Тема 7. Бюджет и бюджетная система

1. История становления бюджетных отношений и бюджетной системы.

Бюджетные отношения характеризуются разнообразием, что обусловлено соответствующими социально-экономическими и политическими условиями.

Во времена Киевской Руси и Галицко-волынского княжества (9-13 века) не существовало разделения казны государства и княжеской казны. Основными источниками доходов казны киевского князя были: внешние: военная добыча, дань с покоренных народов, оплата военной помощи союзных народов, подарки других государств, таможенные сборы от внешней торговли; внутренние: налоги от судебных органов, от предоставления ссуд, хозяйственной деятельности князя и от других княжеств КР.

Расходы из княжеской казны осуществлялись по направлениям: внешние: на послов, подарки другим государствам, оплату воинских формирований других народов; внутренние: на содержание княжеского двора, аппарата управления, вооружённых формирований, на социальные потребности, строительство и содержание религиозных учреждений.

Находясь в составе Литвы и Польши (14-16 века), Украина представляла собой слабое государство с неразвитой экономикой и неэффективным госуправлением. Поэтому доходы, поступающие в бюджет, направлялись на обслуживание интересов Литвы и Польши.

Основные источники доходов бюджета того времени: таможенные сборы, общегосударственные налоги на имущество и подушные налоги, с промыслов и т.д.

Современная бюджетная система Украины берёт начало с 16-го века, когда запорожское казачество обрело государственность. Это сыграло большую роль в развитии административного устройства, военной, правовой, судебной финансовых систем. На Сечи была общевойсковая казна, в которую поступали доходы от рыбных промыслов, скотоводства, охоты, налоги с ввозимых товаров, алкогольных напитков.

Расходы делились на 3 группы:

1) Военные расходы (вооружение, укрепления, содержание казачества);

2) Религиозные (строительство и содержание храмов и монастырей);

3) Представительские (дипломатические миссии).

После объединения Украины с Россией (17 век) Украина почти 50 лет сохраняла самостоятельное финансовое хозяйство. В начале 20-х годов 18-го века царская Россия стала взыскивать значительные средства в своё распоряжение. Основными доходами царской империи были: оброк, подушный налог, таможенные сборы, налоги с капитала и торговых оборотов. Почти 30% в составе доходов бюджета занимал питейный налог.

Кроме денежных были распространены и натуральные налоги. Основными направлениями расходования средств были: военное и морское министерства, содержание двора. Характерной чертой бюджета того времени являлась его дефицитность.

Период 1917-1922 годов ознаменовался для Украины значительными событиями в бюджетной политике. В июне 1918 года Правительством Украины принимаются правила о порядке рассмотрения госбюджета и финансовых смет на 1918 год. В бюджете на 1919 год впервые посчитали все поступления, и была создана основа для ведения финансового хозяйства в пределах имеющихся средств.

Доходная часть бюджета состояла из поземельного налога, налога на недвижимость, подоходного налога, налогов на промысел и т.д., а также чрезвычайных доходов (казначейские билеты, кредиты).

Расходы бюджета направлялись на возрождение сахарной промышленности, строительство железных дорог, покрытие долгов прошлых лет, займы, возрождение образования и культуры.

Однако в условиях военных действий и частой смены власти обеспечить финансовую стабильность государства не удалось.

15.10.13

Период пребывания в составе СССР (1922-1990) был неоднозначным. Несмотря на получение определённых атрибутов государственности и наличие самостоятельного бюджета, формирование и исполнение бюджета осуществлялось под контролем Москвы. Около 25% НД, созданного в Украине, перераспределялось через республиканский бюджет, а более 40% - через Союзный бюджет.

В 1990 году был принят Закон «О бюджетной системе Украинской ССР», в соответствии с которым госбюджет включал 2 звена: общегосударственный бюджет и местные бюджеты (до этого выделения местных бюджетов не было).

В 1992 году Украина впервые составила госбюджет как самостоятельное государство. Через него распределялось более 60% НД страны.

В 1995 году ВР Украины приняла новую редакцию Закона «Про бюджетну систему України».

В 1996 году Конституцией были закреплены основные принципы построения межбюджетных отношений, установлено право территориальных сообществ самостоятельно утверждать бюджеты, контролировать их исполнение, устанавливать местные налоги и сборы.

В 1997 году принят Закон «О местном самоуправлении», который расширил основные положения Конституции относительно организации бюджетной системы и межбюджетных отношений в стране.

2. Сущность, назначение и структура бюджета государства.

Бюджет является сложным и многогранным явлением в обществе, поэтому его рассматривают с трёх сторон:

1) По экономическому содержанию:

Бюджет – совокупность денежных отношений между государством с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой стороны по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения государством его функций.

2) По форме проявления:

Бюджет – финансовый план, в котором отображается деятельность государства, центральных и местных органов власти и управления. Как финансовый план, бюджет представляет собой баланс доходов и расходов, но это не просто роспись доходов и расходов, а отражение международной, социальной, экономической, оборонной, финансовой политики.

3) По материальному содержанию:

Бюджет – централизованный денежный фонд государства. Объём бюджета – годовая сумма средств, которые проходят через этот фонд. Он находится в постоянном движении.

Основным источником формирования бюджета является ВВП.

Специфические признаки бюджетных отношений:

1) Перераспределительный характер;

2) Всеохватывающий характер;

3) Законодательная регламентация, которая осуществляется на трёх уровнях:

1 уровень: законы по построению бюджета и бюджетной системы, в которых определяется состав доходов и расходов бюджета, состав и принципы построения бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между бюджетами, общие принципы бюджетного процесса;

2 уровень: законами, которые регламентируют формирование доходов и финансирование расходов (налоговое законодательство, законодательство об отдельных направлениях деятельности государства);

3 уровень: ежегодный закон (решение местной власти) о бюджете на следующий год.

В процессе формирования доходов бюджета государство может использовать общие методы, присущие всем субъектам экономических отношений (от производственной деятельности, от имущества, займы) а также специфические методы, присущие только государству (налоговый, эмиссионный, заимствование).

Доходом государства от предпринимательской деятельности является прибыль госпредприятий. Мобилизация части прибыли госпредприятий в бюджет может осуществляться путём прямого изъятия или с помощью налогового метода.

Доходы от госуслуг поступают в бюджет в виде государственной пошлины (плата за нотариальные услуги, выдачу лицензий, патентов, разрешений и т.д.) и компенсации за выполненные государством работы (геолого-разведывательные, дорожные и т.д.).

Доходы от госимущества и имущественных прав могут поступать на постоянной или разовой основе. Постоянными доходами являются: арендная плата, дивиденды от акций, принадлежащих государству. Разовые доходы поступают при реализации государством своего имущества (приватизация).

Доходы от государственных угодий могут поступать в виде платежей за пользование лесными, водными ресурсами, за добычу полезных ископаемых, а также в виде доходов от концессий (передача прав пользования угодьями и ресурсами).

Налоговый метод формирования доходов бюджета связан с перераспределением доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Заимствования целесообразны, если они дают финансовый результат (например, рост ВВП), иначе займы представляют собой временный доход. В развитых странах займы к доходам не относятся, а считаются источниками покрытия дефицита бюджета.

Эмиссионный доход, то есть разница между нарицательной стоимостью выпущенных в обращение денег и расходами на их печать, является по существу фиктивным. Он не отображает стоимости созданного ВВП и реализацию продукции. Однако такой доход, как и госзаймы, обеспечивает финансирование текущих расходов.

Основой формирования доходов бюджета является налоговый метод. Доля налогов составляет 90-95% доходов бюджета. Это объясняется тем, что налоги представляют собой обязательные безвозвратные регулярные платежи. Кроме того, другие методы имеют существенные ограничения.

Состав расходов бюджетаопределяется функциями государства и характером его финансовой деятельности:

1) Управленческая (расходы госуправления, судебной власти, прокуратуры, правоохранительных органов, службы безопасности, таможенных, финансовых органов, международных отношений);

2) Оборонительная (расходы национальной обороны);

3) Социальная (расходы: социальная защита, социальное обеспечение, социальная сфера);

4) Экономическая (расходы: экономическая деятельность государства, фундаментальные исследования);

5) Финансовая (обслуживание государственного долга).

С позиции использования централизованных в бюджете ресурсов их можно разделить на 2 группы:

1) Государственное потребление, т.е. расходы на содержание госаппарата;

2) Бюджетное финансирование, которое представляет собой или возвращение обществу, или общественное потребление части централизованного в бюджете ВВП.

Бюджетное финансирование может иметь прямой и косвенный характер. Прямой характер имеет формирование доходов конкретных получателей бюджетных средств. Косвенный характер – финансирование потребителей общественных благ.

Бюджетное финансирование может осуществляться в формах:

1) Государственных трансфертов – целевого безвозмездного и безвозвратного выделения бюджетных средств конкретным субъектам в виде субсидий, субвенций и дотаций;

Субсидии могут выделяться физическим и юридическим лицам и имеют форму финансовой помощи или возмещения потерь доходов.

Субвенции – разновидность целевых субсидий, которые предполагают общее участие бюджета и получателя в финансировании определённых расходов (предоставляются юридическим лицам).

Дотации выделяются на покрытие убытков предприятий, если они вызваны независящими от предприятия причинами.

2) Бюджетных инвестиций: могут осуществляться в разных формах. Основная форма – финансирование капитальных вложений. При этом средства могут выделяться отдельным предприятиям, министерствам и ведомствам под определённые объекты. Или же средства могут выделяться в форме проектного финансирования конкретного инвестиционного проекта. Бюджетные инвестиции могут также направляться на приобретение акций АО;

3) Бюджетных кредитов – предоставление средств из бюджета субъектам предпринимательской деятельности на возвратной основе. В отличие от банковских кредитов, они выдаются на более льготных условиях под более низкие проценты;

4) Сметного финансирования – выделение средств из бюджета на основе специального планового документа – сметы.Оно охватывает такие сферы, как: социальное обеспечение, образование, охрана здоровья, управление, оборона и т.д.

Формирование бюджета предусматривает решение триединой задачи:

1) Определение реальных объёмов доходов;

2) Оптимизация структуры расходов;

3) Сбалансирование бюджета.

Сбалансирование бюджета возможно за счёт:

1) Увеличения доходов;

2) Сокращения расходов;

3) Определения бюджетного дефицита с установлением источников его погашения.

Состояние бюджета характеризует финансовое состояние государства и финансовую ситуацию в стране. Оно характеризуется показателями:

· равновесие доходов и расходов;

· превышение доходов над расходами;

· превышение расходов над доходами.

Наиболее естественным состоянием бюджета является равновесие доходов и расходов.

Превышение доходов над расходами может проявляться в разных формах:

· Создание бюджетных резервов в текущем году, а фактически полученное превышение переходит на доходы следующего года, что позволит увеличить расходы или сократить доходы;

· Такое превышение может возникнуть в результате чрезмерной доходной базы отдельных бюджетов, при этом бюджетные излишки изымаются в доход вышестоящего бюджета;

· Такое превышение может иметь форму бюджетного профицита.

Превышение расходов над доходами, то есть бюджетный дефицит, рассматривается с 3 сторон:

По форме проявления:

· Открытый дефицит (официально зафиксированный);

· Скрытый дефицит.

По причинам возникновения:

· Сознательный дефицит;

· Вынужденный дефицит.

По направлениям финансирования:

· Пассивный дефицит;

· Активный дефицит.

3. Бюджетное устройство и бюджетная система Украины.

Вертикальная структура бюджета по уровням власти характеризуются понятиями бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство показывает, каким образом построена бюджетная система.

Бюджетная система отображает составляющие бюджета и представляет собой совокупность всех бюджетов в стране.

Бюджетное устройство Украины определяется закреплённым в Конституции государственным устройством и административно-территориальным делением страны.

В основе формирования бюджетной системы лежит Конституция и Бюджетный кодекс Украины.

В соответствии с Бюджетным Кодексом, Бюджетная система Украины – это совокупность всех бюджетов, построенная с учётом экономических отношений государственного административно-территориального устройства и регулируемая правовыми нормами.

Бюджетная система включает звенья:

1) Государственный Бюджет;

2) Местные бюджеты:

· бюджет АРК;

· областные бюджеты;

· районные бюджеты;

· бюджеты районов в городах;

· бюджеты местного самоуправления (бюджеты территориальных общин, сёл, посёлков, городов).

В Украине выделяется 686 местных бюджетов:

· бюджет АРК;

· 24 областных бюджета;

· бюджеты городов Киев и Севастополь;

· 171 бюджет городов областного подчинения;

· 488 бюджетов районов.

А также 12000 бюджетов местного самоуправления.

В совокупности все бюджеты Украины составляют Сводный бюджет, который используется для анализа и прогнозирования социально-экономического развития страны. Верховной Радой он не утверждается.

Бюджетная система Украины основана на принципах (из бюджетного кодекса):

1) Принцип единства (все бюджеты составляются на единой правовой базе);

2) Принцип сбалансированности;

3) Принцип самостоятельности;

4) Принцип полноты (в доходную и расходную части бюджета необходимо включать все статьи);

5) Принцип обоснованности;

6) Принцип эффективности;

7) Принцип субсидиарности (расходы должны приближаться к месту нахождения потребителей средств);

8) Принцип целевого использования;

9) Принцип справедливости и беспристрастности;

10) Принцип публичности и прозрачности;

11) Принцип ответственности участников бюджетного процесса.

Важным элементом бюджетного устройства является распределение доходов и расходов между бюджетами. Оно начинается с распределения расходов между разными уровнями власти.

Из Государственного Бюджета финансируются расходы общегосударственного характера. А из местных бюджетов – расходы регионального значения.

При этом может использоваться 2 подхода:

· Распределение по территориальному признаку;

· Распределение исходя из ведомственного подчинения.

Распределение доходов является производным от распределения расходов. Может проводиться на основе двух методов:

1) Закрепление доходов за каждым бюджетом в полной сумме или по фиксированным нормативам при полной автономности каждого бюджета;

2) Установление системы бюджетного регулирования в условиях единства бюджета, т.е. доходы поступают в виде отчислений от вышестоящих бюджетов нижестоящим исходя из их потребностей.

Доходы местных бюджетов состоят из элементов:

1) Собственные источники доходов:

· закреплённые доходы, они полностью поступают в соответствующий бюджет;

· Регулируемые доходы, которые распределяются в соответствии с нормативами от общегосударственных налогов (в процентах);

2) Дополнительные источники доходов:

· Дотации выравнивания, субвенции, субсидии: выделяются в твёрдой сумме бюджета низшего уровня, если собственные источники не покрывают расходы местного бюджета;

· Кредитные ресурсы – средства, привлечённые путём государственных и местных займов под государственные обязательства.

4. Бюджетный процесс в Украине.

Бюджетный процесс – регламентированный законом порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, их исполнения, контроля за исполнением, утверждение отчётов об исполнении бюджетов, входящих в бюджетную систему Украины.

Бюджетный процесс проходит под контролем ВР и местных органов власти.

Этапы бюджетного процесса:

1) Составление проекта бюджета;

2) Рассмотрение проекта бюджета;

3) Утверждение бюджета;

4) Исполнение бюджета;

5) Составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета.

Бюджетное планирование охватывает 3 этапа: составление, рассмотрение проекта и утверждение бюджета.

Бюджетное планирование начинается с определения возможного объёма доходов. При этом очень важно обеспечить обоснованность ожидаемых доходов, что позволит достичь реальности всего бюджетного процесса.

Оптимальность распределения расходов определяется эффективностью использования бюджетных средств для обеспечения экономического роста и социальной стабильности.

Сбалансирование бюджета – самая сложная задача, т.к. потребность в расходах превышает реальные возможности формирования доходов.

В процессе бюджетного планирования используют методы:

Общий метод:

1)Балансовый: когда доходы и расходы балансируются, и превышение расходов не допускается. Превышение доходов также неуместно. Оно возможно при планировании бюджетного профицита. Использование балансового метода обеспечивает реальность бюджетного планирования и сбалансированность финансовых ресурсов в обществе;

К отдельным статьям применяются:

2)Нормативный метод, который состоит в определении отдельных статей доходов и расходов исходя из определённых нормативов. Нормативы могут иметь разные уровни обобщения – к макро- и микроэкономическим показателям, в расчёте на одного жителя, одно бюджетное учреждение, оперативно-сетевой показатель (школьный класс) и по отдельным статьям;

3) Метод прямого счёта предусматривает детализированный расчёт по каждому плательщику и получателю бюджетных средств. Он обеспечивает прозрачность бюджетного процесса и обоснованность проекта бюджета. Однако это наиболее трудоёмкий метод;

4) Аналитический метод основывается на определении тенденций развития и факторов, влияющих на показатели бюджета (рост численности населения, динамика цен и тарифов, валютного курса и т.д.).

Процедура бюджетного планирования – это последовательность мероприятий и действий по составлению, рассмотрению и утверждению проекта бюджета.

В Украине на государственном уровне она включает этапы и стадии:

1 этап) Составление проекта бюджета:

1 стадия) Направление Президентом бюджетного послания ВР;

2 стадия) Разработка ВР бюджетной резолюции, в которой определяются основные направления бюджетной политики;

3 стадия) Разработка МинФином прогнозного проекта госбюджета (на основании прогнозных макро-показателей социально-экономического развития;

4 стадия) Согласование показателей прогнозного проекта с предложениями министерств, ведомств и других огранизаций;

5 стадия) Разработка МинФином рабочего (согласованного) проекта госбюджета и представление его в КабМин;

6 стадия) Рассмотрение проекта бюджета в КабМине, принятие решения о его одобрении и представление президенту проекта закона о госбюджете;

7 стадия) Рассмотрение проекта закона Президентом и представление его ВР.

2 этап) Рассмотрение проекта закона о госбюджете:

1 стадия) Рассмотрение проекта в комитетах и комиссиях ВР;

2 стадия) Доклад министра финансов и содоклад главы комитета по вопросам бюджета на заседании ВР;

3 стадия) Обсуждение проекта закона на заседании ВР;

4 стадия) Принятие решения о результатах рассмотрения проекта закона:

· Утвердить закон о госбюджете;

· Одобрить в первом чтении и направить на доработку;

· Отклонить и отправить на доработку.

Закон о госбюджете ВР должна принять до 1 декабря предшествующего года. Если закон не будет принят, то КабМин в новом году может осуществлять только текущие расходы, а из капитальных могут финансироваться только расходы, связанные с введением военного, чрезвычайного положения, с экологическими проблемами. Налоги и сборы при этом взыскиваются в соответствии с законом о госбюджете на предыдущий год.

Законом о госбюджете определяется:

1) Общая сумма доходов с распределением на общий и специальный фонд;

2) Общая сумма расходов с распределением на текущие и капитальные;

3) Предельный размер дефицита или профицита и государственного долга;

4) Бюджетные назначения главным распорядителям средств в соответствии с бюджетной классификацией;

5) Доходы бюджета в соответствии с бюджетной классификацией;

6) Бюджетные назначения межбюджетных трансфертов (суммы дотаций, субвенций, размеры отчислений от регулирующих доходов;

7) Размер оборотной кассовой наличности;

8) Дополнительные положения.

Исполнение бюджета заключается в мобилизации запланированных доходов и финансировании предусмотренных расходов.

Организация исполнения бюджета возлагается на КабМин. Оперативная работа ведётся МинФином, МинДохом и Госказначейством.

Бюджетный период в Украине совпадает с календарным годом (с 1.01 по 31.12). В других странах бюджетный период может не совпадать с календарным годом. Например, в США с 1.10 по 30.09, в Швеции – с 1.07 по 30.06, в Японии – с 1.04 по 31.03.

Исполнение бюджета осуществляется на основании росписи доходов и расходов, которая составляется после утверждения бюджета. Эта роспись содержит полную детализацию видов доходов и направлений расходов. Она составляется с поквартальной разбивкой, что даёт возможность сбалансировать бюджет в течение года.

Кассовое исполнение бюджета, т.е. зачисление средств на бюджетные счета и перечисления с них может осуществляться по двум системам: банковской и казначейской.

При банковской системе бюджетные счета открываются в банках. При казначейской системе создаётся госказначейство, которое ведёт бюджетные счета. В Украине организует и обеспечивает бюджет госказначейство, но средства бюджета концентрируются в банках. Казначейство имеет единый казначейский счёт в НБУи его региональных подразделениях и проводит все операции через этот счёт. Если в ходе исполнения бюджета наблюдается превышение установленного объёма дефицита, то ВР по предложению КабМина проводит пропорциональное сокращение бюджетных расходов, то есть проводит «секвестр» бюджета.

Завершающим звеном бюджетного процесса является составление и утверждение отчётаоб исполнении госбюджета. Отчёт по госбюджету составляет КабМин, а по местным бюджетам – соответствующие финансовые органы. С отчётом об исполнении госбюджета на заседании ВР выступает министр финансов. ВР до 1 мая принимает решение об утверждении отчёта. Отчёт публикуется в печати.

Длительность стадии бюджетного процесса в большинстве стран составляет 2 года.

5. Сущность, источники формирования и классификация доходов бюджета.

Бюджетная классификация – единая систематизированная группировка доходов, расходов и финансирования бюджета по признакам: экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам.

Бюджетная классификация используется для составления и исполнения государственного и местных бюджетов, составления отчёта об исполнении, осуществления контроля а также для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.

В соответствии с бюджетным кодексом, бюджетная классификация включает:

1) Классификацию доходов бюджета;

2) Классификацию расходов и кредитования бюджета;

3) Классификация финансирования;

4) Классификация долга.

К доходам бюджета относятся все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством Украины (включая подарки, гранты и трансферты).

Доходы бюджета классифицируются по разделам:

1) Налоговые поступления – общегосударственные и местные налоги, сборы, обязательные платежи;

2) Неналоговые поступления – административные сборы, штрафы, собственные поступления бюджетных учреждений, рентные платежи, от приватизации государственного имущества, государственная пошлина и т.д.

3) Доходы от операций с капиталом – это поступления средств от реализации имущества, государственных запасов, операций с драгоценными металлами, камнями и т.д.

4) Трансферты – средства, полученные от других органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления, других государств, международных организаций на безвозвратной и бесплатной основе.

В Украине Законом «О госбюджете на 2013 год» предусмотрены доходы в сумме 370,09 млрд.грн. Из них общий фонд – 322,12 млрд.грн., специальный фонд – 47,97.

Специальный фонд – целевые поступления (плата за обучение студентов на платных потоках в дальнейшем используется на финансирование обучения студентов).

81,27% доходов составляют налоговые поступления. Более 50% налоговых поступлений – от НДС, около 13% - от акцизного сбора. Налог на прибыль предприятий составляет менее 20%, НДФЛ – менее 3%.

Неналоговые поступления составляют 17,45%. 50% этих поступлений – доходы от собственности и предпринимательской деятельности государства.

Доходы от операций с капиталом составляют 1,28%.

Официальные трансферты составляют около 1,3%, в том числе от зарубежных государств и международных организаций – 0,3%.

В Законе «О госбюджете на 2013 год» установлен прожиточный минимум на 1 лицо на месяц: с 1 января – 1108 грн., с 1 декабря – 1176 грн.Минимальная ЗП составляет: с 1 января – 1147 грн., с 1 декабря – 1218 грн.

6. Сущность, состав и структура расходов бюджета.

Расходы бюджета – средства, направленные на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных бюджетом. К расходам бюджета не относятся:

· погашение долга;

· предоставление кредитов из бюджета;

· размещение бюджетных средств на депозитах;

· приобретение ценных бумаг;

· возврат излишне уплаченных налогов и платежей.

Более широким понятием являются затраты бюджета, которые включают расходы бюджета и всё, что не относится к расходам (5 пунктов выше).

Расходы бюджета классифицируются по признакам:

1) По функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация):

· разделы, в которых определяются расходы бюджета, на осуществление функций государства, АРК и местных органов;

· разделы, в которых конкретизируются направления использования бюджетных средств на осуществление функций государства, АРК и местных органов.

2) По признакам главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация). Она содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств.

3) По бюджетным программам (программная классификация). Используется при формировании бюджета по программно-целевому методу.

4) По экономической характеристике операций (экономическая классификация). При этом расходы делятся на:

· текущие – расходы бюджетов, которые направляются на выполнение бюджетных программ и обеспечивают текущее функционирование бюджетных учреждений, проведение исследований, разработок, мероприятий и предоставление текущих трансфертов населению и предприятиям. Этим расходам присвоен код 1000;

· капитальные – платежи с целью приобретения необоротных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров; безвозвратные платежи, передающиеся получателям бюджетных средств для приобретения ними таких активов; компенсация затрат, связанных с повреждением или разрушением необоротных активов. Эти расходы отображаются по коду 2000.

Также выделяют такие расходы:

· Нераспределённые расходы – расходы из резервных бюджетов и фондов непредвиденных расходов органов власти (код – 3000);

· Расходы на кредитование – предоставление кредитов за счёт бюджетных средств (код – 4000).

В соответствии с бюджетным кодексом в составе расходов бюджета выделяются защищённые статьи, т.е. это расходы общего фонда бюджета, объём которых не может изменяться при сокращении утверждённых бюджетных назначений. К таким расходам относятся:

· Оплата труда работников бюджетных учреждений;

· Начисления на заработную плату работников бюджетных учреждений;

· Приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

· Обеспечение продуктами питания;

· Оплата коммунальных услуг и энергоносителей;

· Обслуживание государственного долга;

· Текущие трансферты населению;

· Текущие трансферты местным бюджетам;

· Подготовка кадров высшими учебными заведениями 1-4 уровней аккредитации;

· Обеспечение инвалидов;

· Фундаментальные исследования и т.д.

Кроме классификации доходов и расходов используется классификация финансирования и классификация долга.

Классификация финансирования бюджета содержит источники финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, или направления использования ресурсов, которые появились в результате профицита бюджета.

Классификация финансирования осуществляется по признакам:

1) По типу кредитора;

2) По типу долгового обязательства.

Классификация долга систематизирует информацию о всех долговых обязательствах государства, АРК, территориальных общин. Долг также классифицируется по типу кредитора и по типу долгового обязательства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: