По экономическому содержанию – это совокупность экономических отношений между государством, резидентами и нерезидентами, при которых государство выступает преимущественно в роли заемщика.
По материально-вещественному содержанию – это движение заемного капитала в результате вторичного перераспределения ВВП, когда государство использует полученные средства на выплату зарплат в бюджетной сфере, пособий гражданам, предоставления бесплатных услуг, бюджетного ассигнования и т.д.
По форме проявления – это госзаймы, которые могут быть обеспечены выпуском ценных бумаг или привлекаться на основе соглашений и гарантий.
По правовому статусу – это механизм привлечения дополнительных средств государством на основе четко установленных правовых норм.
Функции госкредита:
1) Распределительная, которая находит отражение в процессе формирования бюджета, государственных целевых фондов, т.е. государство выступает заемщиком и привлекает временно свободные средства для выполнения своих функций и задач, что позволяет равномерно распределять налоговую нагрузку.
|
|
2) Регулирующая функция, которая заключается в том, что государство выступает кредитором, заемщиком или гарантом, влияет на состояние денежного обращения в стране, регулируя его путем размещения государственных займов.
Также с помощью государственного кредита регулируется спрос на заемные средства, процентные ставки, оказывает влияние на производство, занятность населения.
3) Контрольная, которая реализуется в процессе привлечения кредитов, их возврата, уплаты процента. Эта функция осуществляется государственными органами власти, кредитными учреждениями.
Роль государственного кредита заключается в том, что он:
1) Выступает средством привлечения дополнительных финансовых ресурсов для выполнения государством своих функций;
2) Является источником увеличения доходов собственников государственных ценных бумаг;
3) Обеспечивает пропорциональное распределение налоговой нагрузки в течение определенного времени;
4) Способствует сбалансированности между потребностями общества и реальными возможностями государства.
2. Формы и классификация государственных займов.
Формами государственного кредита могут быть:
1) Государственные займы;
2) Денежно-вещевые лотереи;
3) Денежные средства государственного заёмного фонда;
4) Часть вкладов населения в сберегательных учреждениях.
Основную роль играют государственные займы– передача денег и других материальных ценностей государству на условиях возврата и за определённую плату.
Виды государственных займов:
|
|
1) По праву эмиссии:
· Государственные;
· Местные.
2) По месту размещения:
· Внутренние (облигации – ценные бумаги на предъявителя, которая является долговым обязательством заёмщика-эмитента вернуть кредитору-покупателю в установленный срок полученную в кредит сумму и купонный доход в виде % от номинала; казначейские обязательства – государственные ценные бумаги, которые добровольно размещаются среди населения и свидетельствуют о внесении их собственниками денежных средств в бюджет с целью получения фиксированного дохода);
· Внешние (облигации, кредитные договоры).
3) По правилам оформления:
· Облигационные;
· Безоблигационные (межправительственные займы на двухсторонней основе, внешние займы на многосторонней основе).
4) По сроку погашения:
· Краткосрочные;
· Среднесрочные (1-5 лет);
· Долгосрочные.
5) По виду доходности:
· Процентные;
· Дисконтные (номинал ссуды больше, чем сумма, которая передаётся фактически заёмщику);
· Выигрышные (доход получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации стали выигрышными).
6) По способу погашения:
· Одинарные (доход выплачивается 1 раз);
· Средние (доход выплачивается частями);
· С долгосрочным погашением.
7) По форме выпуска:
· Наличные;
· Безналичные.
8) По видам обеспечения:
· Залоговые;
· Беззалоговые.
9) По собственникам:
· Размещённые среди физических лиц;
· Размещённые среди юридических лиц;
· Размещённые среди физических и юридических лиц.
Источники погашения государственных займов:
1) Доходы от вложения заёмных средств в прибыльные и эффективные проекты;
2) Налоги, которые будут выплачиваться в процессе размещения средств;
3) Дополнительная эмиссия денег, которая обесценит возвращаемые государством средства;
4) Рефинансирование задолженности, т.е. выплата % по ранее выпущенным кредитам за счёт новых;
5) Уменьшение расходов бюджета.
3. Государственный долг: сущность, виды и обслуживание.
Государственный долг – общая сумма задолженности государства внутренним и внешним кредиторам вследствие непогашения собственных долговых обязательств и невыплаты по ним процентов, а также сумма накопленных за предыдущие периоды дефицитов бюджета.
Существование государственного долга является негативным явлением, но его имеют все страны мира.
Как экономическая категория, государственный долг выполняет 2 функции:
1) фискальную – государство на основе государственного долга привлекает необходимые средства для финансирования бюджетных расходов;
2) регулирующую– корректировка объёмов денежной массы с помощью покупки-продажи государственных ценных бумаг центральным банком;
Виды государственного долга:
1) Первичный – это сумма всего основного долга страны на определённую дату без начисленных процентов;
2) Не погашенный – первичный государственный долг с начисленными процентами;
3) Текущий–сумма задолженности с процентами, которая подлежит погашению в текущем году;
4) Капитальный – общая сумма задолженности страны, которая должна быть погашена по ранее выпущенным и не погашенным кредитам;
5) Внутренний – задолженность государства внутренним кредиторам;
6) Внешний –долг государства внешним кредиторам (МВФ, официальным правительственным институтам, частным банкам), он погашается иностранной валютой или товарами (услугами).
В соответствии с Бюджетным кодексом государственный долг также подразделяется на:
· Прямой – долг, который отображает общие объёмы заёмных средств, которые поступили в распоряжение правительства;
· Условный (гарантированный) – обязательства государства как гаранта возврата кредита при неплатежеспособности заёмщика;
Обслуживание государственного долга заключается в погашении займов, выплате процентов по ним, уточнении и изменении условий.
|
|
Основную часть расходов на обслуживание государственного долга составляет выплата процентов, выигрышей, погашение долга. К таким расходам также относятся: затраты на изготовление, пересылку, размещение и реализацию государственных ценных бумаг, проведение тиражей выигрышей по лотереям и т.д.
В Украине обслуживание государственного долга осуществляет МинФин через банковскую систему.
Государственные банки: Ощадбанк, Украэксим + Укргазбанк, Киев, Родовид.
На сегодняшний день в Украине существует 2 вида государственного долга:
1) Официально признанный долг – долг, который оформлен кредитными договорами или государственными ценными бумагами, что предусматривает погашение основной суммы долга и процентов в строго установленные сроки;
2) Сумма задолженности, которая не учитывается в составе государственного долга и включает:
· невыполненные обязательства государства перед субъектами экономики;
· задолженность перед бюджетниками по зарплате;
· неоплаченные государственные заказы;
· государственные гарантии по компенсации обесцененных вкладов в учреждениях Сбербанка СССР и т.д.
Эффективность использования государственных кредитов зависит от управления государственным долгом.
Управление государственным долгом – совокупность мероприятий государства, конкретных действий по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изменению условий погашения, определению порядка и условий выпуска новых ценных бумаг.
Возврат займов и выплата процентов осуществляется преимущественно за счёт государственного бюджета, но иногда может использоваться метод рефинансирования долга.
Рефинансирование можно проводить, если репутация страны-заёмщика положительная, наблюдается экономическая и политическая стабильность.
Процесс управления государственного долга включает этапы:
1) привлечение и размещение заёмных средств;
2) Возврат основной суммы долга и уплата процентов.
|
|
С заёмщиками, испытывающими проблемы с погашением займа, заключаются соглашения о реструктуризации задолженности.
Методы реструктуризации задолженности:
1) Конверсия – изменение доходности займа, т.е. увеличение или уменьшение процентов;
2) Консолидация – увеличение срока выпущенной ранее ссуды;
3) Аннулирование – государство полностью отказывается от обязательств (происходит при финансовой несостоятельности государства, при приходе к власти новых политических сил);
4) Отсрочка погашения долга – проводится тогда, когда выпуск новых долговых обязательств не имеет финансового эффекта;
5) Унификация займов – объединение нескольких займов в один (когда ранее выпущенные займы обмениваются на облигации нового займа);