумывание ответов и устные ответы на вопросы мастера. Вопросы к мастеру
Наглядные методы Демонстрация наглядных пособий, видеофильмов, трудовых приемов
Целевая установка, определение задания, управление техническими средствами, практическое выполнение трудовых приемов. Зрительное восприятие, сравнение, выделение и усвоение главного,ответы на вопросы мастера.
Практические методы Упражнения
Целевая установка, постановка проблемы. определение содержания и порядка работы учащихся, техническое обслуживание, руководство работой учащихся, контроль. Подведение итогов. Выполнение задания: под руководством мастера, по письменной инструкции, самостоятельно.
       

Как видно из таблицы, деятельность, мастера производственного обучения при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов: целевая установка; определение со­держания и порядка деятельности учащихся (создание ориен­тировочной основы их действий); собственно обучающая дея­тельность мастера; руководство познавательной и учебно-про­изводственной деятельностью учащихся; подведение итогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: