Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты в Российской Федерации регулируются Гражданским кодексом РФ (глава 45, 46), Положением от 03.10.02 № 2-П «О безналичных расчетах в РФ», а также указаниями, письмами и телеграммами Банка России.

В соответствии с действующим законодательством допускаются следующие формы безналичных расчетов:

· расчеты платежными поручениями;

· расчеты по инкассо;

· расчеты по аккредитиву;

· расчеты чеками;

· расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Юридические и физические лица при подписании договоров вправе избирать и устанавливать в договоре любую из вышеперечисленных форм расчетов.

Предлагаем рассмотреть специфику осуществления безналичных расчетов по каждой из этих форм.

Платежное поручение - письменное распоряжение плательщика обслуживающему его банку оплатить за счет средств, находящихся на расчетном счете плательщика, указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств. Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной и используемой формой безналичных расчетов.

Платежное поручение (рис.13.1.) должно содержать обязательные следующие реквизиты:

· порядковый номер платежного поручения (для платежных поручений применяется сквозная нумерация (1, 2, 3, 4 и т.д.) в течение года) и дата его составления;

· сумма денежных средств, перечисляемых по данному платежному поручению;

Рис. 13.1. Форма платежного поручения

· идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)[125] и код причины постановки на учет (КПП), а также наименование плательщика и получателя денежных средств, а также их платежные реквизиты:

n номер банковского счета;

n наименование банка, в котором открыт данный счет;

n корреспондентский счет и банковский идентификационный код (БИК) банка;

· основание осуществления платежа (назначение платежа).

Дата составления платежного поручения имеет очень большое значение, так как в соответствии с действующим законодательством оно действительно и может быть предъявлено в банк в течение 10 дней с этой даты.

Для осуществления перевода денежных средств с помощью платежного поручения, плательщик должен предоставить в обслуживающий его банк заполненные платежные поручения в количестве, необходимом для проведения расчетов[126], на первом из которых ставятся подписи и печать плательщика (которые должны совпадать с образцами подписей и печати на банковской карточке). Если платежное поручение предоставляется в банк в течение операционного (банковского) дня, который длится, как правило, с 9 00 до 13 00, то перевод денежных средств по нему осуществляется в тот же день, в ином случае - на следующий рабочий день. При исполнении платежного поручения клиента на всех его экземплярах ставится отметка банка об исполнении с указанием даты, в которую был осуществлен перевод денежных средств. При этом последний экземпляр передается клиенту для отражения операций по списанию денежных средств в его бухгалтерском учете. Кроме того, клиенту предоставляется выписка с его счета о движении денежных средств по нему, в которой указывается следующая информация:

· наименование клиента и номер его счета;

· дата, на которую составлена выписка;

· остаток денежных средств на счете клиента на начало дня;

· суммы, зачисленные на счет клиента в течение дня, в том числе через кассу;

· суммы, списанные со счета клиента в течение дня по различным расчетным документам и на иных основаниях;

· остаток денежных средств на счете клиента на конец дня.

Порядок осуществления расчетов платежными поручениями можно представить в виде следующей схемы:

1. Возникновение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (купля-продажа товаров или других ценностей, оказание услуг, иные основания);

2. Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк четыре экземпляра платежного поручения о переводе денежных средств Получателю;

3. Банк Плательщика списывает с его банковского счета сумму платежа, ставит на платежном поручении отметку об исполнении и передает четвертый его экземпляр Плательщику;

4. Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк Получателя и передает ему второй и третий экземпляры платежного поручения. Первый экземпляр с подписями и печатью Плательщика и с отметкой об исполнении остается в Банке Плательщика и подшивается в документы дня;

5. Банк Получателя зачисляет полученные денежные средства на счет Получателя, ставит отметку об исполнении на полученных экземплярах платежного поручения и передает один из них Получателю, а другой подшивает в документы дня.

Расчеты по инкассо - это форма безналичных расчетов, при которой клиент дает обслуживающему его банку поручение осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа в пользу клиента.

В настоящее время расчеты по инкассо осуществляются на основании двух видов расчетных документов: инкассового поручения и платежного требования.

И инкассовое поручение, и платежное требование представляют собой требование кредитора (получателя денежных средств) к должнику (плательщику) оплатить сумму задолженности на основании направленных в обслуживающий плательщика банк документов. Однако эти виды расчетных документов отличаются друг от друга порядком и способом их исполнения.

Для осуществления платежа по платежному требованию требуется, чтобы плательщик акцептовал его, то есть дал согласие на его оплату. Поэтому, при получении платежного требования банк, обслуживающий плательщика, должен предъявить его плательщику для получения акцепта. При согласии оплатить платежное требование плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в соответствии с банковской карточкой, и ставит на нем свою печать. После этого данное платежное требование оплачивается за счет денежных средств, находящихся на счете плательщика. При отказе плательщика в выдаче акцепта, платежное требование с приложенными к нему документами возвращается кредитору (получателю денежных средств). Если плательщик соглашается оплатить платежное требование-поручение частично, то, помимо подписей и печати, он в графе “сумма к оплате” проставляет сумму, подлежащую списанию с его счета.

Если это предусмотрено действующим законодательством или договором между плательщиком и покупателем, то платеж по платежному требованию может быть произведен без согласия (акцепта) плательщика. Основание для безакцептного списания указывается в платежном требовании в графе «Основание оплаты».

В отличие от платежного требования, списание средств со счета плательщика по инкассовому поручению всегда осуществляется в безакцептном порядке, то есть согласия плательщика не требуется, а он лишь уведомляется о проведенной процедуре. Но, в силу такого порядка исполнения инкассовых поручений, они могут выставляться только в строго определенных случаях. В соответствии с действующим сейчас законодательством, инкассовые поручения могут быть выставлены налоговыми и таможенными органами, внебюджетными фондами, предприятиями связи, на основании исполнительного листа арбитражного суда, а также в случае, если безакцептное списание прямо предусмотрено договором между получателем и плательщиком. При этом к инкассовому поручению прилагаются документы, подтверждающие правомочность его выставления.

Порядок осуществления расчетов по инкассо можно представить в виде следующей схемы:

1. Возникновение обязательства Плательщика перед Получателем по оплате определенной суммы денежных средств (поставка товаров или иных ценностей, оказание услуг, исполнительный лист арбитражного суда, неуплата налогов или таможенных сборов и т.д.);

2. Получатель денежных средств составляет инкассовое поручение (платежное требование-поручение) и передает его в свой банк с приложением необходимых документов;

3. Банк Получателя передает все полученные документы в Банк Плательщика;

4. Банк Плательщика уведомляет Плательщика о выставленных на его счет расчетных документах и передает их Плательщику (только для платежного требования-поручения);

5. Плательщик акцептует выставленные на его счет расчетные документы (только для платежного требования-поручения); Банк Плательщика списывает со счета Плательщика сумму платежа;

6. Банк Плательщика переводит сумму платежа в Банк Получателя;

7. Банк Получателя зачисляет полученные средства на счет Получателя.

Аккредитив - это форма безналичных расчетов, при которой банк, действуя по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями, обязуется произвести платежи получателю денежных средств. Банк, выставивший аккредитив, то есть банк плательщика, именуется банком-эмитентом. В случае если расчеты по аккредитиву осуществляет банк, обслуживающий получателя денежных средств, то он называется исполняющим банком. Аккредитив является самой сложной и дорогой для клиента формой безналичных расчетов. Поэтому расчеты ими в нашей стране производятся крайне редко и используются, чаще всего, при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с российским законодательством могут открываться следующие виды аккредитивов:

покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

отзывные или безотзывные.

Покрытым (депонированным) аккредитивом считается аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (со счета плательщика или в виде предоставленного ему кредита) в распоряжение банка получателя денежных средств (исполняющий банк), который и должен проводить расчеты в соответствии с условиями аккредитива.

Непокрытый (гарантированный) аккредитив представляет собой аккредитив, при котором исполняющему банку предоставляется право списать сумму аккредитива с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента.

Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком - эмитентом без предварительного уведомления и согласия получателя денежных средств. Если в аккредитиве не указано, к какому виду он относится, то он является отзывным. Исполняющий банк обязан осуществлять платежи и иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не было получено уведомление об изменении условий или об аннулировании аккредитива.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия получателя денежных средств по нему.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и получателем денежных средств, в котором также оговаривается следующее:

· наименование банка-эмитента;

· вид аккредитива и способ его исполнения;

· способ извещения получателя денежных средств об открытии аккредитива;

· условия раскрытия аккредитива, то есть полный перечень и точную характеристику документов, предоставляемых получателем для получения денежных средств по аккредитиву;

· сроки предоставления вышеуказанных документов.

Для открытия аккредитива плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (банк-эмитент) заявление строго установленной формы, в котором, помимо условий, определенных плательщиком и получателем в заключенном между ними договоре, указывается следующая информация:

· номер договора между плательщиком и получателем;

· наименование получателя денежных средств;

· наименование исполняющего банка;

· обязательства получателя денежных средств, которые подлежат оплате с помощью аккредитива при их исполнении.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт плательщика. В этом случае, исполняющий банк, помимо проверки соответствия представленных получателем документов условиям раскрытия аккредитива, для осуществления платежа по аккредитиву должен получить согласие плательщика на его проведение.

Если в течение срока действия аккредитива он не был исполнен, то такой аккредитив закрывается и его сумма возвращается на счет плательщика.

Порядок осуществления расчетов по аккредитиву, на примере покрытого (депонированного) аккредитива, не требующего акцепта плательщика, может быть представлен в виде следующей схемы:

1. Плательщик и Получатель денежных средств заключают между собой договор (купли-продажи или оказания услуг), расчеты по которому предусматриваются в форме аккредитива;

2. Плательщик предоставляет в обслуживающий его банк (Банк-эмитент) заявление об открытии аккредитива, на основании которого Банк-эмитент списывает денежные средства, составляющие сумму аккредитива, со счета Плательщика;

3. Банк-эмитент передает Исполняющему банку экземпляр заявления об открытии аккредитива и переводит ему сумму аккредитива;

4. Исполняющий банк извещает Получателя денежных средств об открытии аккредитива в его пользу;

5. Получатель исполняет свои обязательства перед Плательщиком по договору, указанному в пункте 1, то есть осуществляет поставку товаров или иных ценностей или оказывает услуги;

6. Плательщик передает Получателю документы, указанные в условиях раскрытия аккредитива;

7. Получатель передает эти документы в Исполняющий банк, который проверяет их полноту и правильность оформления;

8. При соответствии представленных документов условиям раскрытия аккредитива, Исполняющий Банк зачисляет сумму аккредитива на счет Получателя.

Если исполняющий банк произвел платеж или осуществил иную операцию в соответствии с условиями аккредитива, то банк-эмитент обязан возместить ему понесенные расходы. Указанные расходы, а также иные расходы банка-эмитента, связанные с исполнением аккредитива, возмещаются плательщиком. Как правило, плательщик платит банку-эмитенту определенную комиссию, которая, помимо компенсации вышеперечисленных расходов, включает в себя определенную прибыль банка-эмитента и исполняющего банка за проведение расчетов по аккредитиву.

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки могут использоваться как физическими, так и юридическими лицами. При этом расчеты чеками между физическими лицами не допускаются.

Бланки чеков изготавливаются по единому образцу и являются бланками строгой отчетности В России они печатаются на типографии Гознака РФ и каждый из них имеет свои уникальные серию и номер. Как правило, чеки оформляются в виде чековой книжки, содержащей определенное количество бланков чеков. Юридические и физические лица покупают чековые книжки в обслуживающем их банке, который в свою очередь покупает их в ЦБ РФ.

В соответствии с действующим в России законодательством, расчеты чеками производятся за товары и услуги. Покупатель или заказчик (далее - чекодатель) выписывает продавцу или исполнителю (далее - чекодержателю) чек на сумму стоимости поставленных товаров или оказанных услуг. Чекодержатель предъявляет чек в банк, который осуществляет его оплату. Чекодатель или чекодержатель могут запретить оплату чека наличными денежными средствами путем проставления на его лицевой стороне надписи ”расчетный”. Зачеркивание данной надписи не допускается.

На территории Российской Федерации чек подлежит оплате в течение:

· 10 дней - если он выписан на территории РФ;

· 20 дней - если он выписан на территории государств-членов СНГ;

· 70 дней - если он выписан на территории иного государства.

Чекодатель может установить определенный банк-плательщик по чеку. Это достигается с помощью кроссирования. Кроссирование производится двумя параллельными линиями на лицевой стороне чека, между которыми вписывается наименование банка-плательщика. Банк может принять кроссированный чек к оплате только от своего клиента или от другого банка. Это означает, что если чекодержатель не является клиентом банка-плательщика, то он может предъявить чек к оплате только через обслуживающий его банк.

Порядок осуществления расчетов чеками можно представить в виде следующей схемы:

1. Чекодатель и Банк заключают между собой договор, в соответствии с которым, Банк обязуется оплачивать чеки, выписанные Чекодателем. Банк выдает Чекодателю чековую книжку;

2. Чекодержатель осуществляет поставку товаров или оказывает определенные услуги Чекодателю;

3. Чекодатель оплачивает их стоимость путем выписки чека Чекодержателю на соответствующую сумму;

4. Чекодержатель предъявляет чек в Банк-плательщик для оплаты;

5. Банк выплачивает Чекодержателю сумму, указанную в чеке;

6. Чекодатель и Банк осуществляют между собой расчеты по оплаченным Банком чекам.

Банк может осуществлять оплату чеков, выписанных Чекодателем, за счет следующих источников:

· денежных средств, депонированных чекодателем на специальном счете;

· остатка денежных средств на счете чекодателя, открытом в банке-плательщике;

· за счет собственных средств, которые считаются предоставленными чекодателю в кредит. В этом случае чекодатель и банк должны заранее согласовать между собой процентную ставку за пользование этим кредитом и сроки его погашения.

В заключение хотелось бы отметить, что расчеты чеками как форма безналичных расчетов в настоящее время в России практически не используется. Чек низведен до заявления на снятие наличных денежных средств (смотри “Кассовые операции банка”). Кроссирование же производится путем простановки штампа банка на каждом бланке чека при выдаче клиенту чековой книжки.

В настоящее время, помимо рассмотренных выше, можно выделить следующие формы и способы осуществления безналичных расчетов:

· расчеты с использованием пластиковых карт;

· клиринг;

· расчеты дорожными чеками;

· электронные расчеты.

Пластиковая (банковская) карта - это средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет владельца карты.

Порядок проведения расчетов с помощью пластиковых карт в Российской Федерации регулирует Положение от 24.12.04 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

Осуществлять эмиссию пластиковых (банковских) карт в нашей стране могут только кредитные организации. Они могут выпускать банковские карты как для физических, так и для юридических лиц (корпоративная карта) при условии, что их лицензия позволяет осуществлять расчеты по счетам указанных лиц. По виду проводимых расчетов и карты физических лиц и корпоративные карты можно разделить на два типа:

1. расчетная карта - банковская карта, позволяющая ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) распоряжаться денежными средствами на специально открытом для этого счете в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств. Данный тип карт в международной практике носит название дебетовых карт;

2. кредитная карта - банковская карта, позволяющая ее держателю (физическому лицу или уполномоченному представителю юридического лица) осуществлять операции в размере предоставленной банком-эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного банком-эмитентом в соответствии с условиями договора с владельцем карты, для оплаты товаров, услуг, командировочных расходов и расходов представительского характера и/или получения наличных денежных средств.

Банк также может выпускать дебетно-кредитную карту, которая позволяет ее держателю распоряжаться как средствами на специальном счете, так и кредитом, предоставленным ему банком-эмитентом.

Расходный лимит, упомянутый при описании основных типов пластиковых (банковских) карт, представляет собой максимальную сумму денежных средств, доступную держателю карты в течение определенного периода времени для совершения операций с использованием банковских карт. Кроме этого определения в расчетах с помощью пластиковых карт используется ряд других специфических понятий, основные из которых мы предлагаем рассмотреть.

Авторизация - процедура выдачи банком-эмитентом разрешения на проведение операции с использованием банковской карты. При осуществлении процедуры авторизации возникает обязательство банка-эмитента по оплате расчетных и иных документов, составленных с использованием банковской карты (слипов).

Данная процедура может проводиться в двух режимах:

1. On-line, при котором необходима связь с банком-эмитентом карты (электронная или по телефону). Карточки, использующие данный режим авторизации, называются магнитно-штриховыми;

2. Off-line, при котором не требуется связь с банком-эмитентом карты, так как сама карта, точнее специальное устройство на ней - чип, дает разрешение на проведение операции. Карточки, использующие данный режим авторизации, называются чиповыми или смарт-картами.

Большинство пластиковых карт, используемых в мире, являются магнитно-штриховыми. Широкое внедрение чиповых карт сдерживается тем, что международные платежные системы не могут договориться о едином стандарте микросхем (чипов), которые будут в них использоваться.

POS (Point Of Sale) - предприятие торговли или сферы услуг, которое в соответствии соглашением с банком-эквайрером принимает в качестве оплаты за свои товары или услуги документы, составленные с использование банковских карт.

POS-терминал - устройство, устанавливаемое в точке обслуживания карты (POS), которое предназначено для проведения авторизации, записи и передачи информации о проведенных с использованием банковской карты операциях в процессинговый центр (и далее в банк-эмитент), выдачи слипов.

Банкомат - многофункциональный банковский автомат, предназначенный для совершения без участия представителя кредитной организации операций по выдаче и приему наличных денежных средств, составления документов по операциям с использованием банковских карт, выдачи информации по счету, осуществления безналичных платежей и т.д. Чаще всего банкомат используется для выдачи наличных денег, совершения платежей или получения информации по счету. При выдаче наличных денег или при проведении иных операций с помощью пластиковых карт банкомат, также как и POS-терминал, выдает слип.

Слип (квитанция POS-терминала или банкомата) - расчетный документ, составляемый с помощью банковской карты и подтверждающий проведение операции с ее использованием. Слип должен содержать обязательные следующие реквизиты:

· идентификатор POSа или банкомата;

· дата совершения операции;

· сумма и валюта операции;

· код, подтверждающий авторизацию операции банком-эмитентом;

· реквизиты банковской карты и счета, допустимые правилами безопасности;

· подпись держателя карты (отсутствует в слипе, выдаваемом банкоматом).

Эквайринг - это деятельность кредитной организации (банка), включающая в себя осуществление расчетов с POSами по операциям, совершаемым с помощью банковских карт, и осуществление операций по выдаче наличных денег держателям банковских карт, не являющимся клиентами данной кредитной организации. Кредитная организация (банк), осуществляющая эквайринг, именуется эквайрером.

Процессинговый центр - юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов с использованием пластиковых карт (расчетными банками, банками-эмитентами и банками-эквайрерами). Кроме того, в процессинговом центре осуществляется процессинг - деятельность по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами.

асчетный банк - банк или иная кредитная организация, осуществляющая взаимо-расчеты между участниками расчетов по операциям с использованием банковских карт.

Платежная система представляет собой совокупность инструментов и методов, применяемых для перевода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участниками экономических отношений. Платежные системы для расчетов по пластиковым картам могут быть локальными (национальными), действующими на определенной территории (в каком-либо государстве), или международными, действующими в нескольких странах. Платежные системы различных стран отличаются друг от друга из-за различий в уровне экономического развития, особенностей банковского законодательства и обычаев делового оборота. Основными международными платежными системами для расчетов по пластиковым картам являются VISA, MasterCard, American Express, Diners Club и JCB Card. Пластиковые карты этих платежных систем используются и в России. Помимо них, в России действуют также свои платежные системы для расчетов по пластиковым (банковским) картам: Union Card и STB Card.

Для того, чтобы стать владельцем пластиковой (банковской) карты юридическое или физическое лицо должно открыть в банке-эмитенте специальный банковский счет для расчетов по операциям с использованием карт, заключив при этом соответствующий договор банковского счета (договор на расчетно-кассовое обслуживание), договор банковского вклада, кредитный или иной договор, предусматривающий осуществление операций с использованием банковских карт. При этом банк-эмитент выдает банковскую карту ее владельцу, который получает право ее использования, а сама карта остается собственностью банка. При выдаче карты осуществляется ее персонализация, то есть нанесение данных, позволяющих идентифицировать ее держателя (теснение, нанесение визуальной (графической) информации, кодирование магнитной полосы или электронной схемы). Кроме того, каждой карте присваивается ПИН-код - персональный идентификационный номер, который предоставляет держателю карты возможность ее обслуживания в банкоматах или POSах. Каждая карта должна содержать наименование и логотип банка-эмитента, а также наименование платежной системы, которая осуществляет расчеты по ней.

Порядок осуществления расчетов с использованием пластиковых карт можно представить в виде следующей схемы:

1. Банк-эмитент заключает с Платежной системой договор, на основании которого он приобретает право эмитировать пластиковые карты, обслуживаемые данной Платежной системой;

2. Владелец карты открывает в Банке-эмитенте специальный банковский счет и заключает с ним договор на обслуживание; Банк-эмитент выдает Владельцу карты банковскую карту;

3. Владелец карты, желая получить товар, услугу или наличные деньги, предоставляет в POS или вставляет в банкомат банковскую карту и вводит свой ПИН-код;

4. POS или банкомат осуществляет авторизацию карты;

5. В случае успешного завершения процедуры авторизации POS-терминал или банкомат списывает сумму сделки с банковской карты и выдает держателю карты слип (который он, как правило, должен подписать); Владелец карты получает товар, услуги или наличные деньги; банковская карта возвращается Владельцу карты;

6. В конце каждого рабочего дня POS передает в Банк-эквайрер слипы, которые служат документарным основанием для проведения расчетов;

7. Банк-эквайрер осуществляет расчеты с POSом по предоставленным слипам, зачисляя их общую сумму на банковский счет POSа;

8. Банк-эквайрер передает в Процессинговый центр информацию о проведенных им расчетах по пластиковым картам;

9. Процессинговый центр осуществляет процессинг, то есть обрабатывает всю полученную за день информацию, формирует итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками Платежной системы и доводит их до всех участников расчетов;

10. Участники расчетов осуществляют погашение взаимных обязательств, возникших при проведении операций с использованием пластиковых (банковских) карт;

11. Банк-эмитент и Владелец карты осуществляют между собой расчеты по операциям по пластиковой карте, принадлежащей Владельцу карты:

· по расчетной (дебетовой) карте Банк-эмитент списывает денежные средства с банковского счета Владельца карты;

· по кредитной карте Владелец карты погашает предоставленный ему кредит и уплачивает проценты по нему (это происходит с определенной периодичностью, как правило, один раз в месяц).

Следует особо отметить, что средства, списанные со специального банковского счета юридического лица, чаще всего, считаются выданными под отчет держателю корпоративной карты. При этом последний должен отчитаться об их использовании и/или осуществить возврат неизрасходованных средств. Запрещается использование корпоративных карт для выплаты заработной платы и других социальных выплат.

Платежная система, процессинговый центр и участники расчетов получают определенные доходы, связанные с проведением платежно-расчетных операций. Это прибыль состоит из комиссии, которую получают банки за организацию и проведение расчетов по операциям с использованием пластиковых (банковских) карт. В зарубежных странах плательщиками данной комиссии являются предприятия торговли и сферы услуг (POSы), так как они заинтересованы в росте торговых оборотов, который наблюдается при использовании пластиковых карт при расчетах с клиентами. POSы уплачивают комиссию в виде торговой скидки, которую они перечисляют банку-эквайреру, а тот распределяет ее между остальными участниками. Так как в России подобных преимуществ от пластиковых карт у предприятий торговли и сферы услуг не наблюдается, то плательщиками данной комиссии являются владельцы карт

Клиринг - система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон, участвующих в расчетах. Клиринг может осуществляться между двумя (двусторонний клиринг), либо тремя и более сторонами (многосторонний клиринг). Подобного рода расчеты могут проводиться юридическими лицами, минуя банки, или через них.

При организации клиринга, минуя банки, участвующие в нем стороны сами осуществляют сверку взаимных требований и обязательств и проводят зачет сумм, составляющих встречные требования. По результатам клиринга должники осуществляют оплату незачтенных сумм кредиторам с помощью основных форм безналичных расчетов, как правило, платежных поручений. Подобные зачеты могут носить разовый или регулярный характер.

Если клиринг осуществляется через банк, то, как правило, участвующие в нем стороны должны иметь в этом банке свои банковские счета. При этом, параллельно с их банковскими счетами, участникам расчетов открываются специальные клиринговые счета. По дебету этих счетов списываются суммы, причитающиеся другим участникам клиринга по различным расчетным документам (платежным поручениям, аккредитивам, чекам, слипам и др.), а по кредиту - зачисляются суммы, поступающие от других участников клиринга. В заранее определенный срок клиринговые счета закрываются, и происходит их сальдирование. Если при закрытии клирингового счета он имеет дебетовое сальдо, то владелец данного счета является должником и соответствующая сумма денежных средств списывается с его банковского счета. Если клиринговый счет имеет кредитовое сальдо, то его владелец является кредитором и соответствующая сумма денежных средств зачисляется на его банковский счет. После окончания этих расчетов сальдо по всем клиринговым счетам должно быть нулевым.

Аналогичная система взаиморасчетов может быть организована и между несколькими банками или филиалами одного банка. В первом случае роль организатора клиринга выполняет либо какой-то один банк, выбранный всеми банками-участниками расчетов, либо специализированная организация - клиринговый центр. Во втором случае организатором клиринга выступает головной банк. При этом взаимозачет встречных требований и расчеты по незачтенным суммам производятся в конце каждого рабочего дня, а во многих зарубежных странах 2-3 раза в день.

Дорожные чеки - это альтернатива наличным денежным средствам. Они занимают промежуточное положение между наличными деньгами и обычными чеками, рассмотренными нами ранее. Дорожные чеки, как правило, используются для осуществления расчетов в деловых и туристических поездках в зарубежные страны. Поэтому дорожные чеки часто называют туристскими.

Дорожные чеки, также как и наличные деньги, могут иметь любой номинал, выраженный в различных валютах. Выбор номинала и валюты чека зависит от того, в какую страну направляется его держатель, и определяется существующими там платежными традициями.

Во многих странах дорожные чеки, наравне с наличными деньгами, принимаются в магазинах, отелях, ресторанах и других местах в оплату за товары и услуги. По желанию владельца в большинстве банков или обменных пунктов дорожные чеки могут быть обменены на наличные денежные средства.

Преимущество дорожных чеков перед наличными деньгами состоит в безопасности их использования. Эта безопасность обеспечивается двумя способами:

1. Присутствием на дорожном чеке подписи его держателя, что делает его схожим с обычными чеками. Причем подпись на дорожном чеке ставится дважды: первый раз - в момент покупки чека, а второй - при его обналичивании или использовании для оплаты товаров и услуг. Для того чтобы дорожный чек был обналичен или принят в оплату необходимо, чтобы эти подписи совпадали.

2. Каждый дорожный чек имеет свой уникальный номер, который указывается в специальной квитанции, выписываемой банком при продаже чека. В ней также указываются сведения о покупателе (фамилия, имя; документ, удостоверяющий личность), о проданных ему чеках и их номинале. Рекомендуется хранить эту квитанцию отдельно от дорожных чеков, так как в случае их пропажи с помощью имеющейся в ней информации возможно заблокировать использование этих чеков, что позволит их владельцу сохранить свои средства.

Приобрести дорожные чеки можно в банках, но их эмитентами являются не банки, а международные платежные системы, такие как VISA, American Express, MasterCard, Thomas Cook и другие. В СССР также выпускались дорожные чеки: их эмитентами были Государственный банк СССР, Внешторгбанк СССР и Внешэкономбанк СССР. Платежные системы - эмитенты дорожных чеков являются гарантами выплат по ним. При покупке дорожных чеков покупатель уплачивает банку определенную комиссию. Обналичивание чеков и их прием в оплату за товары и услуги осуществляется по номиналу. При этом за обналичивание дорожных чеков через банки, последние, как правило, берут с их владельцев определенную комиссию.

К дорожным чекам могут быть приравнены еврочеки, выпускаемые банками ряда европейских государств. Операции по ним могут производиться только при предъявлении их владельцами карточек EC, получаемых ими вместе с еврочеками.

Электронные расчеты - расчеты, проводимые при помощи электронных устройств и средств связи. Данный способ расчетов в настоящее время получил широкое распространение как за рубежом, так и в России. В его рамках образовались такие его виды и формы как расчеты с помощью компьютеров, в том числе через сеть Интернет (Интернет-бэнкинг), электронные деньги (WEB-money), расчеты с использованием смарт-карт и электронных чеков. Примером электронных расчетов при осуществлении банком расчетно-кассовых операций с клиентами могут послужить расчеты, осуществляемые посредством системы “Банк-Клиент”.

Система “Банк-Клиент” представляет собой программно-технический комплекс, который позволяет юридическому или физическому лицу передавать в обслуживающий его банк по линиям связи в электронной форме расчетные документы и иную информацию. Для работы с данной системой на компьютер клиента загружается специальная программа. Связь с компьютером банка осуществляется через телефонную сеть с помощью модема. Каждому пользователю системы “Банк-Клиент” присваивается идентификационное имя и пароль, без знания которых связь с банком невозможна. Безопасность передачи расчетных документов обеспечивается специальным алгоритмом создания и проверки контрольного ключа по всем реквизитам этих документов. Кроме того, подлинность расчетных документов и иной передаваемой информации подтверждается с помощью электронного аналога подписи клиента.

За установку и обслуживание систем, позволяющих осуществлять электронные расчеты, клиент уплачивает банку комиссию в виде фиксированной суммы.

При осуществлении операций по счету клиента банк руководствуется следующим правилом: если остатка денежных средств на счете клиента достаточно для удовлетворения требований, предъявленных к счету, то списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и иных расчетных документов. Если же денежных средств на счете клиента не хватает для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, то их списание осуществляется в следующей очередности:

· в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

· во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

· в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

· в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

· в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

· в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание денежных средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа по ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: