Кассовые операции банков

Коммерческие банки осуществляют кассовые операции на основании Положения от 24.04.08 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

Банк проводит кассовые операции через кассовый узел или через внутренние структурные подразделения (например, кассы вне кассового узла), которые должны быть соответствующим образом оборудованы как с функциональной точки зрения, так и с точки зрения безопасности. В кассовый узел банка должны входить следующие помещения:

· дневная касса, в которой осуществляется прием-выдача наличных денежных средств в течение операционного (банковского) дня;

· вечерняя касса, куда сдается вечерняя выручка клиентов, а также инкассируемые денежные средства;

· касса пересчета;

· денежное хранилище;

· обменный пункт (только при условии наличия у банка валютной лицензии ЦБ РФ).

Иные внутренние структурные подразделения (ВСП), в которых осуществляются операции с денежной наличностью, должны также содержать обособленные помещения, исключающие возможность нахождения в них посторонних лиц, а также хранилище ценностей. При отсутствии хранилища ценностей наличные деньги в ВСП должны храниться в сейфе.

Кредитная организация, ВСП при осуществлении кассовых операций с наличными денежными средствами могут применять различные программно-технические средства:

· автоматические устройства для приема и выдачи наличных денег клиентам с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (кассовый терминал);

· устройства, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема наличных денег от клиентов (автоматический сейф);

· банкоматы;

· другие программно-технические средства.

Указанные программно-технические средства, использование которых предусматривает полистное вложение клиентом наличных денежных средств, должны быть оснащены детекторами для проверки подлинности вносимых банкнот.

Банки могут осуществлять следующие кассовые операции: прием, выдачу, размен, обмен, обработку, включающую в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег.

Кассовое обслуживание клиентов как юридических, так и физических лиц включает в себя следующие основные операции:

· прием наличных денежных средств от клиента и их зачисление на счет клиента, в том числе с использованием пластиковых карт;

· прием/выдача денежных средств для осуществления операций по переводу денежных средств в Российскую Федерацию или за ее пределы без открытия банковских счетов по поручению или в пользу физических лиц;

· выдача денежных средств со счета клиента, в том числе с использование пластиковых карт, в форме наличности;

· инкассация денежных средств клиента;

· валютно-обменные операции;

· размен наличных денежных средств как в рублях РФ, так и в иностранной валюте;

· проверка подлинности и пересчет наличных денежных средств.

Прием наличных денежных средств от клиентов – юридических лиц осуществляется на основании Объявления на взнос наличными. Принятые наличные денежные средства зачисляются на счет клиента. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банка. Прием наличных денежных средств от клиентов – физических лиц осуществляется на основании Приходного кассового ордера.

Выдача наличных денежных средств со счета клиента – юридического лица осуществляется в настоящее время, как было сказано выше, с помощью чеков. Для этого клиент представляет в обслуживающий его банк заполненный чек с указанием целей, на которые планируется потратить полученные деньги. На основании этого чека банк выдает клиенту наличные денежные средства, списывая их со счета клиента. Как правило, за выдачу наличных денег банк берет с клиента комиссию в виде процента от выдаваемой суммы, величина которого зависит от суммы и целей, указанных в чеке. Выдача наличных денежных средств клиентам – физическим лицам осуществляется на основании Расходного кассового ордера.

Инкассация денежных средств клиента осуществляется на основании специального договора, подписываемого с банком. Она может носить регулярный и разовый характер. За оказание ему услуг по инкассации денежной наличности клиент уплачивает банку комиссию, размер которой устанавливается договором между ними.

Кассовое обслуживание клиента – юридического лица осуществляется только при наличии у него специально оборудованного помещения кассы.

Юридические лица должны соблюдать порядок ведения кассовых операций и, в частности, вести кассовую книгу, в которой учитываются все проводимые через кассу операции с приложением подтверждающих их документов.

Остаток денежных средств в кассе юридического лица не должен превышать лимит остатка наличных денег в кассе (лимит кассы), устанавливаемый банком на основании кассового плана и заявки-расчета. Лимит кассы представляет собой максимально разрешенную сумму денежной наличности, которая может находиться в кассе юридического лица на конец операционного дня. При необходимости величина лимита кассы может быть пересмотрена. Юридические лица имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленного лимита только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не более трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Все наличные деньги из кассы юридического лица, превышающие лимит кассы, должны быть сданы в банк.

Так как в настоящее время юридическим лицам разрешается иметь счета в нескольких банках, то при открытии нового счета необходимо подтвердить в банке, где этот счет открывается, ранее установленный данному юридическому лицу лимит кассы.

Банки систематически проверяют соблюдение их клиентами правил ведения кассовых операций и при обнаружении нарушений применяют к ним различные административные санкции (например, уменьшают размер лимита кассы).

За проведение различных кассовых операций банки берут с клиентов комиссию, устанавливаемую в соответствии с Тарифами банка. Размер комиссии может устанавливаться либо в виде фиксированной суммы, либо в виде процента от суммы проводимой операции. Указанные комиссии являются доходом банка от проведения им кассовых операций.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды банковских счетов могут открывать российские коммерческие банки?

2. Какие операции проводятся по банковским счетам?

3. Из какого документа клиент банка может получить информацию о состоянии своего счета и о движении средств по нему?

4. В каких формах допускается осуществлять безналичные расчеты в нашей стране? Какая из них является самой распространенной?

5. В течение скольки дней с момента составления платежное поручение является действительным и может быть предъявлено в банк для осуществления платежа по нему?

6. По какому расчетному документу при осуществлении расчетов по инкассо необходимо получить акцент для осуществления платежа по нему?

7. Каковы основные виды аккредитивов в соответствии с российским законодательством?

8. Что необходимо сделать для открытия аккредитива и для получения средств по нему?

9. За счет каких источников банк может оплачивать чеки, выписанные его клиентом?

10.Что должен сделать владелец кредитной банковской карты при получении наличных денежных средств в банкомате?

11.В чем преимущества электронных расчетов?

12.В чем состоит преимущество дорожных чеков перед наличными деньгами и за счет чего оно достигается?

13.В какой последовательности осуществляется списание денежных средств с банковского счета?

14.Какие помещения включает в себя кассовый узел банка?

15.Что включают в себя кассовые операции банков?

16.В каком случае допускается превышение остатка наличных денежных средств в кассе предприятия или организации над лимитом кассы?

17.В чем состоят выгоды банка от осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов?

18.Какие риски возникают у банка при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: