План
Проблемное обучение
Программированное обучение
Поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин)
Проблемное обучение
Проблемное обучение - обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация - начальный момент мыслительного процесса обучающихся, осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно найти.
Проблемное задание (познавательная, поисковая задача) - задание, способ выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ (Г. М. Коджаспирова).
Уровни проблемного обучения
Уровень | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задачи уровня |
Проблемное изложение | Ставит проблему, выдвигает гипотезу, показывает путь ее доказательства, формулирует вывод | Мысленно следит за процессом творческого поиска и логикой доказательства | Формирование образца умственных действий в проблемной ситуации |
Частично-поисковый уровень | Конструирует общее задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает план поиска, консультирует и помогает в процессе реализации обучаемыми последующих поисковых этапов | Самостоятельно осуществляет последующие этапы поиска решения по составленному плану при корректирующей роли педагога | Формирование элементарных умений и навыков поисковой деятельности |
Исследовательский уровень | Объявляет тему, постепенно подводит к необходимости пройти весь путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы | Самостоятельно формулирует проблему, находит ее решение, делает выводы | Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности |
Поисковые умения
ü Учитывать и соотносить все данные в условии задачи между собой и с требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.
ü Выявлять избыточные и недостающие данные.
ü Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи.
ü Доказывать каждый вывод.
ü Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их
ü достаточность.
ü Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи.
ü Проверять решение и его соответствие требованию задачи.