Государственный кредит

По экономическому содержанию – это совокупность экономических отношений между государством, резидентами и нерезидентами, при которых государство выступает преимущественно в роли заемщика.

По материально-вещественному содержанию – это движение заемного капитала в результате вторичного перераспределения ВВП, когда государство использует полученные средства на выплату зарплат в бюджетной сфере, пособий гражданам, предоставления бесплатных услуг, бюджетного ассигнования и т.д.

По форме проявления – это госзаймы, которые могут быть обеспечены выпуском ценных бумаг или привлекаться на основе соглашений и гарантий.

По правовому статусу – это механизм привлечения дополнительных средств государством на основе четко установленных правовых норм.

Функции госкредита:

1) Распределительная, которая находит отражение в процессе формирования бюджета, государственных целевых фондов, т.е. государство выступает заемщиком и привлекает временно свободные средства для выполнения своих функций и задач, что позволяет равномерно распределять налоговую нагрузку.

2) Регулирующая функция, которая заключается в том, что государство выступает кредитором, заемщиком или гарантом, влияет на состояние денежного обращения в стране, регулируя его путем размещения государственных займов.

Также с помощью государственного кредита регулируется спрос на заемные средства, процентные ставки, оказывает влияние на производство, занятность населения.

3) Контрольная, которая реализуется в процессе привлечения кредитов, их возврата, уплаты процента. Эта функция осуществляется государственными органами власти, кредитными учреждениями.

Роль государственного кредита заключается в том, что он:

1) Выступает средством привлечения дополнительных финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций;

2) Является источником увеличения доходов собственников государственных ценных бумаг;

3) Обеспечивает пропорциональное распределение налоговой нагрузки в течение определенного времени;

4) Способствует сбалансированности между потребностями общества и реальными возможностями государства.

2. Формы и классификация государственных займов.

Формами государственного кредита могут быть:

1) Государственные займы;

2) Денежно-вещевые лотереи;

3) Денежные средства государственного заёмного фонда;

4) Часть вкладов населения в сберегательных учреждениях.

Основную роль играют государственные займы– передача денег и других материальных ценностей государству на условиях возврата и за определённую плату.

Виды государственных займов:

1) По праву эмиссии:

· Государственные;

· Местные.

2) По месту размещения:

· Внутренние (облигации – ценные бумаги на предъявителя, которая является долговым обязательством заёмщика-эмитента вернуть кредитору-покупателю в установленный срок полученную в кредит сумму и купонный доход в виде % от номинала; казначейские обязательства – государственные ценные бумаги, которые добровольно размещаются среди населения и свидетельствуют о внесении их собственниками денежных средств в бюджет с целью получения фиксированного дохода);

· Внешние (облигации, кредитные договоры).

3) По правилам оформления:

· Облигационные;

· Безоблигационные (межправительственные займы на двухсторонней основе, внешние займы на многосторонней основе).

4) По сроку погашения:

· Краткосрочные;

· Среднесрочные (1-5 лет);

· Долгосрочные.

5) По виду доходности:

· Процентные;

· Дисконтные (номинал ссуды больше, чем сумма, которая передаётся фактически заёмщику);

· Выигрышные (доход получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации стали выигрышными).

6) По способу погашения:

· Одинарные (доход выплачивается 1 раз);

· Средние (доход выплачивается частями);

· С долгосрочным погашением.

7) По форме выпуска:

· Наличные;

· Безналичные.

8) По видам обеспечения:

· Залоговые;

· Беззалоговые.

9) По собственникам:

· Размещённые среди физических лиц;

· Размещённые среди юридических лиц;

· Размещённые среди физических и юридических лиц.

Источники погашения государственных займов:

1) Доходы от вложения заёмных средств в прибыльные и эффективные проекты;

2) Налоги, которые будут выплачиваться в процессе размещения средств;

3) Дополнительная эмиссия денег, которая обесценит возвращаемые государством средства;

4) Рефинансирование задолженности, т.е. выплата % по ранее выпущенным кредитам за счёт новых;

5) Уменьшение расходов бюджета.

3. Государственный долг: сущность, виды и обслуживание.

Государственный долг – общая сумма задолженности государства внутренним и внешним кредиторам вследствие непогашения собственных долговых обязательств и невыплаты по ним процентов, а также сумма накопленных за предыдущие периоды дефицитов бюджета.

Существование государственного долга является негативным явлением, но его имеют все страны мира.

Как экономическая категория, государственный долг выполняет 2 функции:

1) фискальную – государство на основе государственного долга привлекает необходимые средства для финансирования бюджетных расходов;

2) регулирующую– корректировка объёмов денежной массы с помощью покупки-продажи государственных ценных бумаг центральным банком;

Виды государственного долга:

1) Первичный – это сумма всего основного долга страны на определённую дату без начисленных процентов;

2) Не погашенный – первичный государственный долг с начисленными процентами;

3) Текущий–сумма задолженности с процентами, которая подлежит погашению в текущем году;

4) Капитальный – общая сумма задолженности страны, которая должна быть погашена по ранее выпущенным и не погашенным кредитам;

5) Внутренний – задолженность государства внутренним кредиторам;

6) Внешний –долг государства внешним кредиторам (МВФ, официальным правительственным институтам, частным банкам), он погашается иностранной валютой или товарами (услугами).

В соответствии с Бюджетным кодексом государственный долг также подразделяется на:

· Прямой – долг, который отображает общие объёмы заёмных средств, которые поступили в распоряжение правительства;

· Условный (гарантированный) – обязательства государства как гаранта возврата кредита при неплатежеспособности заёмщика;

Обслуживание государственного долга заключается в погашении займов, выплате процентов по ним, уточнении и изменении условий.

Основную часть расходов на обслуживание государственного долга составляет выплата процентов, выигрышей, погашение долга. К таким расходам также относятся: затраты на изготовление, пересылку, размещение и реализацию государственных ценных бумаг, проведение тиражей выигрышей по лотереям и т.д.

В Украине обслуживание государственного долга осуществляет МинФин через банковскую систему.

Государственные банки: Ощадбанк, Украэксим + Укргазбанк, Киев, Родовид.

На сегодняшний день в Украине существует 2 вида государственного долга:

1) Официально признанный долг – долг, который оформлен кредитными договорами или государственными ценными бумагами, что предусматривает погашение основной суммы долга и процентов в строго установленные сроки;

2) Сумма задолженности, которая не учитывается в составе государственного долга и включает:

· невыполненные обязательства государства перед субъектами экономики;

· задолженность перед бюджетниками по зарплате;

· неоплаченные государственные заказы;

· государственные гарантии по компенсации обесцененных вкладов в учреждениях Сбербанка СССР и т.д.

Эффективность использования государственных кредитов зависит от управления государственным долгом.

Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства, конкретных действий по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий погашения, определению порядка и условий выпуска новых ценных бумаг.

Возврат займов и выплата процентов осуществляется преимущественно за счёт государственного бюджета, но иногда может использоваться метод рефинансирования долга.

Рефинансирование можно проводить, если репутация страны-заёмщика положительная, наблюдается экономическая и политическая стабильность.

Процесс управления государственного долга включает этапы:

1) привлечение и размещение заёмных средств;

2) Возврат основной суммы долга и уплата процентов.

С заёмщиками, испытывающими проблемы с погашением займа, заключаются соглашения о реструктуризации задолженности.

Методы реструктуризации задолженности:

1) Конверсия – изменение доходности займа, т.е. увеличение или уменьшение процентов;

2) Консолидация – увеличение срока выпущенной ранее ссуды;

3) Аннулирование – государство полностью отказывается от обязательств (происходит при финансовой несостоятельности государства, при приходе к власти новых политических сил);

4) Отсрочка погашения долга – проводится тогда, когда выпуск новых долговых обязательств не имеет финансового эффекта;

5) Унификация займов – объединение нескольких займов в один (когда ранее выпущенные займы обмениваются на облигации нового займа);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: