Концепция личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бондаревская, В.С.Ильин, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.)

Целевая ориентация: создание условий для удовлетворения потребности личности в образовании.

Основная идея: Призвано обеспечить развитие и саморазвитие ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и деятельности, как деятеля, способного сознательно определять цели деятельности и достигать их. Все обучение направлено на индивидуальную самореализацию ученика как личности, активно участвующей в социальных процессах. Ведущая роль в разработке теории и практики личностно-ориентированного обучения принадлежит отечественным ученым: Ш.А. Амонашвили, В.С.Ильину, О.С.Гребенюку (8, 9), В.В. Серикову, И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской, А.В. Хуторскому.

Принципы личностно-ориентированного обучения:

1. Принцип самоактуализации.

2. Принцип индивидуальности.

3. Принцип субъектности.

4. Принцип выбора.

5. Принцип творчества и успеха.

6. Принцип доверия и поддержки.

Известны несколько концепций личностно-ориентированного обучения. Дадим им краткую характеристику.

Концепция И.С. Якиманской: изучение ученика как неповторимой индивидуальности, создание оптимальных условий для его становления, личностного развития, поддержка в самоопределении и самореализации через образование (41, 42).

Основная идея: ученик не субъект обучения, он, как носитель субъектного опыта, является лишь субъектом познавательной и предметной деятельности. В обучении происходит «встреча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а не его перерождение. Субъектный опыт приобретается учеником в основном вне учебного процесса. Роль обучения состоит в выявлении его особенностей и создании условий для раскрытия и развития индивидуальных познавательных возможностей учащегося.

Концепция Е.В. Бондаревской: помощь ученику в обретении ценностей и смысла жизни, в осуществлении его развития как человека культуры и целостной личности, поддержка его индивидуальности и самобытности (3).

Основная идея: культурологический подход к проектированию образования, компонентами которого являются: 1) отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; 2) отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой; 3) отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в культурном саморазвитии; 4) отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству.

Концепция В.В. Серикова: создание условий для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и др. (37).

Основная идея: базируется на идее С.Л. Рубинштейна о том, что сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Создание личностно-ориентированных ситуаций (учебных, познавательных, жизненных) в процессе обучения требует от ученика проявления личностных функций, когда он сам находит проблему, противоречие, выражает несогласие с какими-либо утверждениями, находит причину и источник своей ошибки, ищет собственное толкование явления и пр. Таким образом, формируется субъектный опыт учащегося. Содержание образования должно включать различные виды таких ситуаций.

Ограничения в использовании:

- недостаточный уровень сформированности у школьников умений организации и осуществления самостоятельной деятельности;

- низкая мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: