Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990—1998 гг. (в фактически действующих ценах, млрд руб., 1998 — млн руб.)

Показатель               1997[28] 1998[29]
Доходы, всего 159,5 310,0 5 327,6 49 730,4 172 379,6 437 000 558 500 4 344 365,1 367 598,0
Расходы 151,0 347,6 5 969,5 57 674,0 230 385,0 486 100,0 652 700 529 765,2 499 945,2
Дефицит (–) Профицит (+) 8,5 –37,6 –641,9 –7 943,6 –65 494,0 –49 100 –94 100 –95 400,1 –132 397,0
Дефицит (профицит) в % к расходам +5,6 –10,8 –10,8 –13,8 –28,0 –10,1 –14,4 –18,0 –26,6

Разразился и глубокий платежный кризис. Причем главным генератором неплатежей оказалось государство. «Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредитах для его финансирования.

Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу 1993 года»[30].

В 1994—1995 гг. Правительство Российской Федерации отказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицита федерального бюджета как важного фактора инфляции и перешло к «неэмиссионному» способу за счет выпуска государственных ценных бумаг (ГКО, КО, ОФЗ, ОГСЗ). Было предусмотрено 53% дефицита покрывать за счет внутренних заимствований и 47% — внешних. Первыми на рынке появились государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) сроком 3, 6 и 9 месяцев. Они характеризовались высокой надежностью, так как их эмитентом являлось Министерство финансов РФ, а агентом — Банк России. По соглашению с Минфином Банк России автоматически погашал рефинансируемые выпуски ГКО, если Минфин был не в состоянии это сделать.

Облигации федерального займа (ОФЗ) стали первым видом среднесрочных (год и более) государственных ценных бумаг. Доходы по ОФЗ выплачивались ежеквартально и были связаны с доходами на рынке ГКО. ОФЗ, как и ГКО, были предназначены для профессионалов фондового рынка.

В сентябре 1995г. были выпущены облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) сроком на один год, предназначенные для населения. Это — купонные ценные бумаги, дающие право на получение ежеквартального дохода.

Существуют и другие виды государственных долговых ценных бумаг.

Выпуск этих «неэмиссионных» или, как заявляли представители Минфина, неинфляционных инструментов покрытия бюджетного дефицита усугубляли стагфляцию, т.е. падение производства и рост инфляции.

Во-первых, средняя доходность государственных ценных бумаг в те годы составляла от 130 до 215%, а отдельных траншей даже 400%. Это при среднем уровне рентабельности в промышленности 6—7% и 18% убыточности в сельском хозяйстве. Отсюда ясно, почему инвестиции в производство за 1992—1998 гг. сократились в 6 раз.

Во-вторых, государство «съедало» до 70% кредитных ресурсов страны. Производственным отраслям доставались крохи.

В-третьих, государственные заимствования при указанных процентных ставках, подобно наркотику, усугубляли бюджетный кризис. К концу 1993 г. сумма государственного внутреннего долга составила 35,2 трлн руб., 1994 г. — 88,4 трлн руб. (14% от ВВП), в конце 1995 г. — 202,3 трлн руб., — 1996 г. — 250 трлн руб., в конце 1997 г. — 356,5 трлн руб. (13% ВВП)[31].

Наряду с внутренним, рос внешний государственный долг. Погашение и обслуживание государственного долга, ставшее крупнейшей статьей федерального бюджета, углубляло бюджетный кризис и подрывало производство. Государственные заимствования на таких условиях превратились в инструмент перекачивания финансовых ресурсов налогоплательщиков в «сейфы» кредиторов государства, в том числе и иностранных. Частные финансовые пирамиды типа «МММ», «Тибета», «Хопра», «Русского дома Селенга» и т.п. дополнились государственной финансовой пирамидой.

Это оказалось одной из важнейших причин фактического августовского дефолта 1998 г. и нового скачка цен. В 1998 г. инфляция выросла на 84%, в 1999 г. — 36% и до 2007 г. сокращалась очень медленно, несмотря на усилия Правительства и Банка России.

Начиная с 2000 г., экономика России пошла в восстановительный рост (табл. 3.5). Основными факторами этого роста были:

Таблица 3.5

Темпы прироста цен в России за 1990—2007 годы (в %)

Год Цены Год Цены Год Цены
  6,8   16,5   15,1
          12,0
          11,7
  844,2       10,9
  214,8   20,2   9,7
  131,4   19,6   11,9

во-первых, резкая девальвация рубля в конце 1998 — начале 1989 гг., которая дала толчок к развитию предприятий с экспортной и импортозамещающей ориентацией;

во-вторых, рост цен на нефть, газ и другие сырьевые товары в 1999—2007 гг., дал возможность обеспечить рентабельность предприятий данного сектора экономики, активность торгового и платежного баланса, многократно увеличить валютные резервы Центрального банка, пятикратно сократить внешний долг государства и расходы по его обслуживанию, обеспечить профицитность консолидированного бюджета и даже создать огромный стабилизационный фонд.

Разумеется, все это способствовало укреплению финансовой и банковской систем государства, но оказывало неоднозначное влияние на динамику цен в стране.

Оценивая особенности инфляционных процессов в реформируемой экономике России, необходимо учитывать, что они происходили в сложнейших экономических, социальных и политических условиях. Это была неординарная экономическая реформа. Произошло кардинальное изменение общественно-экономического строя, сопровождавшееся распадом великой державы на 15 самостоятельных государств. Были основательно подорваны прежние производственные, торгово-экономические и кредитно-денежные отношения, существовавшие ранее в рамках единой страны. Поэтому процесс восстановления экономики, разрушенной в 1990-е гг, оказался чрезвычайно трудным.

Финансовый кризис 1998 г. свидетельствовал о неадекватности принятой концепции реформирования экономики ультрамонетаристскими методами и необходимости перехода от инерционно-рыночной модели к стратегии инновационного прорыва.

Несмотря на внешние успехи, страна так и не создала условий для устойчивого инновационного развития. По прогнозу МЭРиТ падение производства в 1990-е годы не будет восстановлено даже в 2010 г. (табл. 3.6).

Таблица 3.6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: