Таргетирование инфляции

Одним из способов противодействия инфляции является её таргетирование. Существуют различные толкования понятия «таргетирование». Финансово-кредитный словарь под ред. Н.В. Гарстовского определяет таргетирование как «установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки промышленно развитых капиталистических стран». Другое определение звучит как «установление целевых ориентиров изменения внутренних цен» (англ. target – цель).

В этих формулировках нет завершенности, поскольку в них отсутствует временной горизонт достижения цели. Поэтому более подробное определение трактуется как «выбор целевого ориентира в качестве единственной среднесрочной цели денежно-кредитной политики, осуществляемо с повышенной степенью ответственности и подотчетностью Центрального банка за достижение этой цели» (ценовой стабильности).

Таргетирование получило распространение в 1970-е гг. под влиянием резкого усиления инфляции, вызванного энергетическим, продовольственным и сырьевым кризисами, приведших к кризису кейнсианских методов денежно-кредитного регулирования. Теоретическим обоснованием таргетирования является монетаризм, согласно которому установление контроля со стороны центрального банка за денежной массой и ограничение её прироста темпами роста ВНП в реальном исчислении рассматриваются как ключевые элементы борьбы с инфляцией и обеспечения стабилизации экономики в целом.

Пять базовых составных элементов проведения политики таргетирования инфляции, согласно американскому профессору Фредерику Мишкину, бывшему на момент составления их перечня членом Национального бюро экономического анализа США, таковы:

1. Публичное объявление ответственными официальными органами среднесрочных целевых показателей инфляции;

2. Официальное (законодательно оформленное) обязательство поддерживать ценовую стабильность в качестве главной цели монетарной политики. Все остальные цели и задачи являются подчиненными по отношению к ней. Данный пункт включает обязательную независимость центрального банка от политического давления и в отношении свободы выбора им инструментов денежной политики;

3. Объявленная стратегия должна принимать в расчет большее число переменных, нежели только денежные агрегаты и обменный курс, на основании которых выбираются направление и инструменты денежной политики (например, вопросы экономического роста, ликвидности банковской системы и др.);

4. Высокая прозрачность денежной политики, подразумевающая полное и своевременное информирование общества о планах и решениях властей: от этого зависит доверие к монетарной политике, как важный фактор инфляционных ожиданий;

5. Высокая прозрачность и ответственность центрального банка за достижение инфляционных ориентиров.[16]

Сегодня в мире таргетируют инфляцию 28 стран, из списка каковых выпали США, поскольку они не выполняют первый пункт требований: не объявляют однозначную инфляционную цель, хотя бы в виде коридора значений. Существуют три вида инфляционного таргетирования. Во-первых, полное инфляционное таргетирование, известное как инфляционное таргетирование, или планирование инфляции. Во-вторых, «скрытое» инфляционное таргетирование, существующее в тех странах, в которых центральный банк «не связывает себе руки» четкой и однозначной спецификацией инфляционной цели. Данный режим проводят центральные банки наиболее экономически развитых стран – ФРС США и ЕЦБ. Этот режим называют также эклектическим инфляционным таргетированием. В-третьих, так называемое легкое инфляционное таргетирование, проводимое рядом стран, в которых центральные банки пользуются низким доверием населения из-за слабой ответственности банков за принимаемые решения.[17]

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции – манипулирования учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования).[18] Считается, что повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, по сравнению с их тратами. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки и уменьшает привлекательность сбережения денег. Кроме того, аргументируется, что повышение учетной ставки повышает уровень кредитной ставки и снижает спрос на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить ставки кредитования. Из этой правильной зависимости делается совершенно неправильный вывод: снижение учетной ставки повышает уровень инфляции, а повышение учетной ставки снижает уровень инфляции.

Объясняется этот неправильный вывод тем, что, во-первых, как уже отмечалось в этой главе, для монетаристов существует только одна причина инфляции – рост денежной массы, что, как было показано выше, неверно. Во-вторых, сторонники монетаризма в изменениях процентной ставки видят изменения только денежной массы и не желают подумать о том, как влияет изменение процентной ставки на динамику объемов производства и предложения товаров и услуг.

Попробуем разобраться в этом по порядку. Повышение учетной ставки действительно может повлечь за собой повышение и кредитных ставок и снизить спрос на кредитование. Но снижает ли это инфляцию? Нет, потому что сокращение кредитования снижает объемы производства и предложения на товарном рынке. А сокращение предложения повышает товарные цены, тоесть образуется порочный круг.

И обратный случай: понижение учетной ставки, действительно, может повлечь за собой снижение кредитных ставок и расширение кредитования. Но повышает ли это инфляцию? Совсем не обязательно. Ведь расширение кредитования ведет к росту производства и предложения товаров на рынке, не говоря о воздействии политики «дешевых денег» на рост занятости и сокращение безработицы.

В последние годы Центральный банк Российской Федерации довольно активно настраивается на переход к таргетированию инфляции, полагая, что это повысит эффективность антиинфляционной политики. В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов подчеркивается: «В предстоящий период Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля».[19]Но в нестабильной российской экономике вряд ли возможно решение как первой, так и второй задач. Первой потому, что в России, как уже было показано, инфляция носит в основном не монетарный характер и решение задач модернизации экономики требует более активных и решительных мер борьбы с инфляцией. Второй, поскольку структура экспорта России в ближайшие годы существенно не изменится, и приток резервной валюты будет скачкообразным и допустить соответствующие колебания валютного курса страны не сможет. Так что таргетирование инфляции уже в ближайшей перспективе эффективным быть не может.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: