Инновация: понятие, классификация. Основные этапы инновационного цикла

Ин. мен., является специальной функцией менеджмента или отдельным его направлением. Которая занимается управлением разработкой и внедрением различных новшеств в деятельность организации, то есть разработка новых продуктов, новых технологий.

Инновация – это любые идея, продукт, услуга или процесс (технология, метод, принцип).

Обладающие свойством новизны любое нововведение подразумевает наличие новизны в объектах виде технических, технологических, организационных или управленческих изменений и преобразований. В зависимости от объекта и предмета исследования инновации могут рассматриваться как: ПРОЦЕСС, система, изменение, результат.

Инновация явл-ся объектом рассмотрения различных наук, при этом философы делают акцент на новые знания и разрешения противоречий. Психологи рассматривают возникновение при этом конфликта, способы их разрешения в тех-их науках, акцент делается на технику и технологический аспект нововведения. В экономических науках акцентируется не только процесс внедрения но и широкомасштабное рентабельное использование новшества. Инновационная деятельность - это деятельность связанная с получением и воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной среде общества. Инноватика – это наука о нововведениях, ее предметом явл-ся, целенаправленный процесс создания, освоения и рассмотрения нововведений и обоснованных ими изменения в соц-х, экономических, технических системах, основная задача инновационного мен-та состоит в формировании среды которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведения. Новизна – это обязательное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения отличающее его от предшествующих новшеств.

Классификация инноваций. По масштабам распространения инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

По сфере применения различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и пр.

По видам инновации бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

По характеру генерирования и внедрения различают быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

По степени прогрессивности инновации можно разделить на делающие прорыв в теории и практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

По характеру связи с предшествующими образцами инновации могут быть открывающими новые направления в человеческой деятельности (например, самолет); заменяющими (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

По результативности инновации делятся на завершенные и незавершенные, успешные и неуспешные. Нововведение, например, не считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

По степени новизны (новизна - совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта) инновации можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные. Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов.)

Инновационный процесс состоит из нескольких этапов.

1. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго - новые принципы создания изделий и технологий.

2. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

3. Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются: разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию; формулировка предложений, содержащих обоснование целесообразности создания изделия; изготовление эскизного проекта; подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом; создание рабочего проекта; изготовление, испытание, доводка опытного образца.

4. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам и т.п. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: