double arrow

Учет расчетов с подотчетными лицами

В процессе финансово-хозяйственной деятельности организации используют наличные денежные средства для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на представительские цели, для закупки товаров у юридических или физических лиц за наличный расчет, для оплаты выполненных работ, оказанных услуг, а также на иные хозяйственно-операционные цели. Денежные средства на эти цели получают подотчетные лица. Подотчетными лицами являются работники организации, получившие авансом подотчетные денежные суммы на предстоящие административно-хозяйственные, командировочные и представительские расходы.

Подотчетным лицам – работникам организации выдается аванс в пределах сумм, причитающихся на оплату предстоящих расходов. Выдача денег под отчет производится, как правило, по расходному кассовому ордеру, оформленному на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме и содержащего собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Кроме наличных денег в подотчет подотчетным лицам может выдаваться продукция (товары) для продажи через ларьки, палатки и другие ценности.

При направлении работников в командировку организации руководствуются Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749. В служебную командировку могут направляться только работники организации. Служебной командировкой считается поездка работника, осуществляемая по распоряжению руководителя организации, на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Направление в командировку оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации. В нем указывают фамилию, имя, отчество командируемого, его должность, место, объект, срок, продолжительность и цель командировки. После чего оформляются командировочное удостоверение, служебное задание и при соблюдении определенных условий производится выдача денежных средств на командировочные расходы.

Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. За время нахождения работника в командировке ему сохраняется средний заработок.

В состав расходов по служебным командировкам включаются затраты на следующие цели: бронирование и наем жилого помещения; проезд к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования); уплату страховых платежей по обязательному личному страхованию пассажиров на транспорте; оплату услуг по оформлению проездных документов; оплату расходов за пользование в поездах постельными принадлежностями; проезд до станции отправления транспортного средства (аэродром, вокзал и т.д.), если она находится за чертой населенного пункта; провоз багажа; суточные за время нахождения в командировке и другие обоснованные расходы.

Размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Фактическое время пребывания в месте командировки работника определяется по отметкам в командировочном удостоверении о днях выбытия и прибытия и заверяют их печатью. В случае если работник командирован в организации, находящиеся в разных населенных пунктах, отметки в командировочном удостоверении о дате приезда и дате выезда делаются в каждой из организаций, в которые он командирован. При направлении работника в командировку за пределы РФ (кроме стран СНГ) командировочное удостоверение не выписывается, пребывание в командировке определяется по отметкам в загранпаспорте.

За каждый день нахождения в командировке выплачиваются суточные. При однодневных командировках, а также при командировках, когда работник имеет возможность ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства, суточные не начисляются.

Днем выезда в командировку считается день отправления транспортного средства (самолет, поезд, автобус и т. п.) из места постоянной работы командированного, а днем приезда – день его прибытия в место постоянной работы.

При загранкомандировках суточные выплачиваются по нормам, установленным для командировок на территории иностранных государств.

За время нахождения в пути работника, направляемого в командировку за пределы территории Российской Федерации, суточные выплачиваются:

а) при проезде по территории Российской Федерации – в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом для командировок в пределах территории Российской Федерации;

б) при проезде по территории иностранного государства – в порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом для командировок на территории иностранных государств.

При следовании работника с территории Российской Федерации дата пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию Российской Федерации дата пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

Даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации определяются по отметкам пограничных органов в паспорте.

При направлении работника в командировку на территории двух или более иностранных государств суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направляется работник.

Документами, подтверждающими расходы по проезду, являются проездные билеты на соответствующий вид транспорта. Если при проезде в поезде командированный работник пользовался постельными принадлежностями, то его затраты также должны быть подтверждены документально (например, отметкой, в проездных билетах). Затраты, связанные с наймом жилого помещения в месте командировки подтверждаются счетами и квитанциями гостиниц.

По возвращении из командировки работник обязан в течение трех рабочих дней представить в бухгалтерию и руководителю организации для утверждения авансовый отчет с приложением командировочного удостоверения и документов, подтверждающих достоверность произведенных расходов. Кроме того, составляет отчет о выполнении служебного задания. После утверждения отчета руководителем на основании авансового отчета в бухгалтерии организации делаются записи в бухгалтерском учете об использованных суммах.

При загранкомандировках производится пересчет сумм командировочных расходов, выраженных в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату утверждения авансового отчета.

Кроме командировочных расходов подотчетные суммы выдаются на хозяйственно-операционные и представительские расходы. К первым относятся расходы работников на покупку в установленных пределах материальных ценностей, включая оплату ГСМ, а также оплату стоимости отдельных работ и услуг. К представительским расходам относятся затраты организации по приему и обслуживанию представителей других предприятий, прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества. Состав представительских расходов организация определяет при утверждении сметы общехозяйственных расходов на отчетный период.

Основанием для списания денежных средств, израсходованных подотчетным лицом на приобретение материалов, сырья, оборудования, основных средств, оплату услуг транспортных организаций, отделений связи, осуществление представительских функций и т. д., являются авансовые отчеты с приложением к ним товарных и кассовых чеков, квитанций к приходным кассовым ордерам, накладных, счетов-фактур, актов и других документов. Авансовые отчеты в этих случаях представляются подотчетным лицом в течение 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы.

Для учета расчетов с подотчетными лицами по суммам, выданным им под отчет, используется синтетический счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Счет активно-пассивный, по его дебету отражаются суммы, выданные под отчет, а также суммы, выдаваемые в счет возмещения перерасхода средств подотчетным лицом, по кредиту счета – списание с подотчетного лица использованных сумм и возврат неиспользованных подотчетных сумм.

По дебету счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» отражают следующие операции в корреспонденции с кредитом счетов:

50 «Касса» – выданы денежные суммы под отчет и компенсирован перерасход подотчетных сумм;

50 «Касса» субсчет 3 «Денежные документы» – выданы подотчетным лицам из кассы денежные документы;

91 «Прочие доходы и расходы» – отражены положительные курсовые разницы по подотчетным суммам, выданным в иностранной валюте.

Расходование и списание сумм, выданных работнику под отчет денежных средств, отражается по кредиту счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в дебет счетов:

07 «Оборудование к установке» – приобретено подотчетным лицом оборудование, требующее монтажа;

08 «Вложения во внеоборотные активы» – приобретены подотчетным лицом внеоборотные активы;

10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 11 «Животные на выращивании и откорме», 41 «Товары» – приобретены подотчетным лицом материально-производственные запасы;

20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» – списаны расходы, осуществленные подотчетным лицом, на затраты по производству продукции, работ, услуг, их продаж и управлению производством и организацией в целом (в том числе хозяйственные и командировочные расходы);

19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» – отражена сумма налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, работам, услугам и оплаченным расходам подотчетными лицами;

50 «Касса» – возвращены неиспользованные подотчетные суммы;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – оплачены через подотчетных лиц задолженность поставщикам, услуги прочих кредиторов;

91 «Прочие доходы и расходы» – оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с выбытием основных и прочих активов, а также отражены отрицательные курсовые разницы по подотчетным суммам в иностранной валюте;

94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – отражены суммы, не возвращенные подотчетными лицами в установленные сроки.

Для учета расчетов с подотчетными лицами, отражаемых на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», в организациях АПК предназначен журнал-ордер формы № 7-АПК. В этом регистре в результате применения линейно-позиционного способа записей синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами совмещен. Аналитический учет ведут по каждой выданной в подотчет сумме.

При ведении журнала-ордера форма № 7-АПК за месяц, в бланке, открытом на текущий месяц, из предыдущего регистра сначала записывают переходящие остатки по расчетам с каждым подотчетным лицом на начало месяца: в графу 2 – суммы, оставшиеся в подотчете (дебет счета 71), в графу 3 – сумму не возмещенного перерасхода (кредит счета 71). При этом для справочных и контрольных целей в графе проставляют дату возникновения дебиторской или кредиторской задолженности.

Для упрощения нахождения записей, отраженных в журнале-ордере за прошлый месяц, в графе «В» журнала-ордера прошлого месяца отражают порядковый номер по записи в журнале-ордере прошлого месяца. После этого записывают операции текущего месяца. По каждой строке отражают дату и сумму выданного аванса (графы 4 – 7), возмещение перерасхода против аванса (графы 8 –10), возмещенную или удержанную сумму неиспользованного аванса (графы 11 –14) и суммы расхода по предоставленному утвержденному авансовому отчету (графы 15 –24). При этом общую сумму фактического расхода по каждому авансовому отчету записывают в графе 17, а в разрезе дебетуемых счетов – в графах 18 – 4.

Таким образом, операции по одному авансовому отчету находят отражение только по одной строке.

Использование вкладных листов позволяет также применять журнал-ордер формы № 7-АПК для отражения расчетов с каждым подотчетным лицом в течение квартала или полугодия независимо от количества подотчетных лиц. По утвержденным авансовым отчетам в графах 27 –30 отражают расходы на все виды служебных командировок работников в необходимой группировке (работники общехозяйственного аппарата управления, работники той или иной отрасли и т.п.). При необходимости накапливают суммы суточных, выплаченных работникам за отчетный месяц. Данные, отраженные в графах 27, 30 за отчетный период (квартал, полугодие, год), используют для составления бухгалтерской отчетности и анализа.

Если подотчетное лицо является материально ответственным за продажу продукции или материалов (заведующий складом, продавец магазина, ларька и др.), то полученную им выручку от продаж, отраженную по дебету счета 71 и кредиту счетов 90 «Продажи», 57 «Переводы в пути», записывают в одну из свободных граф 6 или 7, а сумму выручки, внесенную в кассу организации, на расчетный счет или отправленную почтовым переводом, отражают в графах 11 – 13. Суммы поступившей и сданной торговой выручки должны соответствовать суммам, отраженным в соответствующих журналах – ордерах (ф. № 1-АПК, 2-АПК, 3-АПК, 4-АПК, 11-АПК).

По окончании записей всех операций по расчетам с подотчетными лицами за отчетный период в журнале-ордере формы № 7-АПК подсчитывают итоги по всем графам и проводят сверку полученных данных с данными других журналов-ордеров и ведомостей.

Общую сумму кредитового оборота, а также суммы его составляющих по корреспондирующим счетам в установленном порядке переносят в Главную книгу.

При автоматизации учета для аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами используются ведомости (машинограммы) этих расчетов.

1.1.4 Учет денежных средств на расчетных
и других счетах в банках

В соответствии с законодательством РФ каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных и кредитных операций. Организации могут открывать неограниченное количество рублевых расчетных счетов, информацию об открытии которых необходимо предоставить в налоговые органы в целях контроля за первоочередностью платежей в бюджет.

Для открытия расчетного счета организация должна предоставить в банк пакет документов:

– заявление на открытие счета;

– свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

– учредительные документы юридического лица;

– лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;

– карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом (руководителя, главного бухгалтера и др.), оттиском печати организации;

– документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете;

– документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;

– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях открытия банковского счета;

– другие документы по требованию банка.

Между организацией и банком заключается договор банковского счета, который носит возмездный характер, т.е. банк с организации взимает плату за расчетно-кассовое обслуживание и в тоже время начисляет проценты за использование денежных средств, находящихся на счете.

На расчетный счет банк производит все зачисления денежных средств, полученных в пользу организации на условиях безналичных расчетов, а также внесенных из кассы организации наличных денежных средств.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.

В случае осуществления безналичных расчетов организации должны руководствоваться Положением о безналичных расчетах в РФ, утвержденным ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П (в редакции последующих изменений).

Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета или с их согласия в пределах имеющихся на счете денежных средств в порядке поступления в банк расчетных документов.

Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке.

Без акцепта плательщика списание средств со счета осуществляются в случаях:

1) установленных законодательством (по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов). В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам;

2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения (например, в безакцептном порядке оплачивают счета энерго-, теплоснабжающих и других организаций).

При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ (ст. 855 ГК РФ).

Операции по зачислению средств и списанию средств со счета банк производит на основании документов специальной формы.

Внесение денежных средств на расчетный счет производится на основании объявления на взнос наличными. В подтверждение о внесении денег банк выдает вносящему их квитанцию, которая служит оправдательным документом.

Для получения денежных средств со счета организация оформляет чек (денежный). При открытии расчетного счета организация получает в банке чековую книжку.

Для осуществления безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Формы расчетных документов приведены в приложениях к Положению о безналичных расчетах в РФ.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

а) наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код иностранной организации (КИО);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

и) сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично.

Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или электронно-вычислительных машин.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, или одной подписи (при отсутствии в штате организации лица, которому может быть предоставлено право второй подписи) и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

В рамках применяемых форм безналичных расчетов допускается использование аналогов собственноручной подписи в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению независимо от их суммы.

Платежное поручение(ф.0401060) – это расчетный документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться:

а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в) перечисления денежных средств в целях возврата, размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;

г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежное требование (ф.0401061) – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «с акцептом».

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

Последний экземпляр платежного требования используется для извещения плательщика о поступлении платежного требования. Указанный экземпляр расчетного документа передается плательщику для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления в банк платежного требования. Передача платежных требований плательщику осуществляется исполняющим банком в порядке, предусмотренном договором банковского счета.

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта по ф. № 0401004. При акцепте платежных требований заявление составляется в двух экземплярах, первый из которых оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

При полном или частичном отказе от акцепта заявление составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления оформляются подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати плательщика.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы либо производится запись о расчетах на основании измерительных приборов и действующих тарифов.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

Инкассовое поручение (ф. 0401071) – это расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк – эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Форму заявления на открытие аккредитива банк-эмитент разрабатывает самостоятельно. На основании заявления банк-эмитент составляет аккредитив (ф. 0401063) для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки. Выписки банка представляют собой второй экземпляр лицевого счета организации, открытого банком. Храня денежные средства организации, банк считает себя ее должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность. Поэтому остатки средств и поступление средств банк записывает по кредиту счета, а уменьшение своего долга (списания, выдачу наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисления сумм на счет и остатки – по дебету, а списания – по кредиту. При проверке и обработке выписок подбираются все оправдательные документы, а на полях выписки проставляются корреспондирующие счета. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета.

Денежные средства предприятия, хранящиеся на расчетных счетах, учитывают на синтетическом счете 51 «Расчетные счета». В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит – уменьшение денежных средств на расчетном счете. Синтетический учет ведут в журнале-ордере № 2 и ведомости к нему. Основанием для записей по расчетному счету служат выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами.

Организации могут открывать в банке прочие специальные счета для осуществления особых операций. Учет таких операций организуется на счете 55 «Специальные счета в банках», где учитывают наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся в аккредитивах, чековых книжках и других специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования, в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты следующие субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые книжки»;

55-3 «Депозитные счета» и др.

Аккредитивная форма расчетов применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления. Особенность аккредитивной формы расчетов в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются основные условия (наименование банков, получатель средств, сумма аккредитива, его вид, сроки действия, способ извещения получателя средств об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств, и др.).

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств. Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

Выплаты по аккредитиву производят в течение срока его действия в банке поставщика в полной сумме аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приемно-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара. Реестры счетов должны сдаваться поставщиком в обслуживающее его учреждение банка, как правило, на следующий день после отгрузки (отпуска) товара.

Аккредитив учитывают на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств и за счет банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской записью:

дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы», кредит счета 51 «Расчетные счета».

Когда аккредитив выставляют за счет банковского кредита, составляют следующую запись:

дебет счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы», кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счета оформляют следующей записью:

дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредит счета 55 «Специальные счета в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

Остаток неиспользованного аккредитива возвращают организации – покупателю и зачисляют на расчетный счет, если аккредитив выставлен за счет собственных средств, или перечисляют в погашение задолженности по ссуде, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.

Расчеты чеками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

При поступлении товаров (оказании услуг) плательщик выписывает чек из книжки и передает представителю поставщика или подрядчика, который становится чекодержателем. Чекодержатель представляет выписанный чек в свое учреждение банка, как правило, на следующий день со дня выписки, для зачисления денег на его расчетный счет.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек у плательщика учитывается на счете 55 «Специальные счета в банках», субсчет 2 «Чековые книжки», с кредита счетов 51 «Расчетные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других подобных счетов. По мере оплаты задолженности чеками их списывают с кредита счета 55 в дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2.

Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов.

Аналитический учет по субсчету 55-2 ведут по каждой полученной чековой книжке.

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывают движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. Перечисление денежных средств во вклады отражают по дебету счета 55 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возвращении кредитной организацией сумм вкладов производят обратные бухгалтерские записи.

Аналитический учет по субсчету 55-3 «Депозитные счета» ведут по каждому вкладу.

На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленно хранящихся в банке средств целевого финансирования (поступивших бюджетных средств); средств, поступивших на содержание специальных учреждений от родителей и других источников; средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета.

Филиалы, представительства и иные структурные единицы, входящие в состав организации и выделенные на самостоятельный баланс, которым открыты текущие счета в местных учреждениях банков для осуществления текущих расходов, отражают на отдельном субсчете к счету 55 движение указанных средств.

Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно.

Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получение данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках и т.п. на территории страны и за рубежом.

1.1.5 Принципы учета и оценки дебиторской и кредиторской
задолженности. Сроки расчетов и исковой давности

В процессе хозяйственной деятельности организации совершается множество, фактов хозяйственной жизни, ведущих к возникновению расчетных взаимоотношений с различными юридическими и физическими лицами и, как следствие, к возникновению обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности), которые подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности.

Под дебиторской задолженностью (правом требования) понимают существующую на отчетную дату задолженность других юридических и физических лиц данной организации, которая является следствием свершившихся проектов хозяйственной деятельности, и расчеты по которой должны привести к притоку активов. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами (покупатели, заказчики, подотчетные лица и т.д.).

Кредиторской задолженностью называется существующая на отчетную дату задолженность организации юридическим и физическим лицам, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности, и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Организации и лица, перед которыми у организации имеются обязательства (кредиторская задолженность) называются кредиторами (поставщики, подрядчики, банки, работники организации и т.д.).

Дебиторская и кредиторская задолженность могут возникнуть в силу действия договора или правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

Дебиторская и кредиторская задолженность в совокупности представляют собой обязательства. Дебиторская задолженность (права требования) – это активная часть обязательств, а кредиторская задолженность – это пассивная часть обязательств. Дебиторы и кредиторы – это стороны обязательств.

Оценка обязательств в бухгалтерском учете осуществляется в денежном выражении. Обязательства должны отражаться на бухгалтерских счетах в суммах, определенных договором или законом, т.е. в суммах, причитающихся к получению или выплате на каждый конкретный момент времени.

Погашение обязательств может происходить путем выплаты денежных средств или передачи других активов (оказание услуг). Кроме того, погашение обязательства может происходить в форме замены обязательства одного вида другим; преобразования обязательства в капитал; снятия требований со стороны кредитора.

Дебиторская и кредиторская задолженность отражаются на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с дебиторами и кредиторами должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны.

Дебиторская и кредиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.

Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов.

Списание задолженности оформляется следующими бухгалтерскими записями:

дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счетов 62, 76

дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредит счетов 62, 76.

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (50, 51, 52) и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты и оформляется следующими бухгалтерскими записями:

дебет счетов 60, 76, кредит счета 91.

1.1.6 Формы расчетов

Расчеты организации с ее контрагентами могут осуществляться на основе расчетов наличными денежными средствами и в безналичной форме. Расчеты наличными деньгами осуществляются через кассы организаций или через подотчетных лиц. Расчеты наличными деньгами между организациями – юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не могут превышать сумму сто тысяч рублей по одному договору. Большая часть расчетов осуществляется в безналичной форме.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом.

Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, в пределах имеющихся на счете денежных средств.

Расчетные операции между организациями осуществляются по следующим формам безналичных расчетов:

а) расчеты платежными поручениями;

б) расчеты по аккредитиву;

в) расчеты чеками;

г) расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов (платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований, инкассовых поручений).

При расчетах платежными поручениями используется расчетный документ – платежное поручение.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение действительно в течение 10 календарных дней с момента его выписки.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, перечисления денежных средств в целях возврата сумм кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним, перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежное поручение составляется на бланке типовой формы и принимается банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле «Поступ. в банк плат.» ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку как расчетные документы, не оплаченные в срок. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по мере представления последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

– покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

– отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента в пределах суммы аккредитива либо указывает в аккредитиве иной способ возмещения исполняющему банку сумм, выплаченных по аккредитиву в соответствии с его условиями.

В случае изменения условий или отмены отзывного аккредитива банк-эмитент обязан направить соответствующее уведомление получателю средств не позже рабочего дня, следующего за днем изменения условий или отмены аккредитива.

Условия безотзывного аккредитива считаются измененными или безотзывный аккредитив считается отмененным с момента получения исполняющим банком согласия получателя средств. Частичное принятие изменений условий безотзывного аккредитива получателем средств не допускается.

По просьбе банка-эмитента безотзывный аккредитив может быть подтвержден исполняющим банком с принятием на себя обязательства, дополнительного к обязательству банка-эмитента, произвести платеж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива (подтвержденный аккредитив). Условия подтвержденного аккредитива считаются измененными или аккредитив считается отмененным с момента получения банком-эмитентом согласия исполняющего банка, подтвердившего аккредитив, и получателя средств.

Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего.

Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами,
и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.

При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. В заявлении на открытие аккредитива указываются следующие сведения: наименование банка-эмитента; наименование банка – получателя средств; наименование исполняющего банка, вид аккредитива (отзывный или безотзывный); условие оплаты аккредитива; перечень и характеристика документов, представляемых получателем средств, и требования к их оформлению; дата закрытия аккредитива, период представления документов; наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузоотправитель, грузополучатель, место назначения груза.

На основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на бланке типовой формы 0401063. При большом перечне документов, подлежащих указанию в аккредитиве, может составляться приложение в произвольной форме, на которое делается ссылка в аккредитиве и которое является неотъемлемой его частью.

Для осуществления расчетов по покрытому (депонированному) аккредитиву в аккредитиве указывается номер счета, открытого исполняющим банком для осуществления расчетов по аккредитиву. Указанный счет открывается по запросу банка-эмитента, составленному в произвольной форме на основании заявления на открытие аккредитива. Номер указанного счета доводится исполняющим банком до сведения банка-эмитента, а банком-эмитентом – до сведения плательщика.

Исполняющий банк незамедлительно сообщает о поступлении аккредитива получателю средств согласованным с ним способом с последующим письменным подтверждением в произвольной форме не позже рабочего дня, следующего за днем поступления аккредитива от банка-эмитента. Если исполняющий банк не является банком, обслуживающим получателя средств, исполняющий банк вправе сообщить получателю средств о поступлении аккредитива через банк получателя средств.

Для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств представляет в исполняющий банк четыре экземпляра реестра счетов типовой формы и предусмотренные условиями аккредитива документы.

При установлении соответствия указанных документов условиям аккредитива и правильности оформления реестра счетов исполняющим банком производится платеж по аккредитиву. При исполнении отзывного аккредитива исполняющий банк производит платеж в полной сумме, если к моменту представления документов он не получил от банка-эмитента распоряжения об отмене аккредитива, в части суммы аккредитива – при получении от банка-эмитента распоряжения об уменьшении суммы аккредитива.

При платеже по аккредитиву сумма, указанная в реестре счетов, зачисляется (перечисляется) на счет получателя средств платежным поручением исполняющего банка. Первый экземпляр платежного поручения вместе с первым экземпляром реестра счетов помещается в документы дня банка в качестве основания списания денежных средств со счета, предназначенного для учета сумм по покрытому (депонированному) аккредитиву, или основания списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента, открытого в исполняющем банке, по непокрытому (гарантированному) аккредитиву.

Исполняющий банк направляет банку-эмитенту второй экземпляр реестра счетов с приложением требуемых условиями аккредитива документов, а также третий экземпляр реестра счетов для использования в банке-эмитенте и для вручения плательщику.

Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится:

– по истечении срока действия аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка);

– при отказе получателем средств от использования аккредитива (в полной сумме или в ее части) до истечения срока его действия, если это допускается условиями аккредитива, путем направления заявления о закрытии аккредитива исполняющему банку;

– при отзыве аккредитива (в полной сумме или в ее части) банком-эмитентом, в том числе по требованию плательщика либо после получения согласия получателя средств по безотзывному аккредитиву.

Расчеты чеками.Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком – банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

Расчеты по инкассо.Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов типовой формы 0401014, составляемом в двух экземплярах. В реестр могут включаться по усмотрению получателя средств (взыскателя) платежные требования и инкассовые поручения.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

1) установленных законодательством;

2) предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Платежное требование составляется на бланке формы № 0401061.

Кроме основных реквизитов в платежном требовании указываются:

а) условие оплаты;

б) срок для акцепта;

в) дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;

г) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), способ поставки товара и другие реквизиты – в поле «Назначение платежа».

В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «с акцептом».

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее пяти рабочих дней.

При оформлении платежного требования кредитор (получатель средств) по основному договору в поле «Срок для акцепта» указывает количество дней, установленных договором для акцепта платежного требования. При отсутствии такого указания сроком для акцепта считается пять рабочих дней.

Платежные требования помещаются исполняющим банком в картотеку расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, до получения акцепта плательщика, отказа от акцепта (полного или частичного) либо истечения срока акцепта.

Акцепт платежного требования либо отказ от акцепта (полный или частичный) оформляется заявлением об акцепте, отказе от акцепта по форме № 0401004.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «без акцепта», а
также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств на основании договора в поле «Условие оплаты» получатель средств указывает «без акцепта», а также дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право безакцептного списания.

Безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставлять платежные требования на списание денежных средств в безакцептном порядке, наименовании товаров, работ или услуг, за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

Отсутствие условия о безакцептном списании денежных средств в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта. Данное платежное требование оплачивается в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта пять рабочих дней.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071.

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

Банки, обслуживающие должников (исполняющие банки), исполняют поступившие инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя на исполнительном документе делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств. Инкассовое поручение помещают с приложенным исполнительным документом в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.

Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания).

Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания.

Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

– по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством о приостановлении взыскания;

– при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

– по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

1.1.7 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Хозяйственная деятельность любого экономического субъекта невозможна без приобретения у других юридических и физических лиц различных товарно-материальных ценностей, потребления работ и услуг сторонних организаций и, следовательно, без расчетов за эти товарно-материальные ценности, работы и услуги.

Организации, поставляющие сырье, материалы и другие ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.) являются поставщиками и подрядчиками.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются расчеты:

– за полученные товарно-материальные ценности (ТМЦ), принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п. расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

– за неотфактурованные поставки;

– за услуги по перевозкам, в том числе по недоборам и переборам тарифа (фрахта);

– за все виды услуг связи;

– за услуги по договорам строительного подряда и др.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активно-пассивным по отношению к бухгалтерскому балансу. Дебетовое сальдо показывает сумму авансов (предоплаты), выданных поставщикам и подрядчикам (задолженность поставщиков и подрядчиков за оплаченные ценности, предстоящие к выполнению работы и оказанию услуги). Кредитовое сальдо по счету 60 свидетельствует о суммах задолженности организации поставщикам и подрядчикам по неоплаченным расчетным документам и неотфактурованным поставкам (кредиторская задолженность в пользу поставщиков, подрядчиков за поступившие, но еще не оплаченные ценности, работы и услуги).

Оборот по дебету счета показывает суммы погашения задолженности организации поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, а также увеличение задолженности поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам и предоплате в отчетном периоде. Оборот по кредиту счета показывает стоимость полученных от поставщиков товарно-материальных ценностей, выполненных подрядчиками работ и оказанных услуг, а также зачет су


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: