Тихоходные станки-качалки

С ростом числа малодебитных скважин (с дебитом менее 5 м3/сут) все острее вставала проблема их оптимальной эксплуатации. Использование периодической эксплуатации связано с целым рядом существенных неблагоприятных факторов, в числе которых: неравномерная выработка пласта, неэффективное использование наземного и подземного оборудования, недостаточный межремонтный период по сравнению с непрерывно функционирующими скважинами, затруднения, возникающие в зимнее время и др.

С ростом числа малодебитных скважин (с дебитом менее 5 м3/сут) все острее вставала проблема их оптимальной эксплуатации. Использование периодической эксплуатации связано с целым рядом существенных неблагоприятных факторов, в числе которых: неравномерная выработка пласта, неэффективное использование наземного и подземного оборудования, недостаточный межремонтный период по сравнению с непрерывно функционирующими скважинами, затруднения, возникающие в зимнее время и др.

Была разработана конструкция тихоходного станка-качалки с увеличенным передаточным числом за счет введения в трансмиссию дополнительной ременной передачи, что позволяло снижать частоту качаний балансира до 0,8...1,7 в минуту.

Для этого между электродвигателем и редуктором монтируется промежуточный вал с соответственно малым и большим по диаметру шкивами, установленными консольно. Компоновка промежуточного вала может быть вертикальной и горизонтальной (рис. 4.53)

Рис. 4.53. Схема тихоходного станка-качалки с дополнительной ременной передачей

В последнем случае раму станка-качалки приходится немного наращивать на величину межосевого расстояния дополнительной ременной передачи. Такой вариант применяется на станке-качалке 7СК8-3.5-4000Ш.

Конструктивное решение с дополнительной передачей отличается простотой, позволяет применять его к любому станку-качалке и допускает изготовление необходимых деталей силами добывающих предприятий.

Другим решением стало применение в приводе мотор-редуктора с передаточным числом i = 2,3. Если станок-качалка типа 7СК8-3,5-4000Ш имеет число качаний n = 3,8...12, то с мотор-редуктором - до 2,5. При этом для работы вместо двигателя мощностью в 30 кВт используется двигатель мощности 18,5 кВт.

Компоновка трансмиссии такого станка-качалки отличается отсутствием ременной передачи, что компенсируется применением трехступенчатого редуктора с передаточным числом i = 165. Редуктор непосредственно, с помощью муфты, соединяется с электродвигателем. При этом приходится применять угловую передачу, поэтому редуктор имеет коническо-цилиндрическую конструкцию с быстроходной конической ступенью.

Отсутствие ременной передачи не позволяет регулировать частоту хода балансира, поэтому в описываемом варианте предусматривается применение регулируемого многоскоростного асинхронного электродвигателя, который за счет изменения схемы подключения может обеспечить частоту вращения вала 495, 745, 990 и 1485 об/мин. Соответственно получают 3; 4,5; 6 и 9 качаний балансира в минуту, причем резко сокращается время перевода СШНУ на другой режим работы по сравнению со сменой шкивов.

Рис. 4.54. Схема станка-качалки с трехступенчатым коническо-цилиндрическим редуктором

Отсутствие ременной передачи, которая в обычных механизмах предохраняет оборудование от поломок при перегрузках потребовала в данном случае другого конструктивного решения. Муфта, соединяющая двигатель с редуктором, снабжена срезным штифтом, заключенным в резиновую оболочку, которая смягчает пусковой момент.

При заклинивании плунжера скважинного насоса или поломках в кинематической цепи штифт срезается, предохраняя электродвигатель от перегрузки.

Конструкция станка-качалки: редуктор, электродвигатель, станция управления, клинно-ременная передача, стойка, кривошипы, шатуны, противовесы (контр-грузы), балансир, головка балансира, канатная подвеска, полированный шток, рама, ограждение.

Основные причины неисправностей в работе СК:

№ п/п Характер неисправностей Признаки неисправностей Возможные причины Способы устранения
  Расшатанность всего станка- качалки Взаимное пере- мещение деталей металлоконструкции Вибрация ног стойки 1) неправильно выполненный фундамент. 2) ослабление крепления рамы к фундаменту, стойки к раме, редуктора к раме или к подставке. 3) неправильно выполненный монтаж. 4) неуравновешенность станка-качалки. 5) значительное превышение нагрузки и числа качаний. Усилить и выров-нять фундамент. Закрепить все крепежные детали. Проверить и исправить места неправильной сборки. Проверить и урав-новесить привод. Привести режим работы в соответ-ствии с техничес-кой характеристи-кой
  Проворачивание Пальца в отверстии кривошипа Периодический скрип 1) ослабление затяжки пальца в гнезде кривошипа. 2) износ пальца и втулки. 3) срез шпонки пальца или замковой шайбы. 4) неприлегание торца заплечика к кривошипу. 5) загрязнение отверстия в кривошипе Затянуть гайку и зафиксировать ее. Заменить детали. Заменить детали. Правильно собрать соединение. Разобрать соеди-нение, прочистить, собрать, затянуть палец и зафикси-ровать гайку.
  Ослабление соединения шатуна с траверсой Осевое смещение верхнего пальца. Износ соединения. Заменить детали.
  Задевание шату-нов за кривошипы или противовесы Периодический стук 1) неправильно установлен балансир. 2) неправильно отцентри-рован весь станок –качалка. Произвести цент-ровку балансира относительно оси рамы. Отцентрировать станок –качалку.
  Расшатанность шатунов Скрип в верхних и нижних головках шатунов, появление толчков при движении шатунов 1) заедание пальцев верхних головок шатунов. 2) взаимное смещение кривошипов Выбить палец, зачистить, смазать и вновь собрать. Снять один криво-шип. Изготовить и установить спец. шпонку для совме-щения осей кривошипов.
  Расшатанность траверсы Стук траверсы при ходе головки балан-сира вниз Излишний балансирный груз Последовательно снимать балансир-ные плиты до прекращения стука
  Смещение корпуса подшипника опоры траверсы Наличие зазоров между корпусом подшипника и упорами балансира 1) разработка упоров. 2) ослабление болтов корпуса подшипника. 3) неплотное прилегание гаек и головок болтов к опорным поверхностям. Вставить в зазоры прокладки и при-варить их или затянуть болты и забить клинья между подшипни-ками и упорными планками. Затянуть гайки. Расширить цеков-ки под головки болтов в корпусе подшипника; под-ложить под гайки шайбы; затянуть.
  Нарушение соединения кривошипа с валом редуктора Рывки кривошипа на валу 1) ослабление крепления клеммового соединения. 2) повреждение шпоночного паза на валу или смятие шпонки Затянуть диффере-нциальную стяжку кривошипа. Повернуть криво-шипы на 90*и установить шпонки в новые пазы. Заменить шпонку
  Нарушение соединения оси балансира с балансиром Наличие зазоров между осью опоры балансира и упорными планками на балансире 1) ослабление крепления болтов. 2) появление зазоров Затянуть гайки. Установить прок-ладку с целью устранения зазоров.
  Колебание головки балансира в горизонтальной плоскости Наличие зазора между упорным винтом на балансире и головкой балансира Ослабление затяжки винтов Завернуть винт до упора в головку балансира и законтрить контрогайкой.
  Ослабление соединения головки балансира с колонной штанг Проскальзывание устьевого штока или каната в зажимах подвески 1) несоответствие размеров плашек размерам каната и устьевого штока. 2) износ насечек плашек Заменить плашки или канат на соответствующие. Заменить плашки.
  Сползание противовесов с кривошипа Изменение места расположения противовесов 1) ослабление креплений или их обрыв. 2) неплотное прилегание противовесов к кривошипам или загрязненность сопри-касающихся поверхностей Затянуть болты или заменить. Удалить высту-пающие места на поверхностях. Очистить поверх-ности соприкосно-вения от грязи
  Осевое смещение пальца верхней головки шатуна Расшатанность механизма Непопадание стопорного винта в углубление пальца Правильно установить винт
  Заедание пальцев верхних головок шатунов в отверстиях траверсы Толчки в преобразу-ющем механизме, скрип в верхних и нижних головках шатунов. Обрыв верхних головок шатунов 1) нарушение поверхности контакта. 2) смещение осей кривошипов Снять шатун с тра-версой, выбить па-лец, зачистить отверстие и палец, смазать поверх-ности и собрать узел
  Перемещение балансира по его квадратной оси Зазор между осью балансира и упорными планками Ослабление крепления балансира Установить про-кладку для устра-нения зазора. Затянуть гайки. Закрепить гайки у скоб и поставить контргайки.
  Неравномерный натяг ветвей канатной подвески Слабина каната подвески 1) защемление каната между роликом и дугой головки балансира. 2) прилегание обода ролика к ограждению Установить шайбу между роликом и дугой головки балансира. Подложить шайбу под ограждение ролика.
  Задевание тра-версой канатной подвески головки балансира Устанавливается визуально Короткий канат подвески Установить канат необходимой длины
  Ненормальная работа клиноременной передачи Периодическое провисание ремней и рывки при работе. Обрыв ремня. 1) ослабление натяжения ремней. 2) удлинение ремней. Износ, усталостное разрушение. Натянуть ремни. Заменить комплек-том новых ремней. Заменить порванный ремень
  Буксование клиноременной передачи Неравномерная работа передачи Смещение электродвигателя из-за слабого крепления к салазкам или отсутствие упорных винтов. Закрепить болты, установить упорные винты
  Неодинаковое провисание кли-новых ремней Устанавливается визуально Ремни имеют неодинаковую длину Подобрать комплект ремней одинаковой длины
  Самоторможение механизма Повышенный износ тормозных колодок Не отрегулирован ход тормозных колодок Отрегулировать ход тормозных колодок
  Недостаточно надежное торможение Механизм станка-качалки ненадежно фиксируется в заданном положении 1) загрязненность тормозного шкива маслянистым продуктом 2) изношены рабочие поверх-ности тормозных колодок. 3) не отрегулирован ход тормозных колодок Очистить и проте-реть насухо рабочие поверхности тормоза. Заменить детали. Отрегулировать ход тормозных колодок.
  Вибрация электродвигателя Определяется визуально Ослабление крепления электродвигателя к салазкам Затянуть крепления
  Чрезмерный нагрев корпуса редуктора Определяется на ощупь по темпера-туре стенок корпуса 1) избыток масла. 2) недостаток масла Слить излишек масла. Долить масло до верхнего Конт-рольного уровня.
  Нагрев подшипников редуктора Определяется на ощупь, по стукам и постоянному шуму в подшипниковых узлах 1) недостаток смазки 2) износ или поломка подшипников 3) ослабление крепления крышек или стаканов подшипников 4) неточность изготовления зубчатой передачи, перекос валов. Добавить смазку. Заменить подшипник. Затянуть крепления. Замена редуктора.
  Чрезмерная перегрузка редуктора Периодический стук в редукторе Нарушение режима работы станка-качалки Привести режим работы станка-качалки в соответствие с тех. Характеристикой.
  Неравномерная нагрузка на редуктор при движении балансира вверх и вниз Повышенный неравномерный шум Неуравновешенность станка-качалки Уравновесить станок-качалку.
  Ненормальная работа редуктора Неравномерный шум с периодическими ударами и вибрацией 1) слабая посадка зубчатых колес; ослабление шпоночных соединений. 2) поломка одного или нескольких зубьев зубчатых колес 3) попадание постороннего предмета в зацепление 4) некачественное изготов-ление зубчатой передачи Износ зубчатых колес Большой радиальный зазор в одном или нескольких подшипниках промежуточного или ведомого валов. Очистить картер от посторонних предметов и поло-манных зубьев, промыть редуктор и залить новое масло. Провести ревизию состояния зубчатой переда-чи. Заменить зубчатую передачу Заменить детали. Выбрать радиаль-ный зазор в кони-ческих роликопод-шипниках при помощи регулиро-вочного винта и зажать соединение до тугого провора-чивания.
  Заклинивание ведомого вала в проходной крышке Задиры на ведомом валу в месте выхода из крышки Износ роликоподшипников как результат радиального зазора, оставленного при регулировке в подшипниках Зачистить задиры и заменить крышку
  Осевое перемещение валов Стук в передачах редуктора в периодах изменения крутящего момента 1) значительный износ зубьев зубчатых колес 2) увеличенный радиальный зазор в конических роликоподшипниках Заменить детали соответствующей передачи. Устранить зазор с помощью регули-ровочного винта
  Негерметичность редуктора по плоскости разъема корпуса и крышки Подтеки масла из плоскости разъема 1)ослабление болтов крепления крышки к корпусу. 2) некачественная сборка редуктора 3) избыток масла Затянуть болты Снять крышку, очистить плос-кость разъема от герметизирующего покрытия и вновь покрыть его слоем герметика. Слить лишнее масло
  Негерметичность узлов выхода валов редуктора из корпуса Течь масла под боковыми крышками и через шейки валов 1) недостаточно затянуты болты крепления крышек 2) неисправность сальниковых уплотнений 3) избыток масла в редукторе Затянуть болты. Устранить неисправность. Слить излишек масла через Конт-рольную пробку
  Снижение долговечности редуктора 1. Повышенный механический износ зубчатых колес и подшипников 2.Абразивный износ зубчатых колес и подшипников 3. Появление пятен питтинга общей площадью более 20% площади рабо-чих поверхностей зубьев Неудовлетворительное раз-брызгивание масла зубчатыми колесами и попадание его в подшипники вследствие слишком низкой или высокой вязкости масла, низкого уровня жидкости в редукторе и недостатков конструкции редуктора. Загрязненность масла. Перегрузка редуктора. Некачественное масло или загрязненность его водой, примесями и др. Заменить сорт масла на соответ-ствующий условиям эксплуатации. Долить масло до требуемого уровня Заменить масло на чистое после про-мывки редуктора. Выполнить урав-новешивание станка-качалки и привести режим его работы в соот-ветствии с техн. Характеристикой. Заменить масло.
  Затрудненный запуск станка-качалки Определяется визуально Слишком вязкое масло Заменить масло на другое
  Коррозия деталей редуктора Определяется визуально Длительный режим работы при наличии в картере воды, отработанного масла или несоответствующего сорта масла.. Очистить, промыть редуктор и залить свежим маслом соответствующей марки

3. Обслуживание СК, обслуживание запорной арматуры кустовой площадки и узлах переключения, замена задвижек, сальникового уплотнения СУСГ, подготовка АГЗУ к проведению ремонтных работ, стравливание скважины.

Обслуживание СК:

За работой станка-качалки, состоянием устьевого оборудования и подачей жидкости по добыче нефти ведет круглосуточное наблюдение.

Смазка трущихся частей является основным условием долговременной и бесперебойной работы насосной установки. Поэтому бригада по добыче нефти должна постоянно следить, чтобы все трущиеся части станков-качалок были хорошо и своевременно смазаны.

Обязательным условием надежной и бесперебойной работы станков-качалок является их уравновешивание. При пуске новой скважины в эксплуатацию, а также при изменении диаметра и глубины подвески насоса, диаметра насосных штанг и т. д. необходимо проверять уравновешенность станка-качалки. Осматривать и контролировать состояние наземного оборудования надо не реже одного раза за вахту.

При проверке станка-качалки осматривают состояние всех масленок, проверяют наличие смазки в них, уровень масла в редукторе, а также нагрев и крепление всех подшипников, ослабленные подшипники подтягивают. Осматривают и проверяют соединения шатунов с балансиром и кривошипами. Проверяют состояние крепления противогрузов на кривошипах и балансире. Проверяют (только после остановки станка-качалки) равномерность натяжения клиновидных ремней. Проверяют крепление сальникового штока к подвеске станка-качалки и герметичность сальника; при пропуске жидкости через сальник тройника нужно подтянуть сальник.

Обслуживание запорной арматуры кустовой площадки и узлах переключения:

Обслуживание сальникового уплотнения СУСГ:

Подготовка АГЗУ к проведению ремонтных работ:

Стравливание скважины:

4. Средства пожаротушения, средства пожарной связи и сигнализации, понятие о производственном травматизме и профессиональных заболеваниях.

Наиболее распространенными первичными средствами пожаротушения являются: пенные, углекислотные, углекислотно-бромэтиловые, аэрозольные и порошковые огнетушители, асбестовые полотна, грубошерстные ткани (кошмы, войлок), песок высушенный и просеянный.

Размещение первичных средств тушения пожара следует производить вблизи мест наиболее вероятного их применения, на виду, с обеспечением к ним свободного доступа. При этом целесообразно первичные средства тушения пожара размещать в одноэтажных складах снаружи у входов, а в многоэтажных зданиях – на лестничных площадках при входе на этажи.

Для размещения первичных средств пожаротушения на территории должны устанавливаться специальные пожарные щиты с набором: пенные огнетушители – 2 шт., углекислотные огнетушители – 1 шт., ящики с песком – 1 шт., плотное полотно (асбест, войлок) – 1 шт., ломы – 2 шт., багры – 3 шт., топоры – 2 шт.

Ручные огнетушители вводит в действие обслуживающий персонал в начальный момент возникновения пожара до прибытия передвижных средств пожаротушения или включения стационарных установок тушения. Огнетушитель является первичным средством тушения пожара, эффективность работы которого во многом зависит от умения пользоваться им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: