Учет и контроль как функции менеджмента. Сущность и виды контроля. Критерии эффективности осуществления контроля в процессе управления

Учет и Контроль – это такая деятельность менеджера, которая позволяет оценить достигнутые результаты и сопоставить их с теми планами которые были сформулированы в начале управленческого цикла. У. и К. позволяют вносить необходимые коррективы в дальнейшее осуществление всех функций менеджмента с учетом уже достигнутых результатов. Деятельность по учету и контролю можно представить виде системы в которой имеются субъект, объект и предмет. Субъект – это сотрудник, группа людей, тех. Средства, организации которые занимаются сбором информации о достигнутом анализе причин отклонения от плана и вырабатывает меры по корректировке. Субъект может находиться внутри организации так и вне ее, поэтому выделяют внешний и внутренний. Объект – сотрудники, группа людей, часть организации, или орг-я в целом, результат деятельности которой подвергается измерению. Предмет - это тот аспект деятельности объекта на кот. Направлена функция учета и контроля. Учет и контроль можно рассматривать как единую функцию и процесс мен-та. Но более правомерен подход рассмотрения их как 2-е подсистемы в рамках единой системы. Выделяют 2-е основные формы контроля: - оперативный, - стратегический. Оперативный контроль относится к текущей деятельности орг-ии и осуществл-ся ежедневно. Стратегический к. призван давать оценку управленческих решений в перспективе. В отличае от учета, контроль как правило регламентируется только внутренней потребностью организации. У. и к. должны быть сопоставимы на всех уровнях организационной иерархии: руководство всех уровней в организации должны придерживаться единым требованиям в отношении учета и контроля.

Контроль – это процесс обеспечения достижения орг-цией своих целей. Рук-ли начинают осущ К с момента формулировки цели и задачи, с создания орг-ции. Контроль состоит из установки стандартов, измерение фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том, случае если результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Контроль д.б. всеобщим, каждый рук-тель не зависимо от ранга д. осуществлять контроль как часть своих должностных обязанностей. Сущ-ет 3 осн. вида контроля: предварительный, текущий, заключительный. Предварительный кон-ль включает реализацию правил, процедур, линии поведения. Поскольку правила поведения вырабатываются для обеспечения, выполнении правил, то их соблюдение необходимо. В орг-ции предварительный контроль используется в 3х ключевых областях: по отношению к человеческим ресурсам(1), материальным(2) и финансовым ресурсам(3).

1) предполагает тщательный анализ деловых и професс-х знаний и навыков, кот. необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее квалифицированных людей. Необходимо установить допустимый уровень образования, стаж работы в данной области, проверить документы и рекомендации нанимаемого. На этом этапе устанавливаются справедливый размер выплат и компенсаций, проводится психологические тесты и многочисленные собеседования. 2) контроль в области материальных ресурсов, осуществляется путем выработки стандартов, минимально допустимых уровней и качества и проведение проверок соответствия поступ-ающих материалов этим требованием. Здесь происходит выбор поставщиков. Обеспечение запасов на уровне, достаточным для того, чтобы избежать дефицита каких-то ресурсов. 3) контроль финансовых ресурсов. Средством этого контроля явл. бюджет, т.е. текущий финансовый план, кот. позволяет осуществить функцию планирования. Бюджет дает уверенность в том, что у орг-ции будут средства когда ей это потребуется.

Текущий контроль –проводится в ходе работ. Объектом явл. сотрудники, руков-лей низового звена контролирует высшее звено. Происходит проверка работ, обсуждаются проблемы, предложения по усовершенствованию работ. Текущий контроль требует обратной связи – это данные полученных результатов.

Заключительный контроль, в его рамках обратная связь используется после того как работа выполнена. Он дает информацию руководству необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы будут проводить в будущем. Важной функцией явл. его участие в мотивации работника. Путем контроля точно и эффективно измеряются результаты труда, которым должны соответствовать и вознаграждения. К м.б. внешний и внутренний, разовый, периодический и систематический.

Управленческий контроль – это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Эффективный контроль обеспечивает основу для наблюдения по осуществлению стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо выполняется план и где необходимо сделать изменения или применять регулирующие меры. Управленческий контроль в общем осуществляется на двух организационных уровнях. Операционный контроль осуществляется на уровне операций, где менеджеры сталкиваются с использованием физических, финансовых, человеческих и информационных ресурсов для достижения организационных целей.

Контроль физических ресурсов включает закупки (достижение соответствующего качества, цены и времени поставки), контроль за оборудованием (обеспечение необходимыми инструментами, машинами и т.д.), и контроль за качеством (поддержание необходимого качества продукции). Контроль человеческих ресурсов включает правильный отбор, обучение, оценку и оплату труда людей в организации. С помощью контроля информационных ресурсов пытаются обеспечить доступной достаточной, своевременной и точной информации для поддержания всех видов организационной деятельности. Контроль финансовых ресурсов направлен на эффективное использование капитала, доступного компании. Другая направленность управленческого контроля – внешняя. Высшие менеджеры собирают информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках, технологиях, правительстве и обществе, и стремятся наблюдать за явлениями, которые могут воздействовать на планы компании, чтобы своевременно отреагировать на них.

Критерии эффективности осуществления контроля в процессе управления:

1. соответсвие оператив. и стратег. целей контроля – текущий ежеднев. конроль должен очущ-ся с учетом долгосроч. планов орг-ии.

2. Соответ-ие объекта и предмета контроля – рукл-ль (субъект) должен иметь четкое представление и специфике деят-ти кажд. сотр-ка.

3. связь контроля с др. ф-ми контроля.

4. экон. обоснованность учетно-контрол. деят-ти – ср-ва. затраиваемые на контроль, должны быть адекватны тому рез-ту, кот. этот контроль приносит.

В усл-ях Рос. мен-та сущ. недост. сисемы контроля: 1. преувеличенное кол-во контролируемых показателей. 2. недостаточ. оснащенность конроля технич. ср-ми. 3. недост. прозрачность финн. отчетности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: