Виды толкования норма права по субъектам и объему

Толкование норм права по субъектам:

· 1) Официальное толкование – дается органами, уполномоченными на то государством, закрепляется в специальном акте и имеет общеобязательное значение;

· 2) Неофициальное толкование – осуществляется субъектами, деятельность которых в этой области не является официальной.

Виды официального толкования:

· 1) Аутентическое – дается органом, издавшим толкуемый нормативный акт;

· 2) Легальное (делегированное) – закон наделяет тот или иной орган правом толковать акты, изданные другими органами;

· 3) Казуальное – дается применительно к отдельному случаю (казусу);

· 4) Нормативное – дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм.

Виды неофициального толкования:

· 1) Доктринальное – осуществляется специалистами в области права и имеет научный характер;

· 2) Профессиональное – разъяснения исходит от компетентных в области права лиц;

· 3) Обыденное – уяснение и разъяснение права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции.

Виды толкования норм права по объему:

· 1) Буквальное – понимание смысла толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права;

· 2) Расширенное – смысл, который вложил законодатель в норму права шире смысла, вытекающего из текста нормы права;

· 3) Ограничительное – смысл, который вложил законодатель в норму права уже смысла, вытекающего из текста нормы права.

Акт толкования норм права - это официальный документ, правовой акт, направленный на установление смысла и содержания тех или иных норм права.
Юридические свойства акта толкования правовых норм: призваны способствовать правильной и законной реализации права, претворять волю законодателя. Хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, без них механизм был бы искажен, норма права не верно понята, а это нарушение законности и правоприменительной деятельности.
В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования – интерпретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы.
В ТГП различаются два вида актов толкования: 1 интерпретационные акты правотворчества (нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования. Являются источником П, т.к. содержат конкретизирующие нормы.); 2 интерпретационные акты правоприменения (специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности). Виды актов толкования норм права зависят от объема нормативного материала.

Нормативное разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов - актов толкования (постановлений, приказов и т.п.).

Казуальное разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права.

Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.

Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.

Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:

1. он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;

2. интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;

3. акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;

4. он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;

5. акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.

Акты толкования делят:

1. по отраслям права;

2. в зависимости от субъекта издания;

3. в зависимости от внешней формы;

4. по юридической значимости;

5. в зависимости от органов, дающих толкование;

6. в зависимости от характера толкуемых правовых норм;

7. по своей юридической природе;

8. по структурным элементам.

Так, по отраслям права можно выделить акты толкования:

1. конституционно-правовые;

2. уголовно-правовые;

3. административно-правовые.

В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть:

1. аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект);

2. легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).

В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть:

1. письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие;

2. устными.

По юридической значимости можно выделить акты:

1. нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение;

2. казуальные, которые относятся к конкретному случаю.

В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:

1. органов государственной власти;

2. органов управления;

3. судебных, прокурорских органов и т. д.

В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:

1. материальные;

2. процессуальные.

По своей юридической природе различаются интерпретационные акты:

1. акты правотворчества;

2. акты правоприменения.

По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты:

1. на акты толкования гипотезы;

2. акты толкования диспозиции;

3. акты толкования санкции;

4. комплексные акты толкования.

Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.

Интерпретационный акт (акт толкования права) - это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.

Особенности актов толкования права:

- они представляют собой разъяснение смысла юридических норм;

- содержат конкретизирующие, а не нормативные предписания;

- не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;

- не являются формой и источником права.

Интерпретационные акты подразделяются:

- в зависимости от типов официального толкования - на акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования;

- в зависимости от органов, дающих толкование, - на акты органов государственной власти, управления, судебных и прокурорских органов и т.п.;

- в зависимости от предмета правового регулирования - на акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;

- в зависимости от характера - на материальные и процессуальные акты;

- в зависимости от формы - на указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;

- в зависимости от юридической природы различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.

36. Процесс применения права состоит из трех основных стадии: установление фактических обстоятельств дела; выбор и анализ нормы права; принятие решения и доведение его до исполнителей.

Каждая стадия складывается из определенных действий. Так, при установлении и анализе фактических обстоятельств дела определяется круг юридически значимых фактов; осуществляется сбор и процессуальное закрепление добытых фактов; проводится исследование фактов, т. с. устанавливается их достоверность; происходит оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности.

При выборе и анализе нормы права решается вопрос о том, какая норма права должна быть применена в данном случае. Проверяется правильность текста нормативного правового акта (опечатки, пропущенные слова и т. д.); проверяется подлинность нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц; уясняется смысл и содержание нормы права; изучаются акты официального толкования юридической нормы.

Стадия принятия решения состоит из нескольких действий и имеет сложный характер. Это творческий процесс, результатом которого является письменный акт, в котором излагаются обстоятельства дела, их анализ, оценка и государственно-властное веление. Субъект правоприменения осуществляет подготовку проекта правоприменительного акта, его проверку на соответствие правовым предписаниям, выносит (издаст) акт правоприменения. После вынесения этого решения оно доводится до сведения заинтересованных лиц. Если есть необходимость, то этим лицам разъясняются порядок и последствия обжалования решения.

Акты применения права, или правоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный вид правовых актов, они имеют двойственную природу: обладают свойствами, присущими нормативным правовым актам, и одновременно принципиально отличаются от них, имеют свое лицо, свою специфику как самостоятельный элемент механизма правового регулирования.

Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: