Сущность и формы проявления инфляции

В условиях золотого стандарта гарантией сохранности покупательной способности денег было само золото либо его представители в обращении — банкноты, размениваемые на золото. С уходом золота из обращения задача обеспечения устойчивости денег возлагается на государство.

Достижению этой цели служат правильная организация денежного обращения и прежде всего регулирование государством количества денег в обращении. Однако покупательная способность денег зависит не только от их количества в обращении. Существует еще множество факторов, воздействующих на покупательную способность денег и вызывающих их инфляцию, с которой мы сталкиваемся повседневно и повсеместно.

В отечественной и зарубежной научной литературе есть множество определений инфляции. Как выразился немецкий экономист Ф. Матезиус, в мире сегодня столько же определений инфляции, сколько кафедр в университетах.

Термин «инфляция» (от латинского inflatio — вздутие) впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежной массы сверх реальной потребности обращения в полноценных деньгах.

Для финансирования войны было выпущено 450 млн. бумажных долларов (гринбеков), покупательная способность которых через два года упала в 2,5 раза. В последующем этот термин получил широчайшее распространение в мире.

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее определение инфляции: «Инфляция — чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание»[8].

Трактовка инфляции как переполнения каналов бумажно-денежного обращения, возможно, и имела право на существование до тех пор, пока чрезмерная эмиссия неполноценных денег была единственной причиной их обесценения, но не соответствует реалиям XX—XXI вв., когда появилось множество других причин, вызывающих рост цен.

Инфляция — сложный социально-экономический процесс, который на разных этапах развития отечественной экономики трактовался по-разному: в 30-е годы — как чрезмерный выпуск денежных знаков сверх потребностей товарного оборота; в 40-е — как любое обесценение бумажных денег; в 50-е — как переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимого для обращения; в 60—70-е — как многофакторное явление, не имеющее однозначного толкования[9].

Инфляция — сложное многоплановое социально-экономическое явление, включающее в себя производственный, денежный, воспроизводственный (в том числе обменный) и социальный аспекты. Поэтому гипертрофированная оценка одних и недооценка и тем более игнорирование других факторов, влияющих на инфляцию, не могут служить методологической основной для исследования инфляции. В условиях современной экономики не может существовать раздельное функционирование процессов роста цен, определяемых самыми разными факторами. Поэтому если попытаться дать самое краткое определение инфляции, то, видимо, правильнее будет сказать, что инфляция — это всеобщий рост цен.

В зависимости от формы проявления различают открытую и скрытую инфляцию.

Открытая инфляция проявляется непосредственно в росте официальных цен. Она измеряется индексом роста цен.

Скрытая (подавленная) инфляция возникает вследствие товарного дефицита и стремления государственных органов удержать цены на прежнем уровне. Происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и их перетекание на «теневые», «черные» рынки, где цены растут.

В зависимости от темпов роста цен различают инфляцию умеренную или ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

Умеренная (или ползучая) инфляция проявляется в длительном, постепенном росте цен, когда он не превышает 10% в год.

Галопирующая инфляция характеризуется скачкообразным ростом цен от 10 до 100% в год. В этих условиях трудно контролировать не только рост цен, но и развитие экономики в целом.

Гиперинфляция — это исключительно быстрый рост цен и денежной массы в обращении, ведущий к резкому обесценению денежной единицы, расстройству платежного оборота и нарушению нормальных хозяйственных связей. Гиперинфляция обычно связана с действием чрезвычайных политических и экономических факторов — войной, экономической разрухой, потерей доверия к национальной денежной единице из-за политики правительства.

На определенной стадии гиперинфляция приобретает черты самоподдерживающегося кумулятивного процесса: рост цен требует дополнительной эмиссии денег, а их обесценение вызывает новую волну роста цен.

Классический пример гиперинфляции — быстрый рост цен в Германии в 1921—1923 гг. Экономика страны была подорвана в результате Первой мировой войны и выплаты репараций в послевоенное время. К этому добавились огромный дефицит госбюджета и несбалансированность платежного баланса. Гиперинфляция привела к катастрофическому обесценению марки: с августа 1922 г. по декабрь 1923 г. количество денег в обращении возросло с 252 млрд марок до 608 квинтильонов марок; курс бумажной марки к доллару США упал с 1,1 тыс. марок за 1 дол. до 4,2 квинтиллиона марок за 1 дол.

В зависимости от факторов возникновения инфляция подразделяется на инфляцию спроса, инфляцию издержек производства и импортируемую инфляцию.

Инфляция спроса возникает в результате резкого превышения совокупного спроса над предложением товаров и услуг.

Она связана с некомпенсируемым увеличением денежной массы.

Инфляция издержек производства имеет место в случаях:

роста издержек, связанных с резким повышением заработной платы (некомпенсируемым ростом производительности труда), ухудшением условий добычи топливно-сырьевых ресурсов и т.п.;

снижения общего объема производства и роста доли постоянных затрат и общего уровня издержек производства на единицу выпускаемой продукции;

повышения издержек производства под влиянием монопольного взвинчивания цен поставщиками, особенно работающих в отраслях добывающей промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического комплекса. В этом случае «снежный ком» раскручивания цен пронизывает все отрасли экономики.

Импортируемая инфляция имеет особенно сильное влияние на общий рост цен в России. Она проявляется:

¾ в более высоком уровне цен на импортируемые товары;

¾ в превышении экспорта из страны над импортом и притоке в страну иностранной валюты, которая либо может непосредственно выплескиваться на рынок, либо скупается центральным банком в обмен на национальную валюту. В любом случае актив платежного баланса увеличивает объем денежной массы в стране по сравнению с товарной массой;

¾ в резком притоке в страну иностранного капитала, особенно «горячих денег»; вследствие чего происходит понижение (девальвация) курса национальной валюты. Такая ситуация как правило приводит к быстрому росту цен сначала на импортируемые товары, а затем и на товары отечественного производства.

Темпы инфляции измеряются индексом цен. Индекс цен — показатель динамики повышения или снижения средних цен за определенный период (год, месяц и т.д.). Различают индивидуальный индекс цен (на отдельный товар) и сводный индекс. Индивидуальный индекс цен (ИИЦ) определяется по формуле:

(1)

Пример: Цена товара в базовом периоде (2009 г.) — 300 руб.

Цена товара текущего периода (2010 г.) — 350 руб

Это значит, что цена данного товара выросла за 2010 г. на 17%, то есть темп инфляции составил 17%.Наиболее важными индексами цен являются:

¾ индекс потребительских цен,

¾ индекс цен производителей,

¾ дефлятор ВВП и индекс стоимости жизни.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет динамику стоимости «корзины» потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных товаров массового потребления, топлива, коммунальных услуг и др.), является основным показателем уровня инфляции в стране и рассчитывается ежемесячно. Цены на предметы роскоши при расчете данного индекса обычно не учитываются.

Росстат рассчитывает ИПЦ как соотношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем (базисном) периоде.

(2)

В США для расчета ИПЦ цены регистрируются в 21000 пунктов в 91 районе страны по 364 классам товаров и услуг. Ясно, что для исчисления сводного ИПЦ нельзя пользоваться средней арифметической величиной. Сводный ИПЦ определяется как средняя от индексов, составляющих потребительскую корзину товарных классов или групп, взвешенная по удельному весу каждой товарной группы в потребительской корзине. Так, в США на декабрь 2007 г. крупнейшей составляющей ИПЦ были жилищные расходы, на долю которых приходилось более 65 процентов потребительских расходов. Затраты на приобретение новых автомобилей составляли не более 6 процентов потребительских расходов.

Для исчисления сводного ИПЦ возьмем условный пример. Допустим, что потребительская корзина состоит из 4 групп товаров: продукты питания (50% всех расходов потребителей), жилье (20%), промышленные товары (20%) и медицинские услуги (10%). Допустим, рост цен в 2010г. на продукты питания — 20%, жилье — 30%, промышленные товары — 15% и медицинские услуги — 25%. Сводный индекс потребительских цен в 2010г. составит: (0,50 ´ 120) + (0,20 ´ 130) + (0,20 ´ 115) + (0,10 ´ 125) = 60 + 26 + 23 + 12,5 = 121,5.

Расчет индексов потребительских цен позволяет определить уровень инфляции. Уровень инфляции — это темп прироста уровня цен по сравнению с базисным периодом. В нашем примере темпы инфляции в 2010 г. составили:

Реально в ИПЦ включается гораздо большее число благ. Однако принцип расчета остается тем же.

Величина, обратная индексу потребительских цен, называется индексом покупательной силы денег. Чем выше инфляция, тем ниже покупательная способность денег.

Индекс цен производителей — показатель изменения оптовых цен производителей за определенный период времени. Он измеряет уровень цен на стадии производства или оптовой торговли и широко применяется в деловой практике.

Дефлятор ВВП (англ. deflator) — математический инструмент статистического анализа; представляет собой величину, обратную индексу цен, рассчитанному по всему ВВП, т.е. представляет собой отношение базы (100% или 1) к индексу цен например, 110% или 1,1. Используется в качестве пересчета текущих цен в неизмененные цены путем умножения на соответствующий экономический показатель. Например, объем производства текущего года в прошлогодних ценах равен объему в текущих ценах, умноженному на дефлятор.

Индекс стоимости жизни — показатель изменения цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину определенных категорий населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: